В.Г.Фаст, Н.П.Фаст, Момент наблюдения Тунгусского болида по показаниям очевидцев

Момент наблюдения Тунгусского болида по показаниям очевидцев
В.Г.Фаст, Н.П.Фаст

Томск
corni@mail.tomsknet.ru

Момент падения Тунгусского метеорита (ТМ) определялся в разное время и разными авторами по инструментальным данным. И.П. Пасечник [1] наиболее тщательно оценил момент t возникновения сейсмической волны в эпицентре: t=0h13m,59±0m,08UT 30 июня 1908 г. К моменту t завершилась видимость Тунгусского болида (ТБ), но продолжали наблюдаться след и облако взрыва. Уже после этого момента до наблюдателей дошли сейсмическая и звуковая (барическая) волны. Приведенные данные не могут быть уточнены свидетельскими показаниями. Наоборот, указания очевидца на момент, когда он наблюдал болид и явления, с ним связанные, могут в какой-то мере служить для контроля памяти рассказчика или для решения вопроса о том, относить ли его показание к Тунгусскому болиду.

Из анализа показаний очевидцев ТБ [2] следует, что лишь в половине показаний (316) содержатся сведения о моменте ТБ. В 108 из них   утверждается, что болид был «утром» (50), «рано утром» (43), «в завтрак» (15), а указания на конкретный час 111 человек формируют симметричную гистограмму на интервале 5-11 ч с модой в 8 ч. Таким образом, на утренний момент указывает 219 человек (69,3%). Остальные очевидцы указывают на дневное время для ТБ: «перед обедом» (23 человека), «днем» (15), «в обед» (10), «в полдень» (6), «после обеда» (14) или в конкретный час в  интервале от 11 до 16 ч (39). Такие показания даже привели  к представлению о том, что 30 июня 1908 года наблюдалось два ярких дневных болида: один - утром, а другой – в обеденное время.

В этой связи требуется внести определённую ясность в вопрос об исчислении времени в Сибири в 1908 г. В России в начале ХХ века еще не было принято поясное время, и население в городах пользовалось в основном местным среднесолнечным временем. В сельской местности широко использовалось истинное местное время: стрелки часов устанавливались на 12, когда Солнце проходило над точкой юга. Различие между истинным и среднесолнечным временем 30 июня составляет η = -3m,5. Некоторые очевидцы, указывая время, добавляли: «по непроверенным часам», что говорит об общей приблизительности указываемого часа. В  0h 14m UT часы самых западных очевидцев ТБ должны были показывать 6 ч 4 мин, а у самых восточных очевидцев в этот момент должно было быть 8 ч 10 мин местного среднесолнечного времени. Звуки от ТБ до этих очевидцев могли дойти почти через час,  а длиться они могли 15 – 30 мин. Поэтому  для отдельных очевидцев завершение всех явлений, связанных с ТБ, могло приходиться на ~7 ч 30 мин на западе и на ~9 ч 30 мин на востоке. Таким образом, указания очевидцев на интервал от 6 ч до 9 ч 30 мин местного времени является допустимым для тех или иных явлений, связанных с ТБ.

Кроме местного и среднесолнечного времени, в нашем вопросе следует придать особое значение времяисчислению, использовавшемуся старообрядцами. Последние составляли в 1908 г. в области видимости ТБ десятки процентов населения. Селились старообрядцы в основном в верховьях рек и местами составляли многолюдные селения. Как показали беседы со  старообрядцами в Красноярском крае и в Томской области, у них до сих пор сохранилась и практически функционирует библейская система времяисчисления («иерусалимское время»), применявшаяся в древней Палестине во времена первых христиан. Пользуясь обычными часами, старообрядцы, живущие в отдаленных районах, и сейчас еще для проверки времени не используют ни радио, ни телевидение. При прохождении Солнца через южный вертикал на часах устанавливается 6 ч. Скитнику В. Сливкину  в такой момент приходилось устанавливать и 7 ч и даже несколько другое время (в пределах одного часа), что обусловливалось выполнением  важных хозяйственных работ. Здесь имеется некая аналогия с введением во многих странах «летнего» времени. В соответствии с Типиконом счет часам старообрядцы ведут от 1-го до 12-го ч ночи и затем от 1-го до 12-го ч дня. При этом, например, 7-й, 8-й, 9-й ч истинного местного времени соответствуют у старообрядцев 1-му, 2-му, 3-му ч, а в особых случаях даже 2-му, 3-му, 4-му ч. Для старообрядцев характерен подъем от ночного сна (или бдения) в 10 ч (3 – 4 ч утра по местному истинному времени). После молитвы сразу приступают к работе, длящейся до обеда. Обед у мирских старообрядцев обычно состоится в 2 ч (8 ч местного истинного времени), а в скиту – в 4 – 6 ч (9 – 11 ч местного истинного времени). Понятие о завтраке у старообрядцев отсутствует. «Полдень» означает 3 ч (9 ч утра местного истинного времени).

Показания о ТБ как явлении «в обед», «в полдень», до и после этих рубежей получены в основном в 1962 – 1970 гг. в менее доступных районах, где и следовало ожидать встречи с выходцами из старообрядчества. Здесь очевидцы, вспоминая о ТБ через 60 лет, оценку времени суток давали в терминах и понятиях старообрядческого быта поры своей юности или детства. Во многих случаях к этим понятиям примешивалась и терминология современная. Вот несколько примеров показаний очевидцев о моменте ТБ: Е.Е. Сарычев (г. Канск) - «часов около 8, до обеда» (здесь 8 ч, очевидно, следует понимать как истинное местное время, а «обед» предстоит); М.К. Банщиков (д. Банщиково) - «почти в обед, с утра»; Е.И. Рябинина (Бадарма), - «проснулась…, в обед было»; А.И. Усольцева (д. Мозговая) - «среди дня, утро было»; И.Г. Брюханов (Заледеево) - «утром, шли к обеду»; М.М. Фаркова (Ерёма) - «было утро, перед обедом».

Статистический анализ с учётом двух систем времяисчисления позволяет утверждать, что имеющаяся неоднородность массива свидетельских показаний о моменте ТБ отражает артефакт, а не сущность явления. Нужды в предположении о втором болиде 30 июня 1908 года нет.

Литература

  1. Пасечник И.П. Космическое вещество и Земля. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 1986. С. 62-69
  2. Васильев Н.В., Ковалевский А.Ф., Разин С.А., Эпиктетова Л.Е. Показания очевидцев Тунгусского падения. Томск: 1981 (Деп. ВИНИТИ №5340-80). 305 с.