Глава XVI. Бразильский двойник Тунгусского метеорита

Прежде чем закончить наше изложение истории Тунгусской проблемы, стоит поставить вопрос: как часто на Землю могут падать тела, подобные Тунгусскому? До сих пор полагали, что это явление уникальное, и на протяжении исторического периода жизни человечества другого такого же явления не наблюдалось.

Недавно оказалось, что это не совсем так. У Тунгусского метеорита был аналог, даже двойник, причем упал он на Землю в XX в., на 22 года позже Тунгусского, в далекой Бразилии. И, подобно Тунгусскому метеориту, его исследованиями ученые занялись спустя много десятилетий после его падения.

Бразильский двойник Тунгусского метеорита упал утром 13 августа 1930 г. в непроходимых джунглях на границе Бразилии и Перу, в верховьях реки Куруса, впадающей в Жавари, правый приток Амазонки. Он тоже произвел сильные разрушения в джунглях, и его полет наблюдали многочисленные очевидцы, но и его осколков пока найти не удалось.

И, как ни странно, в истории исследований "Бразильской Тунгуски" известную роль сыграл Л.А. Кулик, хотя в Бразилию он не ездил.

Первые сведения о Бразильском метеорите поведал миру итальянский миссионер отец Фиделло д'Авиано, посетивший вскоре после события этот район Бразилии, собравший и записавший рассказы очевидцев. Свои впечатления и наблюдения он изложил в заметке, опубликованной в газете "Оссерваторе Романо", органе Ватикана, 1 марта 1931 г. [459]. Вот что там сообщалось.

13 августа 1930 г. в лесах вдоль реки Куруса упали три ярких болида, прилетевших из космоса. Это необычное явление сопровождалось таким комплексом природных феноменов и событий, что люди, занимавшиеся в лесу добычей каучука, решили, что стали свидетелями предвестника конца света. Они бросили работу, орудия труда и побежали в свои дома, к родным и близким, чтобы с ними вместе принять смерть. Другие, рассеянные по берегам реки и в чаще леса, пали на колени, вверяя себя Богу в последней молитве.

Спустя пять дней, когда отец Фиделло д'Авиано прибыл со своей ежегодной апостольской миссией к населению долины реки Куруса, эти люди все еще пребывали в страхе и ужасе. Со слезами они поведали миссионеру об ужасном событии и попросили дать объяснение.

Когда первые страхи по поводу конца света были преодолены, распространились новые слухи - о начале войны между Бразилией и Перу, а болиды толковали как огромные бомбы, начиненные отравляющими газами. Отец Фиделло объяснил запуганным людям, что такое болиды и аэролиты (прежнее название метеоритов), но это научное объяснение не удовлетворило тех, кто был очевидцами явления. Проехав вдоль реки Куруса, отец Фиделло терпеливо записал сотни показаний очевидцев, имевших самое различное образование и интеллектуальный уровень. На их основе он составил следующую картину явления.

Утро 13 августа 1930 г. было ясное, светило недавно взошедшее Солнце. Сборщики каучука приступили к работе в чаще леса, рыбаки забросили в реку свои сети, женщины на ее берегах стирали белье. Внезапно, около 8 часов утра, Солнце стало кроваво-красным и кругом распространилась тьма, словно плотное облако преградило путь солнечным лучам. Но никакого облака на небе не было, только красноватая пыль, появившаяся в атмосфере, создавала впечатление гигантского пламени, которое должно было испепелить все в природе. Мелкий пепел начал покрывать растения в лесу и выпадал на воды реки. Внезапно послышался свистящий звук, исходивший сверху и напоминавший свист при полете артиллерийских снарядов. Этот звук все приближался к земле и становился все более и более ужасающим, так что дети инстинктивно пытались защитить голову руками, спрятаться в далеких углах жилищ, восклицая: "Мама! Мама!" Обитатели леса, пораженные происходящим, не имели то ли времени, то ли мужества, чтобы взглянуть на небо и выяснить, что же происходит. Но некоторые рыбаки нашли в себе такое мужество и увидели огромные огненные шары, падавшие с неба подобно молниевым разрядам. Они упали в центре леса, причем были слышны три удара, напоминавших раскаты грома. Было три отчетливых взрыва, один сильнее другого, вызвавших содрогание земли, как во время землетрясений. Легкий дождь из пепла продолжал падать еще несколько часов, и Солнце оставалось окутанным дымкой до полудня. Взрывы этих тел были слышны за сотни километров вокруг. В ближайших населенных пунктах Ремата де Мале и Эсперанца явление не наблюдалось, но взрывы были ясно слышны, и народ полагал, что это в форте Табатинга ведут испытания новых орудий и бомб.

