Дневник Рогалева Владимира Георгиевича (1968)

12.07.68.  Маклаково

Из Томска выехали 10.7.68  в  17 ч.  Перед отъездом  уговаривал   последний раз Ильина ехать с нами. Он отказался. Настроение было крайне паршивым, угнетало ещё и то, что рюкзак оказался очень тяжёлым, а ведь ещё будет основной груз – продукты. Я уже подумывал, что бы выбросить.

На Басандайке нас обгонял Бийский поезд. Я вышел с малой надеждой всё-таки увидеть Ильина, может быть он будет догонять нас. Мои надежды оправдались. Ильин проехал в Тайгу, а моё настроение сразу поднялось до высшей точки. Во-первых, наша группа пополнилась весьма опытным и надёжным товарищем. Во-вторых,  я получил не только отличного помощника, но и прекрасного товарища, с которым можно всё обговорить. В-третьих, наш отряд теперь можно разделить на две группы при проведении опросных работ, и, наконец, третий здоровый хожалый мужик нам был весьма кстати. У меня сразу пропала мысль что-либо выбрасывать.

В Тайге закомпостировали билеты (в Томске нам не продали сквозные билеты до Маклаково. Нет, говорят, такой станции, пришлось взять билеты до Ачинска) на 154 поезд, который пришёл через 40 мин. У проводника выяснили, что этим поездом мы опаздываем в Ачинске на поезд в Маклаково на 18 минут, а ходит этот поезд один раз в сутки. Загорать в Ачинске целые сутки – перспектива не из приятных. Срочно вылезли в Анжерке для того, чтобы пересесть на 126-й, который приходит в Ачинск раньше 154-го.

В Анжерке билеты на 126-й нам не закомпостировали – нет мест. Пришлось в вагон лезть нахрапом. За проезд пришлось заплатить «хичной» проводнице 2 р. 50 к.

В Ачинске легко сели на поезд, ждали (вернее покупали билеты) 20 мин. Выехали из Ачинска в 4 ч. Утра. В 11.30 были в Маклаково и сразу в столовую ( в дороге питались запасами, которыми снабдила мать Володю Шипулина, да выпросили у женщин бутылку вина).

Кольчугина нашли сразу. Принял он нас приветливо, помог добыть копировку с километровки нашего маршрута. Это очень здорово, я на это надеялся слабо. В Томске мне удалось найти только 25-километровку, с которой и скалькировал наш район. Я ещё не видел выкопировку карты, сейчас как раз жду с Галкой Валенту Г.П., который, говорят, уже сделал её, а сам уехал в Енисейск, будет через два часа. Галка решила уделить эти часы сну. Сидим у камералки Северо-Енисейской геофизической экспедиции в Маклаково.

Вчера произвели опрос в Маклаково (я с Галкой) и в Новомаклаково и Рудниковке (Ильины). Шипулин сидел на берегу Енисея с рюкзаками. Ночевали и ужинали на берегу Енисея. Кольчугина угостили спиртом, но слишком, пришлось провожать домой. Сегодня утром разделились две группы. Я и Галка получим выкопировку и поедем в Прутовую с расчётом к вечеру добраться до Енисейска. Ильины и Володя поехали сразу в Енисейск. Увидимся в Енисейске скорей всего завтра.

14.7.68  Енисейск

Карта  оказалась дрянь.  Этому  Валенте   очевидно  лень  было калькировать, а сослался на секретность. В общем, обманулись все мои надежды. Такую карту можно хоть сразу выбросить, не жалко.

Прождав до 2-х часов Ваеленсу, мы с Галкой прождали ещё полтора часа автобус на Енисейск. Доехали нормально. Слезли в Прутовой. В Прутовой опросили всех стариков, их оказалось человек пять. Ничего ценного они нам не сообщили. До Верхне-Пашино добирались пешком (~ 3 км.). По пути попался ларёк, где продавали пиво. От удивления взял кружку. Пиво, мягко говоря, не очень хорошее, да ещё тёплое. Но выпил с удовольствием – жара невозможная. В Верхне-Пашино добрались часов в 6-ть. Попутно опросив одного старика, добрались до дома председателя сельсовета. Его не оказалось дома, прибивал флаг на сельсовете. Бросили вещи у него в ограде. В сельсовете председатель просмотрел все свои гроссбухи и представил полный список стариков.

На автобус сели в девятом часу. Хотели доехать до ост. Зырянская, но пристал к нам с медвежьими услугами пьяный мужик. Уговорил ехать в Енисейск, дескать мы всё равно не попадём на правый берег, лодки ходят только с той стороны. Правда потом эти сведения подтвердились. В Енисейске он пытался устроить нас в гостиницу на автовокзале, но мы с Галкой сбежали от него на берег Енисея. Вышли прямо на пристань к дебаркадеру. Вдоль берега в ту и другую стороны километра на 2-3 город, с палаткой расположиться негде. Сдали рюкзаки в камеру хранения и пошли к дяде Кольчугина проситься ночевать. Ночевать он нас не пустил, соседи тоже. Вернулись на дебаркадер, предварительно оставив записку на двери почтамта для группы Ильина, и заночевали в комнате отдыха, заплатив по 70 коп. Кровати противные, с очень мягкой сеткой, постель грязная, не меняется.

Утром в 8 ч. в субботу 13.7.68 побежали по делам. Суббота – выходной, здесь тоже пятидневка. Пошли на квартиру 1-го секретаря райкома КПСС Соколова В.М. он уехал в Красноярск, опросили его отца. Второй секретарь в отпуске, третий улетел в какую-то Маклаковку на её 350-летие. В райкоме всё-таки оказался народ. Зав. Отделом пропаганды и агитации Кавалеров сообразил письмо от райкома партии и райисполкома к председателю колхоза в Усть-Пите об оказании нам помощи. Этим мы удовлетворились.

