Где же ключ к тайне? "Советская культура", 22 мая 1979 г. № 41 (5257)

На днях Центральное телевидение показало научно-попу­лярный фильм «Тайна», который демонстрировался раньше в рамках передачи «Очевидное—невероятное». Лента эта вызва­ла большой интерес зрителей поднятой в ней проблемой.

В 1978 году исполнилось 70 лет после одной из крупней­ших космических катастроф на Земле — падения Тунгусского метеорита. К сожалению, почти двадцать лет изучением этого явления никто не занимался, и со временем оно приобрело ореол таинственности, породив множество гипотез.

Так что же произошло ран­ним утром 30 июня 1908 года? По безоблачному небу Центральной Сибири в направлении с юго-востока на северо-запад быстро пронеслось ярко светящееся тело. В бассейне ре­ки Подкаменная Тунгуска про­изошел гигантский взрыв, а над тайгой вспыхнуло огром­ное пламя.

Фильм «Тайна» рассказывает о катастрофе, о гипотезах, стремящихся приблизиться к пониманию и объяснению это­го явления, о достигнутых ре­зультатах в познании природы Тунгусского метеорита.

Уникальные кадры, снятые во время экспедиций 1921 — 1930 годов, воссоздают обста­новку в районе падения метео­рита в том виде, в каком он открылся первому исследова­телю «Тунгусского дива» Л. Ку­лику. Им были обнаружены кратеры диаметром до 30 мет­ров, похожие на воронки от падения крупных метеоритных масс. И Л. Кулик немедленно начал их раскопки. Однако после спуска воды из самой крупной впадины, названной Сусловской, стало ясно, что поиск зашел в тупик: посреди воронки находился большой пень с корнями, нормально уходящими в илистое дно. Стало очевидным, что кратеры не имеют никакого отношения к падению крупных метеорит­ных тел, а являются термо­карстовыми образованиями. Полученный отрицательный результат не обескуражил уче­ных. Он показал необходи­мость поиска новых подходов к решению проблемы.

После войны, в 1958 году, была организована новая экс­педиция в район падения Тун­гусского метеорита под руко­водством известного ученого-геохимика К. Флоренского. Мне посчастливилось прини­мать в ней участие.

С тех пор не проходило ни одного года, чтобы в районе падения Тунгусского метеори­та не побывала хотя бы одна группа исследователей. Мне также неоднократно доводи­лось участвовать в последующих экспедициях, поэтому фильм «Тайна» я смотрел с особым вниманием и пристра­стием.

Каковы же практические ре­зультаты этих многолетних ра­бот и как они отражены в филь­ме? Из картины мы узнаем о ряде направлений, по которым шли исследования ученых. Во-первых, это поиски вещества Тунгусского метеорита. В рай­оне падения брались пробы почвы, которые сортировались, разделялись по размеру, маг­нитным свойствам. При этом извлекались магнетитовые и силикатные «шарики» диамет­ром от 10 до 100—200 микрон. Однако доказать, что они от­носятся к вещественным ос­таткам Тунгусского метеори­та, не удается, так как такого рода «шарики» в большом ко­личестве имеются и в других районах Земли. Большие и весьма ценные работы были проведены болотоведами по извлечению минеральной фрак­ции из слоев торфа, относя­щихся к 1908 году. Оказалось, что эти слои по сравнению с другими как раз очень бога­ты подобными «шариками», которые вполне могут отно­ситься, к веществу Тунгусско­го метеорита.

Второе направление — это исследование картины повала массива леса. На основании этого изучения были выведены данные о параметрах разру­шающей волны. Исследование позволило смоделировать ха­рактер выделения энергии на пути движения метеорита.

О результатах некоторых работ в фильме «Тайна» толь­ко упомянуто. А жаль. Так, изучая последствия распрост­ранения светового и теплово­го излучения во время катаст­рофы, ученые пришли к весь­ма ценным выводам. Эта ра­бота помогла определить ко­ординаты точки взрыва и его протяженность в атмосфере Земли. Взрыв и исчезновение тела Тунгусского метеорита произошли на высоте 5 кило­метров, причем взрыв был не мгновенный, а продолжался примерно 0,5 секунды. Полученные результаты опроверга­ют возможность ядерного взрыва, который происходит мгновенно, в связи с чем зона теплового и светового излуче­ния может быть только точеч­ной, а не растянутой на не­сколько километров.

