Кулик Л.А. Гигантские метеориты, – Вестник знания, 1927, №22, с.1345-1354.

Недавно возвратившаяся в Ленинград экспедиция Академик Наук, посланная в центральную Сибирь для отыскания группы гигантских метеоритов, упавших на реке Подкаменной Тунгуске в 1908 году, вновь привлекла всеобщее внимание к этим редким гостям, попадающим па нашу планету.

В настоящее время мы знаем, что метеориты — это небесные тела с огромной скоростью, в десятки километров в секунду, несущиеся в бесконечных глубинах мирового пространства. Колоссальные скорости метеоритов служат причиною того, что при ударе их даже о верхние, разреженные слои атмосферы в обычных случаях, они от трения мгновенно накаляются и сгорают, не достигнув земли. На поверхность последней садится лишь тонкая минеральная пыль, найденная, между прочим, на девственных полярных снегах, куда не могла залететь никакая другая пыль земного происхождения. Но не все метеориты сгорают при встрече с земной атмосферой: более крупные обломки, несмотря на сильнейшее нагревание, оплавляются лишь со своей поверхности и достигают земли, иногда расколовшись на несколько более мелких частей.

Падение таких «небесных камней» долгое время отвергалось не только отдельными учеными, но всего 100 лет тому назад и Французской Академией Наук. Хотя еще Анаксагор в 465 году до начала нашей эры и Плутарх высказывали мнение о возможности происхождения метеоритов от солнца, но позднейшие века отвергли эту смелую для того времени мысль, объявив падение метеоритов суеверием и легендами.

Однако, факты—упрямая вещь, и фактов этих накопилось не мало. Так, китайские летописи сообщают, что в 616 году каменным дождем было убито десять человек. Старинные европейские хроники сохранили описание нескольких случаев, когда падение метеоритов причинило серьезный материальный ущерб: например, в 823 году в Саксонии от «огненного дождя из камней» сгорело 35 деревень... В 1492 году на юге Германии упал камень, весивший около 100 килограмм, при чем падение его сопровождалось сильным шумом и громом. Камни, падавшие с неба, настолько поражали воображение современников, что таким камням приписывались чудесные свойства, вплоть до возможности самопроизвольного полета. Немудрено, что метеорит, упавший 7 сентября 1514 года в Венгрии, верующие люди, освятив, приковали железной цепью к алтарю местной церкви. Знаменитый черный камень Каабы в Мекке—величайшая мусульманская святыня, по всей вероятности не что иное, как огромный метеорит.

В настоящее время упавшие обломки не приковывают в церкви цепями, но, детально изучив их и проанализировав, заботливо кладут образцы их в витрины музеев. Несколько сот штук метеоритов разной величины—от горошины до тысячепудовых глыб—собрано таким образом в разных частях света.

Из чего же состоят эти небесные камни? Химический анализ показал присутствие в них целого ряда известных нам элементов: водорода, углерода, азота, кислорода, серы, фосфора, хлора, натрия, кальция, кремния, калия, магния, алюминия, марганца, железа, никкеля, кобальта, мышьяка, хрома, меди, олова, титана, аргона и гелия. Очень часто метеориты состоят из почти чистого никкелистого железа,—обстоятельство, которое не должно нас удивлять, если мы припомним теорию строения тяжелого металлического ядра земного шара. Если законы формирования небесных тел, обломки которых, по мнению некоторых ученых, попадают к нам в виде метеоритов, были близки к тем, которые имелись некогда на земле, то надо ожидать, что часть метеоритов, из внутренних частей таких погибших небесных светил, также должна состоять из тяжелых металлов — железа, никкелл, хрома, марганца, титана и проч.

Как мы уже говорили, только ничтожная часть этих космических тел, которые встречает Земля, попадают на ее поверхность. Земная атмосфера, точно броней, защищает нас от снарядов небесной артиллерии, достигающих подчас весьма внушительных размеров.

Рис. 1. Кратер в Аризоне (Сев. Америка) на месте падения гигантского метеорита.