Спустя пять дней после опубликования статьи с описанием явления, сделанным д'Авиано, 6 марта 1931 г., на страницах английской газеты "Дейли Геральд" появилась статья под сенсационными заголовками:

"Опасность от метеоритоподобных огромных бомб из воздушного пространства. Ураган пламени. Огненные копья, воспламеняющие леса. Судьба рода человеческого" [474].

И далее рассказывалось, как "три больших метеора, упавших в Бразилии, подожгли леса и опустошили сотни миль джунглей". Напоминая о Тунгусском метеорите 1908 года, корреспондент "Дейли Геральд" справедливо замечал: "Если бы любому из этих двух упавших метеоритов случилось ударить в город, расположенный в густо населенной местности, то они должны были бы причинить страшный вред жизни людей и обусловить огромные убытки".

В сообщении "Дейли Геральд" фигурировали и такие подробности, о которых не сообщалось в "Оссерваторе Романо". Так, согласно английской газете, "пожар продолжался непрерывно в течение нескольких месяцев, опустошив обширное пространство". Можно думать, что этот "многомесячный лесной пожар" - выдумка английского корреспондента. Ведь и о Тунгусском метеорите сибирские газеты писали вскоре после его пролета, что некие инженеры обнаружили большую белую массу и начали окапывать ее, а публика из остановленного у разъезда Филимонове пассажирского поезда хлынула к месту падения, чтобы получше разглядеть "небесного гостя". Все это от начала до конца было вымыслом досужих сибирских газетчиков (см. гл. I).

Заметку в "Дейли Геральд" прочитал Л.А. Кулик и написал большую статью "Бразильский двойник Тунгусского метеорита", опубликованную в журнале "Природа и люди" в 1931 г. [247]. В ней, кроме фактов, описанных выше, Л.А. Кулик приводил и те, что были известны к этому времени о Тунгусском метеорите, а также об обстоятельствах падения метеоритов вообще.

Статья Кулика оказалась тем отправным пунктом, от которого начинается современный этап исследований "Бразильской Тунгуски".

Сначала краткое упоминание о ней появилось в брошюре Г.М. Ивановой с соавторами [163], изданной в Томске в 1975 г. Затем, через 14 лет, томские ученые Н.В. Васильев и Г.В. Андреев, много лет посвятившие исследованиям Тунгусского метеорита, сообщили о Бразильском метеорите со слов Кулика в специальной статье в журнале Международной метеоритной организации (на английском языке) [507]. Это произошло уже в 1989 г.

Заметка Андреева и Васильева привлекла внимание западных исследователей и популяризаторов. За каких-нибудь три месяца, с сентября по декабрь 1992 г., вышло несколько статей о "бразильском близнеце Тунгуски" [437, 438, 471, 488]. Наиболее плодовитым автором этих статей был итальянский любитель астрономии Роберто Горелли из Рима, член Союза любителей астрономии Италии. Он еще в 1991 г. получил доступ к архивам Ватикана, нашел статью в "Osservatore Romano", выяснил, что Фиделло д'Авиано скончался в 1956 г. Дополнительных материалов о явлении 13 августа 1930 г. он не оставил . Горелли написал миссионерам в Сан Паулу де Оливенса (город в Бразилии, столица штата Амазонас, где протекает река Куруса) и получил от них некоторую полезную информацию. На основании всех имевшихся данных он рассчитал, что масса Бразильского метеорита должна была заключаться в пределах от 1000 до 10 000 т, а энергия взрыва составляла около 100 кг ТНТ (на два порядка меньше, чем в случае Тунгусского метеорита) [439].

