Лесник. Вестник далеких миров (фото Кулика) Вокруг света, 1933, №7, с.29-30

Почтовый поезд из Иркутска подходил к г. Канску в восьмом часу утра 30 июня 1908 года. Было обычное вагонное утро. Пассажиры вставали, мылись, пили чай, выглядывали из окон. Вдруг некоторые из них закричали от изумления. По ясному небу летел огненный шар...

Поезд тряхнуло, он внезапно остановился. Что такое? Бомба, взрыв котла, испорчен путь? Ничего подобного. Все в порядке, — поезд пошел дальше.

Необычайный полет огненного шара видели многие, жители Канска и жители селений от оз. Байкала до р. Енисея. Они слышали удары грома, хотя туч не было. Сибирские; газеты отметили этот странный случай. В печати появились показания тунгусов-очевидцев.

Огненный вихрь слетел с неба. Тогда он трещал, гремел. Теперь молчит. Известно, где затаился. В тех местах лес сгорел дотла. Это «бог огня» свалился на землю. Можно найти умолкнувшего «бога», но лучше к нему не ходить. Пусть лежит и молчит.

Так говорили тунгусы. Они не знали, что это упал метеорит. Лежит он между речками Хушмо и Дилюшмо, притоками большой, бурной, порожистой р. Подкаменной Тунгуски.

Разрезая воздушные слои, близкие к земле, метеорит сверкал, облитый пламенем. При ударе о землю, скованную вечной мерзлотой, он произвел взрывы сокрушительной силы. Раскаленные газы сожгли лес, окружающий место падения.

Метеорит толкнул всю землю. Сейсмографы Лондона, Иркутска, Ташкента, Тифлиса и Иены отметили толчок как раз в те секунды, когда под Канском тревожно остановился поезд. Сдвига в Земной коре однако в это время нигде не было. На месте падения метеорита от взрывов образовались фонтаны подпочвенных вод. До сих пор ясны следы наводнения в обширном котловане. Это видно по осадочным наслоениям почвы. Вода сбежала по двум стокам. Теперь там осталось обычное болото и лужи.

В свое время метеорит нашумел не только громом. Телеграф оповестил весь мир об удивительном явлении. Он даже напылил, метеорит. Тогда в июне 1908 года вся Украина, все южное Поволжье любовались белыми ночами. На севере это — обычное зрелище, но там, где летние ночи темные, очень странно видеть, как «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Это метеорит, пролетая, оставил столько космической пыли, что в атмосфере образовались серебристые облака.

В конце прошлого столетия американские ученые заинтересовались огромной впадиной на степной равнине штата Аризона, на юге САСШ. Поперечник впадины 1500 метров, глубина до 150 метров. Впадина окружена валом в 40 метров высоты. Геологическое исследование выяснило, что вулканического извержения тут быть не могло. Оставалось предположить, что впадину выбил метеорит, углубившийся в землю. Тогда начали бурение. Бур проник в глубину впадины на 70 метров, но принес полное разочарование: ничего нет, кроме неповрежденного песчаного слоя. Дело зaглохло лет на 30.

В 1919 году проф. Беренджер усомнился в правильности заброшенных раскопок. Что если метеорит ударился в землю не под прямым углом? Тогда напрасно копаться в дне впадины. Нужно искать в другом направлении, на границе впадины, быть может вне ее. Ученые исследовали края вала и подтвердили блестящую догадку проф. Беренджера. Метеорит летел по касательной к земному шару.

Летом 1920 года на границе впадины был пущен в ход новый бур. На глубине 420 м бур наткнулся на слой метеорного железа. Ученые точно установили, что тут лежит чудовищная глыба железа.

Сейчас американские ученые имеют возможность изучать метеорит, найденный талантливой догадкой по неясным признакам, оставленным при падении.

Когда упал аризонский метеорит? Не меньше, чем 7000 лет назад, судя по кольцам в древесине кедра, выросшего на валу. Геологи же вычисляют по выветрившимся песчаникам выбоины весьма почтенный возраст для метеорита: ему может  быть от 40 000 до 70 000 лет.

На землю постоянно сыплется метеоритный град. Он чрезвычайно разнообразен по виду и составу. Известны каменные метеориты, чисто-железные, железные с примесями других металлов, бывaют и стеклянные.

