Антонова О.В.,Галанцев Г.П., Тунгусска 2001г. Методика воспитания школьников исследователями сложных задач естествознания на примере Тунгусской проблемы.

Тунгусска 2001г. Методика воспитания школьников исследователями сложных задач естествознания на примере Тунгусской проблемы.
Tunguska 2001. Methods of schoolchildren's bringing up for being complicated natural tasks's investigators on example of Tunguska problem.

Антонова О.В.,Галанцев Г.П.(
Гимназия №4, г.Красноярск).
Antonova O.V., Galantsev G.P.

Обращение к космической проблематике наиболее привлекательный и сложный момент в процессе дополнительного и факультативного образования в средней школе.

В нашем случае, толчком к изучению космизма и около космических дисциплин, явилось погружение учащихся 7-9 классов в нерешенные вопросы т.н. Тунгусской проблемы, связанной с катастрофным взрывом в Эвенкии в 1908г.

Определение группы школьников активно увлекшихся и активно работающих в рамках предложенной темы, а традиционное название Тунгусской проблемы - "Тунгусский метеорит" что связывает с <космосом>, происходило в два этапа.

Первый, это чтение с перерывом в 1-2 недели популярных лекций различными лекторами, с обсуждением стендовых докладов специалистов по различным гипотезам Тунгусской катастрофы.

Второй, проведение среди заявивших о себе школьников конкурса рефератов о Тунгусском взрыве.

Устоявшаяся группа из 10-15 слушателей, с недельной периодичностью углубленно ознокамливалась с комплексом версий и рабочих гипотез (до 100 вариантов разбитых на 5-7 одновидовых блоков) по двум направлениям:
- привнос катастрофных возмущений из космоса, т.н. экзогенный характер[1];
- источник катастрофных возмущений литосфера Земли, т.н. эндогенный характер [2];
- комплекс взаимной связи экзогенного и эндогенного характеров катастрофы.

Базовым методическим примером на этом этапе обучения, является пример становления научной метеоритики[3], когда найденное на реке Удерей в Енисейской губернии в 1749 г. "палласово железо" трактовалось только причинами эндогенного характера. Начало 19 века, характерно демократизацией науки и развитием ее методической базы позволило признать (исследователь Хладни) в "палласовом железе" первый аттестованный метеорит, т.е. экзогенные (космические) корни. Зациклинность Тунгусской проблемы вполне можно рассматривать на примере "палласова железа", как вариант методического тупика.

Конкурсный процесс работ-рефератов о т.н. "Тунгусском метеорите", приуроченный к 40-летию первого полета человека в космос, публично заслушивался с обсуждением на Гагаринских чтениях. Подведение итогов позволило внести в монотонный процесс познания проблемы элементы игры. Ученикам были присвоены звания следопытов и штурманов "космизма" разных рангов. Все участники факультативных занятий по Тунгусской проблеме торжественно с пением "гимна" посвящены в "космодранцы" Комплексной Самодеятельной Экспедиции (КСЭ) по исследованию Тунгусского метеорита (штаб КСЭ - Томский госуниверситет). Все это закрепило увлеченность школьников космосом, в стойкий интерес к изучению напознан-ного.

Следующим этапом воспитания исследователей сложных задач, была определена задача подготовки научно оснащенной и туристски подготовленной школьной экспедиции на место Тунгусской катастрофы под патронажем КСЭ, Томского и Красноярского университетов.