Рис. 2. Метеоритное железо, найденное в 1884 году в шт. Юнденжине (Зап. Австралия)

В том, что иногда Земле приходится сталкиваться с космическими массами солидных paзмepoв, убеждает нас наличие в некоторых местах загадочных круглых чашеобразных кратеров, происхождение которых никак нельзя объяснить вулканической деятельностью. Наибольшей известностью в этом отношении пользуется кратер в штате Аризона (Сев. Америка). Это (см. на рис. 1) почти круглое углубление, около одного километра в поперечнике, глубиной ок. 150 метров с беспорядочно насыпанным валом вокруг из разбитых известняков, песчаников, глины и песка высотой около 40 метров. Тщательное изучение этого странного образования обнаружило недавно интереснейшие вещи. Прежде всего, геологические исследования показали, что верхние окрестные слои состоят из глины, затем идет слой известняков пермской эпохи, подстилаемый белым триасовым песчаником. Буровые скважины в центре кратера, где думали найти предполагаемый метеорит, обнаружили на глубине нескольких сот метров мелко перемешанную смесь всех окружающих пород и множество мелких кусков окисленного и неокисленного железа. Множество таких железных обломков разной величины было также обнаружено в окрестностях самого кратера. Последнее обстоятельство невольно привело к мысли, что упавший здесь некогда метеорит состоит целиком из железа. О размерах этого гиганта можно составить себе представление по его колоссальной разрушительной силе падения. Бока кратера разрушены, точно после сильнейшего взрыва, скалистый песчаник от действия высокой температуры расплавился, превратившись на поверхности в пористую стекловидную массу, а все, что попало под непосредственное действие сокрушительного удара, превратилось в мельчайший песок, проходящий сквозь самое тонкое сито. Многолетними изысканиями различных предпринимателей легендарный Аризонский метеорит был, наконец, обнаружен, но не посредине ямы, а около ее края, куда он попал при косом ударе о землю. Проложенная буровая скважина, глубиной около 500 метров, наткнулась на гигантскую глыбу чистого никкелистого железа, по меньшей мере в 200 метров в поперечнике.

Риc. 3. Метеорит-великан, найденный в Гренландии путешественником Пири

На рис. 4. изображен поперечный геологический разрез Аризонского кратера, и показаны сделанные пробные буровые скважины. Для извлечения, конечно, по частям, этого колоссального метеорита, оцениваемого не менее, как в десять миллионов тонн чистого железа, стоимостью около полумиллиарда рублей, думают приступить при помощи прорытия в твердом грунте 500-метровой шахты и горизонтальной небольшой штольни, снабженных всеми необходимыми подъемными приспособлениями. В последующих работах, при раздроблении самого железного метеорита, по-видимому, придется прибегнуть к резке ацетиленовым пламенем или вольтовой дугой.

Рис.4. Поперечный разрез кратера на месте паления Аризонского метеорита

У нас на территории СССР есть два не менее интересных «скрытых» метеорита. Один в Туркестане, в долине левого берега р. Мургаб, в 35 верстах от Поста Памирского, другой—в центральной Сибири, в долине р. Хатанги (см. рис. 5). О существовании первого можно пока лишь догадываться по обширной круглой яме, около 130 м. в поперечнике, глубиной от 15 до 18 метров. Окружающая почва состоит из гальки и глины, но, хотя обстоятельных ее анализов никем еще не производилось, зато о метеорном происхождении: ямы сохранились довольно свежие изустные предания. По этим рассказам, само падение огненной звезды имело место лет 250 тому назад, при чем упавший ярко светящийся метеорит или, вернее часть его, после удара вылетел из ямы обратно. Говорят, что в начале, в продолжение нескольких лет из ямы шел пар и вырывались горячие газы, не позволявшие приближаться к ее краям. Когда земля достаточно остыла, киргизы хотели спуститься на дно ямы, но не могли этого сделать, даже связав 20 арканов, около 180 метров длиной...

Рис. 5. Схематическая карта СССР с указанием места падения метеорита (черный овал).

