Виктория Кузьмина
Нематериальные феномены и стратегии их исследования в науке ХХ в.

Виктория Кузьмина

Нематериальные феномены и стратегии их исследования в науке ХХ в.

 

Сегодня практически во всех областях науки предметом изучения становятся нематериальные явления, осмысление которых традиционными научными методами часто становится неполным или неадекватным. К их числу можно отнести подсознание, виртуальную реальность, галлюцинации, произведения искусства, аномальные явления, паранормальные способности и т. д. Объективная составляющая этих и других сходных феноменов редко интересует исследователей. Основным объектом изучения в данном случае становится их отражение в человеческом сознании. Сегодня нам известно огромное количество таких «фантомов», и, после того как научное сообщество, наконец, осознало их существование, игнорировать эти вещи становится все труднее.

Феномен Тунгусского метеорита можно с полным правом отнести к этой категории. Ведь в настоящем случае предметом изучения является не сам метеорит (от которого не удалось обнаружить ни осколков, ни метеоритного кратера), а сумма последствий, которую повлекло за собой некое удивительное происшествие.

Как и многие подобные вещи, Тунгусский метеорит сегодня стал предметом междисциплинарных исследований. Причем, каждая из научных школ и отраслей, говоря о Тунгусском метеорите, имеет в виду свой собственный четко очерченный круг объективных проявлений и аспектов проблемы. И, зачастую, под этим названием фигурируют самые разные объекты исследования.

Тунгусский метеорит входит в ряд феноменов, которые не вписываются ни в одну из рабочих парадигм. Вокруг каждого из таких артефактов выстраиваются отдельные теории, изобретаются  индивидуальные стратегии их осмысления. Ученые открывают новые аспекты и параметры, по которым то или иное явление может быть исследовано. А это, в свою очередь, обуславливает разницу во взглядах, методах изучения и споры между различными научными школами.

Сегодня похожие проблемы можно встретить практически в любой из отраслей науки. Современное состояние научной мысли пока не позволяет исследователям определиться даже с методологией изучения подобных явлений; в большинстве случаев традиционный исследовательский инструментарий оказывается бессильным, и дело не идет дальше построения более или менее развернутых гипотез, вокруг которых, в свою очередь, формируется научная мифология.