Кулик Л.А. Инструкция для наблюдений отдельных метеоров, болидов и метеоритов, Русский Астрономический календарь. Изд. Нижегород. кружка любителей физики и астрономии. 1926, вып.XXIX, с.194-203

Многолетний опыт сбора Отделом Метеоритов Р.О.Л.М. и Метеоритным Отделом Минералогического Музея Академии Наук любительских наблюдений болидов показал, что для целей практической работы и внесения однообразия в присылаемые сообщения, помимо фиксирования общих понятий, необходимо установить хотя бы условную терминологию и классификацию объектов этих наблюдений. С этой целью здесь принято следующее условное деление интересующих нас явлений.

Метеор. Это название сохранено за «падающей звездой», менее яркой, чем Венера в эпоху наибольшего блеска—грубо: минус 4 звездных величины. Метеоритный Отдел ведет регистрацию лишь отдельных, замечательных той или иной особенностью, метеоров, Систематическим же наблюдением метеорных потоков, для вычислений их радиантов, занимается Бюро Наблюдений Русского Общества Любителей Мироведения (Ленинград, ул. Союза Печатников, д. 25, кв. 45), где и сосредоточена их обработка.

Болид. Это—тот же метеор, но уже имеющий видимый диск; размеры этого диска могут иногда превосходить видимые размеры Луны. Следовательно, обывательское название болида, «огненный шар», вполне соответствует значению этого слова. Яркость болида может быть равна или превосходить яркость Венеры в эпоху ее наибольшего блеска. Болид, как и метеор, может иметь прямолинейный или криволинейный путь, может иметь движущийся вместе с ним хвост, дробиться на части, рассыпать искры, и оставлять за собою след.

Метеорит. Это название, независимо от размера объекта, присвоено каменной или железной массе, уже упавшей «с неба» на Землю. На видимом небесном своде метеорит появляется в виде болида со всеми характерными особенностями последнего и всегда сопровождается световыми и звуковыми явлениями. Однако и те и другие, в некоторых районах окрестностей падения могут, в силу ряда физических причин, частично или полностью, и не наблюдаться. Для выпадающего метеорита характерно: образование обычно серого (до черного) облачка в так называемой «точке задержки», отдельные (до, после или в сплошном гуле) резко-громовые удары (или один удар) и вихревые явления головной конической воздушной волны (обыкновенно — в некотором отдалении от пункта падения). Во время своего падения на Землю метеорит может разделиться в воздухе на части. Отдельных громовых ударов может быть слышно тоже несколько. Для выпавшего метеорита характерна матовая или блестящая черная или почти черная поверхность, покрытая типичными для него углублениями (ямками).

Желательно, чтобы наблюдатели в своих (если корреспондент сообщает наблюдения других лиц, то необходимо, чтобы эти наблюдения были записаны отдельно и по возможности точно, хотя бы между собой эти наблюдения и различались или даже—противоречили друг другу.) сообщениях присылали ответы на следующие вопросы.

Глава I. Болиды без звуков и отдельные метеоры.

1.   Год, месяц и число по новому стилю.

2.   Час и минуты с точным указанием, по какому времени ведется счет, т.е.—по местному—солнечному или поясному.

3.   Какими часами пользовался наблюдатель? Степень их точности и степень точности отсчета различных моментов явления.

4.   а) Координаты ( и ) для начальной и конечной точек пути болида (необходимо указать, каким атласом пользовался наблюдатель), или:

б) Положение пути болида между звездами (путь наносится на звездную карту, а если ее нет, то, тотчас же после наблюдения делается рисунок данной части неба и на него наносится путь болида), или:

в) Высота над горизонтом и азимут (или румб) в градусах для начальной и конечной точек пути болида, угол его пути с горизонтом, длина пути в градусах, или в диаметрах Луны, или же—по расстоянию между знакомыми звездами (Часто наблюдатель определяет положение точки на небе линейными мерами (метрами, аршинами и т. п.). Это—ошибка. В самом деле, как нужно держать, напр., метр, чтобы отмерить им какое-нибудь расстояние на небесном своде: ведь если мы представим себе этот метр на расстоянии, скажем, 10 шагов от себя, то он займет на видимом небе незначительную часть пространства; если же мы возьмем его за конец в вытянутую руку, да еще наклоним другой конец на себя, то наш метр покроет всю видимую нами часть неба за зенит включительно. Подобного рода измерение не может дать никакого представления об угловых расстояниях на небесном своде.).