Для некоторых же исследо­ваний в фильме, к сожалению, совсем не нашлось места. Например, ничего не было ска­зано о работах по изучению ускоренного роста деревьев после 1908 года. Доказано, что повышенная энергия роста свойственна всем основным древесным породам, произра­стающим в этом районе в са­мых разных условиях: в низи­нах, на склонах гор, на маломощных песчаных почвах и на торфяниках, скованных вечной мерзлотой. Это качество вид­но как на молодых деревьях, появившихся через 20—30 лет после катастрофы, так и на старых, переживших ее уже в солидном возрасте. Удивитель­но, что ускоренный рост не прекращается там до сих пор. Видимо, то, что вызывает этот процесс и играет роль микро­удобрения, находится в почве и попало туда во время ката­строфы. Может быть, как раз здесь и следует искать ключ к решению вопроса о веществен­ном составе Тунгусского метео­рита?

Обнаружилось также, что зона максимального ускорен­ного роста деревьев вообще находится за пределами райо­на разрушений. Она располо­жена на пути уточненного на­правления полета Тунгусского метеорита, примерно в 15 ки­лометрах от границы повала леса. Изучение этого явления может не только пролить свет на «загадку века», но и при­нести большую пользу народному хозяйству. Дело в том, что леса в районе падения Тунгусского метеорита не име­ли раньше промышленного значения. А после катастрофы на тех же крайне бедных се­верных почвах, в условиях вечной мерзлоты, деревья ста­ли расти как в хороших лесо­промышленных зонах Совет­ского Союза.

Для непосвященных в проб­лему зрителей фильм (авторы сценария Л. Николаев и В. Викторов, режиссер В. Викто­ров, производство творческого объединения «Экран»), конеч­но, представлял большой ин­терес. Но так как это далеко не первая работа, рассказывающая о «загадке века», то у многих возникало определен­ное недоумение. Как же так — ученые и экспедиции работают уже много лет, а до сих пор ничего не прояснилось. Поче­му? По фильму получается, что падение Тунгусского метеори­та остается чуть ли не полной тайной, и это открывает про­стор для любых самых эк­стравагантных, фантастических предположений.

Трудно согласиться и с не­которыми авторскими интер­претациями. Например, вмонтированные в ленту кадры пы­лающих и медленно падающих деревьев, снятые во время обычного лесного пожара, со­вершенно не соответствуют ха­рактеру тунгусской катастро­фы.

Разумеется, фильм в рамках передачи «Очевидное—невероятное» не претендовал на строгое научное исследование и изложение проблемы Тун­гусского метеорита. Свое на­значение — привлечь новых исследователей к этому уникальному явлению природы — фильм, конечно, выполнил. Он был интересен своим изо­бразительным материалом, журналистскими находками.

Большое место в фильме занимают люди: ученые и про­сто энтузиасты. Зрители зна­комятся в картине с руко­водителями экспедиций: Н. Ва­сильевым, Г. Плехановым и другими учеными. Я хорошо знаю некоторых из тех, кто был показан на экране. Прав­да, точки зрения по ряду вопросов—на природу Тунгусского метеорита, на организацию работ — у нас не совпадают. Например, Н. Васильев счита­ет, что в экспедициях должно участвовать как можно больше людей — все, кто имеет жела­ние поехать туда хоть на неде­лю. Об этом он говорит и в фильме. Отсюда, мол, люди многое выносят, пройдя эту школу научного поиска, мно­гие потом становятся учеными. На мой взгляд, результаты экспедиций были бы гораздо плодотворнее, если бы вместо сотни приезжающих в район падения метеорита на одну - две недели там все лето работала группа ученых-энтузиастов в составе 25—30 человек.

Советская наука ответствен­на за разрешение тайны Тун­гусского метеорита, ибо это явление произошло на терри­тории нашей страны. А явле­ний подобного характера на памяти человечества весьма немного. Время идет, следы катастрофы стираются — надо спешить.

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ, кандидат химических наук.