Ещё вечером я узнал, что до Усть-Пита можно добраться только Енисеем и что какой-то ВТ ходит только через сутки. Встала проблема опроса промежуточных селений. Поэтому, опросив нескольких стариков, мы поехали в аэропорт узнать можно ли долететь самолётом до Усть-Пита, опросив промежуточные сёла. Оказалось в нужные нам пункты Усть-Кемь, Подтёсово, Паршино и Усть-Пит, самолёты не летают летом вообще.

С аэропорта съездили в городской краеведческий музей, заполучили несколько фамилий и адресов стариков-старожилов и пошли на пристань как я написал в записке Ильину к 4 часам.

Прождали 30 мин., прежде чем он показался. Оказывается они приехали в 13 ч., но ему почему-то не отдали записку на почте. Они прекрасно устроились на пляже. Кстати, пляж отвратительный: грязь, стекло, галька.

Стали решать, что делать. Решили переехать на ту сторону Енисея, заночевать там и опросить заодно Епишино. Все пошли в город, я пошёл договариваться с бакенщиком на счёт переезда. По пути разговорился с парнем, он сообщил, что собирается ехать сейчас в Усть-Кемь, туда идёт катер. У меня моментально созрел отличный план отправить Ильиных этим катером (ОМ-380) до Подтёсово,  Галку с Володей до Усть-Кеми, а самому остаться для опроса в Енисейске. Парень за это выпросил у меня 15 коп., а я срочно побежал разыскивать своих. Всё получилось отлично, мы опросили максимум селений без потери времени. Завтра мы должны быть в Усть-Пите. Правда Галке с Володей завтра (уже сегодня) придётся вернуться в Енисейск, т.к. говорят, что ВТ иногда не заходит в Усть-Кемь.

Я опросил несколько стариков. Попался один, говорит у него был метеорит, приезжал даже Кулик к нему, но потом этот камень затерялся в огороде. Надо будет заняться этим Сальниковым. Ночевать он мне очень мягко отказал, а в ночлежку на дебаркадере идти мне очень не захотелось. Всю ночь просидел на лавочке на берегу Енисея. Подходил сторож, грозился вызвать милицию, но потом смирился, видит какой-то чудак. Сейчас 5.30. Уже взошло солнце. Захотелось спать. Заря была прекрасная, жаль нет фотоаппарата с цветной плёнкой. По Енисею проплывала какая-то странная чурка. Вынырнет на 2-3 сек. и скроется на 4-5 сек., так и проплыла. Ночью в темноте ещё села на мель самоходка.

Енисейск не очень приятный город. Грязный, пыльный, люди  не отличаются большой гостеприимностью. Чувствуется, что город старый, очень много церквей. По пер. Партизанскому я видел сразу рядом 3 креста. Пошёл укладываться куда-нибудь спать. В 8.40 подсяду на катер к Галке с Володей, они поедут в Епишино, а я в Зырянку.

20.7.68

Мы уже в тайге. Прошли половину пути.

В Енисейске прилёг на травку и чуть-чуть не проспал катер.  Проснулся, он уже подходил. Успел купить две булки и банку яблок, на катере позавтракали. Галка с Шипулиным сошли в Епишино, а я проехал до Зырянки. Зырянка и Потапово слились вместе. Председатель Потаповского сельсовета – приятная пожилая женщина назвала мне всех стариков, потом с сыном отправила меня на лодке в Заледеево, затем уже сын Василий перевёз меня на левый берег Енисея. Шёл 2 км до автобуса, жара страшная. Добрался до Енисейска в 2 часа. Пообедал, сходил в музей, нашёл Галку с Володей. Хотел  сходить ещё к одному старику, но тут узнал, что скоро отправляется «Метеор» в Подтёсово. Срочно собрались и поехали. Здорово катит.  В Подтёсово на пляже встретили Ильиных, они уже опросили стариков. Делать было нечего, наконец-то я искупался. До 2.30 15.7. прождали катер ВТ-2, который стоял на ремонте в Подтёсово. Забрались на катер и сразу спать. Утром чуть-чуть не проспали, выскочили как сумасшедшие последними. Было 6 ч. утра. Что-то поели и сразу за работу. Девчонки побежали в пекарню, мы (я и Ильин) пошли искать председателя. Коротко: Усть-Пит страшно не понравился, народ неприветливый, продуктов в магазине почти никаких нет, ни у кого ничего не выпросишь. Я полдня искал напильник (в магазине ничего не оказалось из того, что нам надо было), чтобы наточить пилу (пилу нашли в Енисейске). Ещё полдня искал лопату. Шипулина отправлял в Анциферово с председателем, стариков опросил, продуктов тоже нет, привёз сахар. Председатель оказался мужик ничего, молодой. Кажется действительно хотел помочь нам (я просил у него пару лошадей с проводником). Лошадей – пожалуйста, а проводника найти не удалось. Бесплатно никто идти не хочет, а больших денег у нас нет. Да председатель Георгий Степанович Волынский говорит, что дело не в деньгах, просто мужики не хотят идти в покос, да столько гнусу в тайге, да дорога плохая, и ещё возвращаться одному с лошадьми домой.

В общем, 16.7.68 в 6 ч. вечера сухари были готовы и мы тронулись. На машине нас подбросили до Б.Пита, на лодке переправились на ту сторону. Б.Пит примерно в три раза уже Томи. С нами был Андрей Андреевич Антонов, старик, у которого в ограде мы расположились в Усть-Пите. Я договорился с ним, чтобы он вывел нас  на Рязановскую дорогу.