Кривяков С.В., 1983 г. ОПИСАНИЕ СЕЗОНА КСЭ-25

Выехали из Томска 24 июля в 2100. 25 в 200 ночи сели в Тайге на 154. В Красноярске были в 1200. Через час встретили Ольгу Луткову из Челябинска. Итого: Мишка Миронов, Ольга, Игорь Щепеткин, Славка Постнов и я. Бросили шмутки в камере хранения и поехали в город. Попили пива в баре под медведем. Пытались найти Трухачеву, но она сменила адрес. Пили шампань из горла на остановке. Ночевали в скверике. Утром узнали, что наш рейс отменили за непопулярностью. Улетели в 18 вместе с группой Ковалюха. Он, Вадик и еще парень. В Кежме нас встретила Оля Скрябина. Переночевали на стадионе и утром часов в 830 улетели вертолетом в Ванавару. Встретили там Степу с Ленкой Конкиной. Они две недели пытались вывезти лабораторное оборудование. Просидели день. Вечером слегка попили, поспорили с Мишелем по нац. вопросу, на следующий день к вечеру двинули по тропе. Это было 28/07. Группа: Миронов, Луткова, Постнов, Кривяков, Скрябина, Щепеткин. К вечеру сделали 4 ходки, заночевали перед долиной на бугорке. Там же, где в 1980 году. Справили день памяти Вл. Сем. Утром ушли дальше. Шлось очень трудно. Обедали на Якукте в зимовье Воронова. Дошли до зимовья на Чамбе. Весь следующий день, 30, проразлагались на зимовье, к вечеру выбрели на Макикту на трясунчиках (под фарой). Миронов поймал ленка 30/07. На следующий день, 31/07, дошли до третьей Макикты, пообедали, и выслали вперед Щепеткина и Скрябину. Сами пошли не торопясь, к 2 ночи были на Хушме. На Кражуркане нас встретили люди Абрамова во главе с ним самим. Проводили. Первого к вечеру ушли в Центр. Второго ждали Игоря и собирались. Третьего к вечеру вышли на выселки. Группа: Кривяков, Щепеткин, Сысоев. Четвертого оставили Сысоева точить пилу, и ушли с Игорем по Траекторной. Дошли до гари (примерно 5 км.). Обвели тес вокруг болота, и пошли назад. Накрыл дождь. Взяли Борю. Я пошел вперед ставить лагерь, а мужики пилили завалы. Поставил лагерь, подождал. Пошел встретить мужиков. Ночевали на стоянке возле большого болота перед гарью. На следующий день, 5/08, я пошел вперед, повел тес, мужики за мной чистили завалы. Я дошел до стоянки под горой перед ручьем. Пошел обратно, на другом ручье встретил мужиков. Время 5. Пообедали. Я вернулся на стоянку, взял топор и планшет, которые там оставил, и пошел назад. Встретил ребят и с ними вместе пошел на вчерашнюю ночевку. Переночевали.

Затем 6/07 с утра перебазировались под гору на стоянку и разбежались - я чистить вперед, мужики - назад. Часов в 7 пошел дождь. К девяти вернулся на стоянку. Мужики уже там и развели костер. Дождь кончился. Выпили.

7/07 я пошел чистить дальше по излому, а мужики за мной. Они дошли только до горы. Я дотесался до конца излома. Дороги дальше не нашел. Был обратный тес. Я по нему прошел минут 20 и назад. Вперед ни дороги, ни теса не нашел. Вернулся, с мужиками пообедали, они еще немного попилили, а я пошел разведать вездеходку. Прошел по ней примерно 3 км. Она мне понравилась. Решил по ней выходить на Западный разрез и поработать на нем. 8/08 мужики пошли дочищать Траекторную, а я пошел с рюкзаком по вездеходке. Через 4 км. она ушла в долину ручья и потерялась. Я пошел дером на юг. Западную не нашел и двинул на Восток до пересечения с вездеходкой. Часов в 9 вышел на нее. Заночевал. А мужики допилили дорогу, и пошли по вездеходке. Часов в 6. Дошли до ухода ее в болото и заночевали. 9/08 я встал в 6 часов. Сходил вперед по вездеходке. Дошел до тесаной тропы, идущей Восток-Запад. Вернулся и без рюкзака пошел назад по вездеходке. Дошел до того места, где она уходит в долину, пересек её, по краю дошел до выхода вездеходки из долины и там встретил мужиков. Еще на лагере. Был 1 час. Пообедали и пошли. Подобрали мой рюкзак, вышли на "Западную" и пошли по ней. Прошли примерно 2 ходки и потеряли дорогу перед болотом. Заночевали.