г) Если наблюдатель не может дать ответа на первые три пункта, то пусть укажет хотя бы страну света, где был виден болид, и направление его пути.

5.   Продолжительность полета в секундах и долях секунды.

6.   Размеры диска (ядра, головы) болида в минутах или частях лунного диаметра (с чем только ни сравнивают величину болида,—и с репой, и с котенком, и с головой, и с апельсином, и с арбузом. А между тем, когда мы видим арбуз, проезжая в 40 метрах от пего, он нам кажется величиною с яблоко и далее меньше; когда же мы подносим его к носу,—то он закрывает собою все небо. Очевидно, что такая мера не годится для определения величины наблюдаемых нами небесных тел). (Средняя величина диаметра Солнца равняется 32 минутам, а Луны—31,5 минуты).

7.   Цвет болида.

8.   Яркость (сила света) болида в звездных величинах или по сравнению с планетами, Луной, Солнцем.

9.   Форма болида. Изменения, происходящие с ним во время его полета. Желательно дать координаты или отметить положение вспышки в средине пути или: момента и точки наибольшей яркости болида. Хвост. Дробление (деление на части) болида и характер этого дробления.

10. Искры: их количество и цвет.

11. След: его длина, ширина, форма, продолжительность видимости, цвет, изменения и т. п.

12. Условия наблюдения: освещение (Луна, ее фаза, высота ее над горизонтом, заря и проч.); облачность и характер облаков; температура, влажность, ветер; прозрачность воздуха и степень его спокойствия; состояние наблюдателя (усталое, бодрое и т. д.).

13. Желателен рисунок болида: его пути, ориентированного по звездной карте, или—по звездам на глаз, или—по горизонту и странам света. Фотографический снимок имеет исключительное значение.

14. Место наблюдения (точно и подробно). Хорошо дать географическую широту () и долготу () от Пулкова или Гринича.

15. Имя, отчество, фамилия, возраст и точный адрес наблюдателя.

Глава II. Болиды со звуковыми явлениями и метеориты.

1. Когда наблюдалось явление? (Год, месяц, число, по новому стилю, минуты и секунды с отметкой, по какому времени ведется счет: солнечному, поясному  или иному). Следует указать, какими часами пользовался наблюдатель, а также—степень их точности.

2. Где наблюдалось явление? (Губерния, уезд, волость, село, деревня, хутор, а также—в избе или на дворе был очевидец. Если он был вне деревни или жилья, то—где именно: на пашне, в лесу, на реке и т. п. Следует также указать для этого места направление и расстояние от ближайшего крупного населенного пункта. Хорошо план или выкопировку с карты с точным обозначением положения наблюдателя).

3.    Какая была погода? (указать °/0 облаков по 10-балльной шкале, направление и силу ветра, температуру по Цельсию. Если в данном пункте или окрестностях имеется метеорологическая станция, то следует взять точную выписку из наблюдений и примечаний за этот день).

4.    Что наблюдалось: звуки или огненное тело (болид), или же и то и другое одновременно?

5.    С какой стороны неслись звуки? (указать или страны света, или направление на какую-нибудь деревню, село, завод, город).

6.    На какие земные звуковые явления были похожи эти звуки (на шум ветра, бурю, свист стаи птиц, грохот телег по мосту, громыхание катящихся бочек, артиллерийскую стрельбу, громовые раскаты и т. д.)?

7.    Были ли звуки сплошными, или же они раздавались с перерывами? (отметить, как велики были перерывы).

8.    Были ли слышны среди сплошного гула (свиста, шума, грохота) отдельные удары («выстрелы из орудий», «взрывы»), или же слышался один только сплошной грохот (гул, шум, свист и т. д.)?

