Г.Ф.Плеханов, Л.Г.Плеханова, Земная траектория движения ТКТ

Достоверных, прямых, непосредственных последствий Тунгусской катастрофы 1908 г. (ТК) крайне мало. К ним можно отнести: показания очевидцев и изменение ряда геофизических показателей совпадающих с катастрофой во времени, а также вывал леса, пожар и лентовидные повреждения деревьев, переживших катастрофу (так называемый "лучистый ожог"), относящиеся к району катастрофы. При этом почти все они (за исключением геофизических параметров) несут определенную информацию о возможной траектории ТКТ.

Попытки определить ее проекцию на поверхность земли предпринимались неоднократно и приведены здесь в виде таблицы, где заключительный столбец указывает направление, откуда, ориентировочно, летело ТКТ.

Суслов И. М. ближние очевидцы

250

Астапович И. С. очевидцы

190

Сытинская Е. С. очевидцы

165

Кринов Е. Л. очевидцы

140

Зоткин И. Т. очевидцы

120

Фаст В. Г. ось симметрии площади вывала

115

Ильин А. Г. ось симметрии "лучистого ожога"

95

Фаст В. Г. ось симметрии осесимметричных отклонений от радиальности

90

Явнель А. А. очевидцы

70 - 130

Отсюда видно, что разброс направлений проекции траектории определяемой по показаниям очевидцев колеблется в пределах 180 градусов (от 70 до 250), а по объективным данным в пределах 25 (от 115 до 90).

Эти противоречия в определении направления полета ТКТ по объективным данным и показаниям очевидцев позволили Ф. Ю. Зигелю высказать предположения о возможном "зигзазе" летящего тела и, следовательно, о его искусственной природе. Однако детальный анализ всех фактов об этом явлении позволяет высказать иное мнение, исходящее из предположения, что Тунгусский Метеорит (ТМ) был космическим телом естественной природы, обосновав его достоверными фактами.

Как известно, Т.М., вызвавший разрушения, эквивалентные взрыву 30-50 мегатонн, не упал на землю. Нет кратера, нет самого метеорита, нет даже мельчайшей частички вещества достоверно относящегося к его составу. Единственным объяснением этим фактам может быть только воздушный взрыв или взрывоподобное разрушение ТКТ. Наличие и величина осесимметричных отклонений направления повала деревьев от строго радиального в восточной стороне вывала составляют не менее 6_50_0, что позволяет оценить вклад баллистической волны в общую картину разрушений не менее 10% от общей энергии. Из этого следует, что тело большой массы и большого поперечного сечения в конце пути, полностью затормозилось в воздухе, образовав ударную волну валившую лес.

Поскольку ТКТ не выпало на землю, то в конце пути оно имело скорость сопоставимую со скоростью вращения Земли на этой широте. А так как ТКТ не принадлежало Земле и не участвовало в ее вращательном движении, то здесь за счет сложения скоростей для земного наблюдателя произошел поворот траектории в западном направлении.

Дополнительное подтверждение возможности такого поворота можно выявить анализируя осесимметричные отклонения поваленных деревьев в СВ и ЮВ квадрантах вывала. Если в СВ квадранте осесимметричные отклонения составляют величину около 4 - 5 градусов, то в ЮВ доходят до двадцати. Учитывая, также, что наклон траектории к поверхности Земли был достаточно крутым, можно полагать, что на заключительном отрезке проекция траектории на поверхность земли развернулась в западном направлении на 15 - 20 градусов.

В этом случае форма площади вывала, с осью симметрии по азимуту 115 градусов, вызвана движением ТКТ со скоростью, существенно превышающей скорость вращения Земли на этой широте. Ось симметрии лентовидных повреждений ветвей деревьев, переживших катастрофу и идущая по азимуту 95 градусов, связана с начальным отрезком сложения двух скоростей, а ось симметрии самих осесимметричных отклонений (90 градусов) проявилась тогда, когда линейная скорость движения ТКТ стала меньше линейной скорости движения Земли на этой широте.

Если высказанные эдесь соображения правильно описывают возможный механизм разворота проекции траектории, то специалисты по механике могут рассчитать его числовые значения.