10/08 мы с Игорем пошли в обход болота и вышли на Куликовскую тропу в районе Южного базиса. Точнее, на мостик через Чургим. Решили сходить на Западную и с нее найти нашу стоянку. Дошли до гари (примерно 1,5 км. от Бублика), прошли по ней немного и потеряли тес. Вернулись на стоянку. К ночи. На следующий день, 11/08, пошли поработать на Западную просеку, на Южном базисе встретили Барских, от них узнали, что Фотин и Коновалова 3 дня просрочили контрольный срок. Пошли в Центр. Решили, что Петухов и Абрамов завтра с утра идут на Хрустальный, тем более, что Фотин и Коновалова шли через Хрустальный. Вечером они вышли на Пристань, а в 7 часов утра двинули на Хрустальный. В районе Купальни Зоткина у Петухова (Витя) отказала нога. Коля быстро ушел назад, а Петухов поковылял потихоньку. Послали Борю Сысоева на Центр за подмогой, т.к. Коля ни разу на Хрустальный не ходил. Вызвался я, т.к. только я и Витя Гольдин из присутствовавших на Центре были на Хрустальном, но Витя был болен - фурункул на голове. На этот день, 12 августа, был назначен общий сбор. Все события развивались на фоне подготовки к общему сбору. Быстро добежали с Борисом до Пристани, минут 30 собирались и вышли где-то около двух. Коля с ружьем, я с рюкзачком. В 15 минутах ходьбы от Хушмы встретили Федорову, Афримзон, Углова, Мирошниченко, Коновалову и Фотина. Оказалось, что они взяли контрольный срок 4 дня. Но до Хрустального дошли только за 3. Потом вышли, заблудились и пришли к ребятам Федоровой на Хушму. Случайно. Там остались с ними еще на день или два, и потом ушли в Центр. Федоровцы не знали, что у них истек контр. срок. Все остались на Пристани в бане, а я побежал в Центр давать отбой. До вечера готовились к общему сбору: готовили дрова, женщины стряпали. Воронов показал интересный способ сбора ягод: большой кастрюлей лупишь по кусту, и ягода ссыпается в кастрюлю. Сбор был без приказа и "Курумника". Точнее, Курумник был, но плохой.

13/08 день отходили от сбора, а вечером Миронов, который собирался идти по тропе с Барским, Фотиным и Коноваловой, нализался, прощаясь со всеми, до того, что его пришлось нам с Колей транспортировать, точнее, провожать. Сначала он шел с рюкзаком, но очень часто падал. Тогда в районе отхода Западной тропы мы его из рюкзака вынули. Темнело, и мы торопились проскочить водопад. На чургимской стоянке встретили отряд Бояркиной. Оказалось, что, переходя водопад, Алёна сломала ногу. Мишка показал свой высокий профессионализм, т.е. нес чушь, но делал все как надо. Через некоторое время пришли Барские. Люба тоже осмотрела ногу. Потом мы пошли на Пристань - Барские и нас 4. Утром 14 Барские с запиской Алёны к Болоночкину ушли в Ванавару, а Миронов, Абрамов и я вернулись к Алёне. Сделали ей шину. Миронов решил остаться с ней. Поэтому он побежал на Пристань отпустить Фотина и Коновалову. Я побежал в Центр - положить крест и привести парней нести Алёну. Остальные делали носилки. Из березовых жердей и палатки. Вернулся с Угловым и Мирошниченко. Нас было 7: Миронов, Мирошниченко, Углов, Гольдин, Щепеткин, Абрамов и я. Несли по двое. Несли сначала по 15 мин, потом по 10, потом по 5. С шейным ремнем. Отдыхали перед Чургимом, на Южном базисе, т.к. сломалась жердь, и на Западной. Все это заняло у нас часа 3-4.

15 мы весь день собирались, прибирали Центр, а вечером ушли на Хушму.

16/08 вышли к Хрустальному, взяли пробу на Купальне Зоткина, там же пообедали, видели, что на Центре был вертолет. Ночевали в 2-х ходках от начала Разин-штрассе, возле выворотня с водой. На следующий день обедали на волчьей стоянке над Огне, а ночевали на последней старице, высоко на горе. За 3/4 ходки до бани. Потом, 18/08, зашли в Хрустальный, проводили Мишку Мирош. с Ленкой Аф. и ушли, накупив халвы, конфет и хлеба, на Хушму. Ходу там 2,5 ходки. На следующий день, 19, разлагались, делали торт. Мужики разведывали дорогу. Но в 8 вечера Коля выгнал нас, несмотря на сильное сопротивление. Шли по Чунскому летнику. Заночевали через 2 ходки на Девыките. Утром 20/08 заложили площадку и пошли дальше. На Детконе взяли еще одну, на Карэ (на карте - Коре) заночевали. Утром опять взяли площадку и ушли дером в устье ? (названия ручья нет, но это Хивыкона). Ручей был сухой, и мы с трудом нашли воду. 22 спустились к самому устью (? Нет названия), заложили площадку, да там и остались. 23 ушли на Хушму, а оттуда на Хрустальный. На следующий день в 2 часа стартовали с Хрустального. Ночевали на канаве, напротив тазика. 25 пошли дальше. Обедали за не знаю каким ручьем. Через него есть гать. Ночевали в ходке от зимовья. 26/08 вышли дальше и в 4 часа были в Ванаваре. Сходили в магазин, к Воронову и на почту, а в 6 часов уже летели на Ми-6 в Красноярск. С посадкой в Богучанах. В этот же вечер на поезде уехали в Тайгу. В Тайге попрощались с Колей и повстречались с Опанасенко. С ним допили спирт. 27 были дома. Группа: Абрамов, Углов, я, Федорова, Луткова.