9.    Если были слышны и непрерывный гул (свист, шум,  грохот) и отдельные удары, то укажите, когда были слышны отдельные удары: до сплошного гула, или после него, или же среди этого гула?

10.  Сколько было слышно отдельных ударов и через какой промежуток времени следовали они друг за другом?

11.  Сколько времени был слышен гул (шум, свист, грохот) до и после отдельных ударов?

12.  Сколько времени были слышны все звуки вместе взятые?

13.  Были ли слышны особые звуки падения тела на землю («клевки»)? Если—да, то—сколько и когда именно: до или после разбиравшихся выше звуков или же— среди них?

14.  Были ли слышны звуки в домах? (укажите, у кого именно, а также—его имя, отчество, фамилию и подробный адрес).

15.  Назовите места вашей волости (района, уезда, округа, губернии), где были слышны звуки, а также—адреса тех, кто их слышал.

16.  Если наблюдалось огненное тело (болид), то укажите, откуда (юг, север и т. д.; если возможно, то дайте азимут и высоту над горизонтом, а также—рисунок) оно появилось, под каким углом к горизонту и в каком направлении летело и в каком месте скрылось. Направление можно отметить по странам света, ночью по звездам, сейчас же зарисовав их положение и путь болида, конечная точка отмечается так же, как и начальная: по азимуту и высоте над горизонтом в частях дуги небосклона или градусах, а также—по звездам. (См. главу 1, пункт 4-й).

17.  Наблюдалось ли огненное тело (болид), или же несколько огненных тел одновременно?

18.  Если болид был один, то сколько времени он летел?

19.  Каких размеров он был по сравнению с полной Луной на той же высоте?

20.  Не изменил ли болид своего прямолинейного направления? Если—да, то какого характера были эти уклонения от прямой линии (дуга, ломаная линия, волнистая линия, зигзаг и т. п.)? Дайте рисунок.

21.  Какую форму имел болид (шарообразную, грушевидную и т. д.). Дайте рисунок.

22.  Как сильно светил болид (его яркость по сравнению с планетами, Луной, Солнцем) и какого он был цвета в начале и конце полета?

23.   Имел ли болид хвост, каких размеров (в частях поперечника лунного диска) он был, какую имел форму, цвет, как изменялся во время полета?

24.   Сыпал ли болид искры, когда именно, как много, какого цвета и формы!

25.   Не оставлял ли болид после себя следа (полосы): какие размеры и направление имел след, какую форму и цвет, как долго держался на небе, как постепенно изменялся? Дайте ряд рисунков или фотографий постепенного изменения следа.

26.   Видно ли было в том месте, где исчез болид, какое-нибудь облачко? Какую оно имело форму, и цвет, как долго было видно, как меняло свою форму и цвет? Определите точно положение центра облачка на небе и дайте рисунок или фотографию.

27.   Если день был облачный, то не произошло ли изменений в форме и расположении облаков на пути болида по небу? Опишите всю картину этих изменений, дайте рисунки или фотографические снимки.

28.   Если было видно несколько болидов сразу, то укажите, в каком порядке следовали они друг по отношению к другу. Подробно опишите их величину, время появления и исчезновения, расстояния между ними, форму, цвет и проч., как это было указано выше для одного болида.

29.   Не наблюдалось ли еще каких-либо световых явлений (вспышки, пламени, сияния и проч.)?  Опишите, где и когда именно, какого вида и цвета все это было и как долго наблюдалось.

30.   Если болид наблюдался зимой, то не было ли замечено после него, в тот же или на следующие дни выпадения на снегу на обширном пространстве темной, бурой или черной «сажи».

31.   Не наблюдалось ли во время полета болида содрогания почвы или колебания различных предметов (домов, дверей в домах, качания ламп, дребезжания стекол)?

32.   Не было ли замечено во время или после полета болида колебаний воздуха (порывов ветра, вихрей)? Не было ли случаев обрушивания ветром труб, срывания крыш, поломки ветвей и повалки деревьев, людей, животных? Точно укажите место этих происшествий, свидетелей и их адреса.