Имеющиеся данные о падения тунгусского метеорита говорят, что он по своим размерам превышает всех «вестников неба», найденных на земле до сих пор. Бурение, геологические и магнитные разведки в воронках, пробитых осколками метеорита, дают основания предполагать, что здесь глубоко зарылись в землю три осколка метеорита, представляющие огромные массы железа, весом в тысячи тонн.

Находка таких глыб металла, конечно, имеет большую ценность экономическую и особенно научную. Этот метеорит, упавший не когда-то в незапамятные времена, а сейчас, на глазах у современников, даст ответы на многие вопросы, над разрешением которых бьются астрономы, геологи, минералоги, геофизики и т.д.

Метеорит, прилетел из тех заатмосферных пространств, куда мы сейчас стремимся проникнуть, и о которых знаем очень мало.

Множество свежих сведений из так называемых подзвездных сфер хранят осколки метеорита, утонувшего в тунгусском болоте. В 1920 году научный сотрудник Академии наук Л. А. Кулик начал изучать материалы о тунгусском метеорите. Воспоминания очевидцев, обрывки известий он соединял, связывал, подчинял научному анализу. Л. А. Кулик высказал точную уверенность: вот куда упал метеорит. Он сделал больше: в океане тайги Л. А. Кулик нашел участок леса, сожженный «богом огня».

Это не гарь, не остатки лесного пожара, не кучи обгорелых пней и сучьев. Нет, тут деревья повалены во все стороны, по радиусам, вершины у всех сорваны и все обожжены одинаково. Что-то жгло сразу на огромном пространстве. Видимо это путь метеорита, несомненный его след. Он должен быть тут, в центре поваленного и опаленного леса на площади в 25 км.

Туда, на Подкаменную Тунгуску энтузиаст-ученый уже водил несколько экспедиций. Вторая из них в 1928 году едва не оказалась роковой для Л. А. Кулика. Совсем уже у цели своего путешествия, на перекате речки Хушмо лодку смыло волной и Л. А. Кулик чуть было не утонул.

Дальше новые трудности. Пока экспедиция пробиралась по свежей неопаленной тайге, было много дичи, рыбы. В поясе же радиального бурелома речки высохли, дичи в середине лета почти нет. Запас, взятый из Ленинграда в расчете на троих, пришлось разделять на восьмерых. Скоро иссяк запас продовольствия. Участники экспедиции начали хворать. Им пришлось уйти назад.

Буровая вышка и буровая «партия»

Л. А. Кулик остался вдвоем с рабочим, вблизи от метеорита, и прожил там в своей избенке 2 1/2 месяца. Его уже считали погибшим. Советское правительство послало за ним специальную спасательную экспедицию. С помощью ее Л. А. благополучно выбрался из тайги. В следующем году настойчивый ученый снова привел к метеориту третью экспедицию.

Метеоритная заимка в центре бурелома

Третья экспедиция к метеориту, располагавшая порядочными средствами, возвратилась с тем же, с чем вернулись две предыдущие, т. е. без окончательного ответа на волнующий вопрос о метеорите. Бурелом лежит грудой. Есть воронки, пробитые осколками метеорита. А метеорит? Камень или металл? Какой величины? Глубоко ли ушел в землю? На десяток метров? На километр?

Вопрос об этом остается открытым, — гласят скупые сообщения Л. А. Кулика. — Раскопки возможны только путем вымораживания зимой и лишь при отсутствии мощных водоносных горизонтов на уровне ушедших в землю частей метеорита.

В переводе на простой язык это значит, что метеорит утонул в болоте. Воронки-кратеры залиты водой. Бурить дешевле всего в мороз.

Мы стоим перед изумительным явлением, перед находкой, какой не видывало человечество. Когда падала аризонская глыба железа? Кто скажет наверно? А тунгусский упал сейчас, на глазах у всех. В таком деле 25 лет ничего не значат.

Четвертая экспедиция, которая поедет в таежные дебри, к месту падения метеорита, должна окончательно ответить на все недоуменные вопросы. И тогда тайна тунгусского метеорита перестанет быть тайной. Ее заменит огромное научное открытие советских ученых.