Астапович И.С., Землетрясение 30 июня 1908 г. в Енисейской тайге в связи с падением Тунгусского метеорита
"Природа", 1948, № 1, с. 86—87.

Природа 1948, № 1, с. 86-87

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 30 ИЮНЯ 1908 г. В ЕНИСЕЙСКОЙ ЗОЛОТОНОСНОЙ ТАЙГЕ В СВЯЗИ С ПАДЕНИЕМ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА

Проф. П. Л. Драверт (Омск) незадолго до своей смерти, последовавшей 12 декабря 1945 г., передал в моё распоряжение некоторые материалы, касающиеся падения известного метеорита 30 VI 1908 (н. ст.) на водоразделе рек Чуни и Средней (Подкаменной) Тунгуски. Так, в сообщении своем от 30 VI 1945 проф. Драверт пишет: «Летом 1915 г., приехал в Енисейск для подготовки к путешествию в Пито-Ангарский край по командировке АН, я познакомился с б. золотопромышленником Н. Е. Матониным. Из его рассказов о природных явлениях, которым он -был свидетелем, особенно остановил моё внимание рассказ о землетрясении в Южно-Енисейской тайге. Передаю то, что уцелело в моей памяти.

«По словам Матонина, он проживал в 1908 г. на своём золотом прииске по рч. Кадра, впадающей слева в Большой Пит (правый приток Енисея). Однажды утром, находясь ещё в постели, он был внезапно подброшен сильным толчком, раздались „подземные” удары, затряслись стены дома, задребезжали стёкла в рамах. Испуганный Матонин бросился вон из дому, решив, что от землетрясения надо спасаться у воды. Добежав до пруда, он увидел, что поверхность воды на нём колебалась подобно волнению от ветра. Здесь он потерял самообладание. Через некоторое время землетрясение прекратилось. Как оказалось, в доме попадали некоторые предметы в буфете, картина в раме покосилась, остановились часы с наружным маятником. Домашние животные, как и люди, были в большом смятении. В окрестностях обрушились некоторые камни со скал. Тунгусы, приходившие каждое лето с востока для покупки припасов, рассказывали о грозных явлениях в тайге, в том числе о поразившем ужасом землетрясении.

«В дальнейшем, путешествуя с минералогическими целями по Южно-Енисейской тайге, я побывал на ряде приисков и жилых пунктов по рекам Кадре, Аяхту, Горбилку, Печенге, Удерею и его притокам: Татарке, Большой Мурожной и некоторым другим. Попутно я расспрашивал о землетрясении. В одном пункте удалось по записной книжке установить дату землетрясения: 17 июня ст. ст. Состав опрошенных был разнообразен, между ними один доктор, два инженера и горный исправник. Подробностей в памяти не осталось, могу лишь сказать, что землетрясение ощущалось на всём протяжении Южно-Енисейской тайги, отличаясь в разных местах интенсивностью и числом ударов, а также продолжительностью. Площадь, охваченная сейсмом, лежит, приблизительно, между 58° 10' и 59° 20' с. ш. и 93° 00' и 94° 45' в. д. и, надо полагать, далее к востоку. Сила землетрясения достигала VI баллов Росси—Фореля.

«На обратном пути в Енисейске я узнал, что „в средине июня" дьякон местного храма, придя для отправления ранней обедни, с изумлением увидел качание большого паникадила, а дома заметили качание лампады. По Матонину, это землетрясение было тогда и в Северо-Енисейской тайге: из указанных им речек помню Чиримбу и Енашимо (правые притоки Б. Пита).

«Возвратившись в Казань, я списался с другими лицами по адресам, данным Матониным. и к концу 1916 г. у меня образовалась довольно солидная работа „Кадринское землетрясение", погибшая вместе со всем прочим имуществом в следующем году при моей отлучке из Казани. Когда в 20-х годах появились статьи А. В. Вознесенского, И. М. Суслова. С. В. Обручева и Л. А. Кулика о падении Тунгусского метеорита, для меня стало ясным, что землетрясение в Енисейской тайге было генетически связано с этим падением. В беседах с Л. А. Куликом я дважды сообщал ему о собранных мной в 1915 г. сведениях... Сравнительно недавно поступил в моё распоряжение новый материал. Он относится к району, лежащему к западу от Енисейской тайги, и свидетельствует о том, что результаты катастрофы 30 VI 1908 были более широкими по своему масштабу, чем нам казалось».

Проф. П. Л. Драверт добавляет, что новых данных он собирается коснуться в следующей статье, но смерть помешала ему осуществить своё намерение.

Таким образом возможно, что одновременно с падением на Средней Тунгуске (из имеющихся указаний на три пункта падения обследован только один и тот недостаточно) имело место падение других крупных частей в бассейне р. Кадры (т. е. на 500 км к ЗЮЗ) и может быть ещё западнее.

И. С. Астапович.