По мнению Горелли, взрыв Бразильского метеорита произошел также в воздухе, безусловно ниже 20 км, а скорее всего на высоте от 5 до 10 км [438]. Пыль (ошибочно принятая за пепел) оседала длительное время и рассеялась на большой территории. О предварительных результатах своих изысканий Горелли сообщил на 26-м конгрессе Союза любителей астрономии Италии, собравшемся в сентябре 1992 г. в городе Форли (250 км к юго-востоку от Болоньи).

Между тем, Бразильским явлением заинтересовался английский астроном, исследователь метеоров Марк Бэйли из Ливерпульского университета. Получив от Апостольской библиотеки Ватикана текст сообщения д'Авиано, он с тремя сотрудниками опубликовал в 1995 г. полный перевод его на английский язык и краткое изложение статьи в Daily Herald [412]. Двумя годами раньше был опубликован перевод сообщения д'Авиано на немецкий язык [503].

Бэйли установил контакт с Горелли, они обменялись информацией. Далее Бэйли связался с бразильским ученым Рамиро де ла Реза из Национальной обсерватории в Рио де Жанейро, который с жаром включился в исследования. Начали с поисков сейсмограмм. На сейсмической станции в Рио никаких следов землетрясения 13 августа 1930 г. обнаружено не было. Но от Рио до реки Куруса около 3000 км. Бэйли написал на обсерваторию Св. Каликста в Ла Пазе (Боливия), от которой до Курусы было 1300 км. Ее директор, Лоуренс Дрейк, ответил и прислал список землетрясений, зарегистрированных между 11 и 18 августа 1930 г. Одно из них приходилось на 13 августа. Но ни момент прихода волн (11 ч 04 мин по Гринвичу), ни расстояние до эпицентра (210 км) не соответствовали месту и времени падения (момент падения метеорита соответствовал 13 часам по Гринвичу).

Вскоре в работу включились боливийские ученые А. Вега (обсерватория Св. Каликста) и М. де ла Торре (университет Св. Андрея, Ла Паз). Они нашли запись сейсмографа за 13 августа на станции Ла Паз, в 1304 км от предполагаемого места взрыва. Как они сообщили на конференции в Болонье в июле 1996 г., время записи согласуется с предполагаемым моментом события. Запись соответствует поверхностным волнам, как и в случае Тунгусского метеорита. Сейсмические данные позволили оценить энергию взрыва, которая, по их данным, составляла половину энергии Тунгусского взрыва (т. е. гораздо больше, чем по оценке Горелли).

Рамиро де ла Реза достал снимки верховьев Амазонки, сделанные с самолета несколько лет тому назад для составления топографической карты Бразилии. Далее от Национального института космических исследований Бразилии (INPE) были получены две фотографии района падения размером метр на метр и фотографии тех же квадратов, снятые спутниками системы LANDSAT (сокращение означает "Земля со спутников"). По электронному "адресу" они были "вызваны" на экран компьютера и сфотографированы.

Изучение всех снимков и радарных изображений района позволило выявить на местности три депрессии: одну изолированную и две близких, расположенных к югу от первой. Одна из них была окружена хорошо выраженной кольцеобразной структурой, ясно различимой на фоне сплошного леса. Как сообщили на конференции в Болонье Рамиро де ла Реза и его коллеги Лине де Баррос и П.Р.М. Серра, кратер имеет около 1 км в диаметре. Он расположен в лесу, в 25 км от реки Куруса. Таким образом, расположение депрессий указывало направление полета метеорита с севера на юг. Напомним, что очевидцы это направление не сообщили.

К этому добавилось еще одно соображение. Дата падения Бразильского метеорита (13 августа) довольно хорошо совпадает с датой максимума метеорного потока Персеид (12 августа). Это дало основание Бэйли высказать предположение о связи Бразильского метеорита с потоком Персеид [412]. По его расчетам, в момент падения метеорита радиант Персеид находился для наблюдателя на реке Куруса на угловой высоте 24° и в азимуте 345° (от N к Е), т.е. на севере. Если Бразильский метеорит действительно связан с потоком Персеид, то он должен был лететь с севера на юг.