33.   Какое впечатление произвел полет болида с его световыми и звуковыми явлениями на наблюдателя? Что ему показалось в самом начале, что он подумал потом и что делал под свежим  впечатлением.

34.   Не заметил ли наблюдатель чего-нибудь особенного в поведении окружающих людей, животных и птиц?

35.   Что говорили об этом явлении соседи, знакомые и как объясняли его?

36.   Кто еще в вашей волости (городе, уезде, губернии) был свидетелем этого явления? Укажите точно место его наблюдения и подробный адрес.

37.   Не было ли замечено наблюдателем после полета болида падения на землю «камня» (метеорита) или «камней)) (метеоритов)?

38.   Не было ли замечено при этом мелькания в воздухе темного предмета (на подобие падающей черной птицы), а также—не подмечено ли направления его полета?

39.   Был ли слышен звук падения камня на землю («клевок»)?

40.   Не сопровождался ли полет камня каким-либо звуком (жужжанием, свистом)?

41.   Чем обратило на себя внимание наблюдателя падение камня (метеорита) на землю?

42.   Как глубоко вошел метеорит в землю и под каким углом?

43.   Какую форму и какие размеры имела яма на месте падения? Дайте рисунок ямы.

44.   Был ли виден метеорит в яме? не выдавался ли он из нее наружу?

45.   Были ли края ямы оплавлены или закопчены, а окружающие или прилегающие горючие предметы—обуглены? Не сохранилось ли у кого-нибудь образчика оплавленной породы или обугленного таким образом предмета?

46.   Не была ли разбросана земля вокруг ямы? Как далеко и в каком направлении? Дайте план или рисунок.

47.   Если явление происходило зимой, то не было ли обнаружено на земле, снегу или льду вокруг ямы бурого налета или пыли?

48.   Как скоро после падения наблюдатель подошел к метеориту и что делал с ним? Какую температуру имел метеорит? Можно ли было удержать на нем руку? Если—нет, то почему? (Необходимо точно указать, пробовал ли его наблюдатель рукой лично). Не подмечено ли у метеорита какого-либо запаха?

48.  Какой наружный вид и форму имел метеорит? Опишите его поверхность, форму и цвет; дайте рисунок или фотографию. Каков был его вес?

49.  Какова дальнейшая судьба метеорита: кто извлек его из земли и куда его дели.

50.  Если метеорит был разбит, то у кого из известных  наблюдателю лиц имеются его осколки? Точно укажите имя, отчество, фамилию и подробный адрес.

51.  Имя, отчество, фамилия и .точный адрес наблюдателя, а если он неграмотен, то. тоже самое и для лица, записывающего с его слов.

В заключение необходимо еще раз указать на желательность зарисовки всего, что возможно из упоминавшегося здесь, а если представится случай, то—и фотографирования. Желательно, чтобы рисунки присылались наблюдателями на отдельном куске бумаги, а не между строками письма.

Затруднительность с ответом на некоторые из помещенных здесь вопросов и невозможность, быть может, дать требуемые сведения точно—не должны удерживать наблюдателя от сообщения того, хотя бы и немногого, что он знает и может сообщить (если Вы почему-нибудь не сможете исполнить и этой просьбы, то передайте ее такому лицу, которое может ее выполнить или же вообще интересуется этими явлениями), лишь бы его рассказ был правдив, так как лишь в этом случае он будет иметь значение для науки. Необходимо также отметить и то, что интересы науки требуют, чтобы каждый культурный человек принимал все зависящие от него меры к тому, чтобы метеорит не был поврежден и возможно быстрее и в полной сохранности был бы передан специалистам-ученым для исследования.

В случае установления (заведомо) падения или обнаружения метеорита следует немедленно телеграфировать (стоимость телеграммы возвращается тотчас же по получении от наблюдателя письма с его адресом) по адресу: Ленинград, Академия Наук, Метеоритный Отдел и одновременно сообщить подробности письмом, адресуя его так:

Ленинград, В. О., Университетская набережная, 5. Минералогическому Музею Академии Наук (Метеоритный Отдел). По такому адресу, если не делать больше никаких приписок, письма идут бесплатно.

Ленинград. Сентябрь 1925.