Несомненно, наибольший интерес во всяком, кто хоть сколько нибудь интересуется жизнью природы, должно вызвать падение т. наз. Тунгусского метеорита, по своим предполагаемым размерам, превышающего все известные ранее исторические метеориты. 30 июня 1908 года целым рядом наблюдателей на юге России и в Западной Сибири был отмечен полет ослепительно яркого метеорита огромных размеров, сопровождавшийся оглушительным грохотом. Метеорит пролетел над бассейном р. Енисея и упал где-то в далекой тайге, при чем падение его, по наблюдениям метеорологических станций в Иркутске и Киренске, вызвало сильное сотрясение почвы, несмотря на то, что эти пункты отстоят от места падения не менее, как на 100— 900 километров. Сейсмографы Иркутской обсерватории отметили две волны колебаний—одну в 7 часов 16 мин., другую в 8 час. 4 мин., что соответствует сейсмической волне, вызванной самым ударом массы метеорита и образованной им воздушной волне. Данные эти позволяют думать, что метеорит упал где-то в 900 километрах от Иркутска. По мнению геолога С В. Обручева, работавшего там по поручению Геологического Комитета в 1925 году, вероятным местом падения является р. Чамбэ, приток Хатанги, или Подкаменной Тунгуски, впадающей в р. Енисей. Местные жители—тунгусы передают, что падение метеорита являло собою поистине страшную картину: ослепительно белый огненный шар с чудовищной скоростью и ревом и грохотом пролетел над тайгой, повалив ее широкой сплошной полосой в несколько десятков километров длиной. На месте поваленного леса уже растет молодняк, но следы разрушения и сейчас налицо. По их же рассказам, на месте падения возникла огромная яма и оттуда теперь вытекает река. Более подробных сведений собрать не удавалось, а о том, чтобы провести на место падения, тунгусы и говорить не хотели, т. к. небесный камень у них считался священным и недоступным. Экспедиция, организованная в 1921 году Академией Наук СССР под руководством Л. А. Кулика, натолкнулась на такие трудности, связанные с местным передвижением, что не могла двинуться далее Канска. Осенью в 1926 году от И. М. Суслова Академией Наук СССР были получены новые сведения, собранные им от тунгусов, по словам которых упал не один, а несколько метеоритов.

Сведения эти оказались настолько интересными, что Академией Наук СССР в этом году была организована новая экспедиция под начальством Л. А. Кулика.

В настоящее время (к сент. 1927 года) экспедиция, во главе с Л. А. Куликом, возвратилась обратно, достигнув чрезвычайно интересных результатов. Прежде всего, надлежит отметить исключительно трудные условия, в которых протекали работы экспедиции. Почти непроходимые таежные дебри в сильнейшей мере затрудняли передвижение каравана, но тем не менее к лету, в 100 километрах от фактории Вановара экспедиции удалось добраться до колоссальной площади с поваленным и обожженным лесом, площади, длиной в несколько десятков километров, где, по-видимому, и упал метеорит. Дальнейшие поиски обнаружили и самое место падения. В различных местах были найдены неглубокие воронкообразные ямы, достигавшие десятков метров в поперечнике—обстоятельство, указывавшее на то, что главная масса метеорита при своем падении разбилась на несколько крупных кусков, упавших неподалеку один от другого. К сожалению, недостаток времени и технического оборудования не позволили экспедиции заняться работами по извлечению этих интересных обломков,—что составит задачу ближайших экспедиций. Как бы то ни было, вся обстановка падении Тунгусского метеорита и произведенные им огромные разрушения, заставляют подозревать, что здесь мы имеем дело с метеоритом исключительно крупных размеров. Мы еще не знаем состава упавшего метеорита, но не исключена возможность, что основная его масса состоит из железа и других тяжелых металлов, а если это так, то Тунгусский метеорит представляет собою не только выдающийся научный, но и чисто промышленный интерес.

Рис. 6. Падение метеорита над Мадридом в феврале 1896 года.

Подробному описанию впечатлений и событий упоминаемой здесь последней метеоритной экспедиции Академии Наук в дебри сибирской тайги будет посвящена книга Л.А.Кулика, которая выйдет в 1928 году в качестве приложения к «Вестнику знания», в серии книг «Природа и люди», «За гигантским метеоритом» (приключения советских ученых в Тунгусской тайге).