В связи с этим представляет интерес наблюдение российских астрономов М.А. Смирнова, А.М. Микиши, Г.Т. Болговой и С.И. Барабанова [22, 325] с помощью метрового телескопа Симеизской обсерватории в Крыму четырех объектов, двигавшихся по направлению от радианта Персеид в период действия потока (9-15 августа 1995 г.). Расстояния до них в период обнаружения были от 200 000 до 4 500 000 км, размеры - от 6 до 50 м (при  альбедо 0,04) или от 3 до 25 м (при альбедо 0,15). При плотности 1 г/см3 массы тел размерами 25-50 м будут 8-62 тыс. т, что на порядок выше оценок массы Бразильского метеорита. Наблюдения такого рода следует продолжать.

В 1988 г. американский астроном Йитс из Лаборатории реактивного движения Калифорнийского технологического института сфотографировал тела размерами в десятки метров, названные мини-кометами [516]. Организуя эти наблюдения, Йитс руководствовался гипотезой Луиса Франка (университет штата Айова), высказанной в 1986 г. на основании наблюдений "атмосферных дыр" в ультрафиолетовом диапазоне, которые Франк объяснил проникновением в нашу атмосферу ледяных кометообразных тел [434). Еще за 10 лет до Франка, в 1976 г., идею о существовании в Солнечной системе мини-комет высказал В.А. Бронштэн на основе анализа наблюдений болидов Прерийной сети США [45]. Существует ли прямая связь между мини-кометами Франка-Йитса и объектами Смирнова и др., предстоит выяснить.

М.А. Смирнов и его соавторы были первыми, зарегистрировавшими крупные тела, связанные с потоком Персеид. Поэтому мы и привели их при рассмотрении гипотезы Бэйли о связи с этим потоком Бразильского метеорита.

Еще в 1995 г. встал вопрос об организации на место падения метеорита научной экспедиции. Но организовать такую экспедицию удалось только в июне 1997 г. Руководил ею Рамиро де ла Реза. Экспедиция прошла успешно. Были обнаружены все три депрессии, но осколков метеорита, как и в случае Тунгусского тела, найти не удалось.

Эта книга уже была написана, когда электронная почта принесла сообщение Копенгагенской обсерватории о падении 9 декабря 1997 г. гигантского метеорита на юге Гренландии. Полет болида наблюдали с Земли, с трех траулеров, находившихся близ южного побережья острова, и с двух метеорологических спутников. Были отмечены и сейсмические волны. Масса метеорита первоначально была оценена в 4 млн т, т.е. выходило, что он равен Тунгусскому или даже больше его. Однако вскоре выяснилось, что эта оценка сильно завышена, и ее снизили до 30-100 т к моменту падения метеорита [64а].

В апреле 1998 г. к северу от г. Паамиута были обнаружены мельчайшие частицы метеорита, которые позволили более точно определить место его падения. Это западное побережье Гренландии, южнее ее главного города Готхаба (б. Нука), в 10 км северо-восточнее пункта с координатами 63° 05' с.ш., 50° 48' з.д. Точное местное время падения 5 ч 11 мин.

Анализ собранных мелких осколков показал, что метеорит - каменный. При микроскопическом анализе четко выделялись темные округлые частицы, характерные для наиболее распространенного класса каменных метеоритов - хондритов. В составе Гренландского метеорита установлено наличие силикатных минералов: оливина, пироксенов и др. [64а].

В конце июля 1998 г. к месту падения отправилась экспедиция, в которую кроме астрономов и геофизиков входили альпинисты. Экспедиция проработала месяц и вернулась в Копенгаген так и не обнаружив главную массу метеорита. Наблюдения со спутников показали, что он еще в полете раздробился на четыре крупных фрагмента. Будем надеяться, что их судьбу сможет выяснить новая экспедиция. Не исключено, что они полностью раздробились в воздухе по схеме Григоряна. В общем, история повторяется.