В.В.Маркелов, К.А.Зубанов, О.В.Мёрзлый О траектории падения Тунгусского метеорита

О траектории падения Тунгусского метеорита
В.В.Маркелов, К.А.Зубанов, О.В.Мёрзлый

ОКБ «Электроавтоматика» Санкт-Петербург
e-mail  san-cha@yandex.ru

Предпринята очередная попытка определения траектории Тунгусского метеорита по показаниям очевидцев падения, опубликованным в работе [1]. Отличительной особенностью примененной методики обработки показаний является моделирование процесса наблюдения очевидцами пролета метеорита. Для каждого пункта наблюдения строилась «картинка» пролета, на основании которой  в дальнейшем проводилась оценка показаний, полученных из данного пункта (Рисунки 1-5). Варьируемыми параметрами при этом являлись азимут радианта и угол наклона траектории. Значения данных параметров в результате и подлежали определению из условия соответствия наибольшему числу показаний. Таким образом, определение азимута траектории и угла ее наклона проводилось достаточно трудоемким методом подбора.

Необходимо отметить, что другие варианты определения данных параметров по показаниям очевидцев, в том числе методом прямого однозначного их вычисления по массиву обрабатываемых показаний с использованием  статистического анализа, представлялись менее эффективными и дающими на выходе менее точные результаты. Прежде всего, это связано с субъективизмом самих показаний, который является основной особенностью показаний очевидцев падения Тунгусского метеорита, отличающихся большим пространственно-временным разбросом, специфической  информативностью и  недостаточным их количеством для полноценной статистической обработки.  Тем самым принято, что частное рассмотрение каждого отдельного наблюдения с привязкой к местности и с учетом человеческого фактора (другими словами - использование субъективизма обработчиков показаний для анализа субъективной же информации наблюдателя) является наиболее правильным путем для определения параметров траектории Тунгусского метеорита по показаниям его очевидцев.

Моделирование процесса наблюдения осуществлено с помощью математической модели в программной среде Delphi, реализующей изображение проекции траектории движения метеорита и Солнца  на локальную небесную сферу наблюдателя, расположенного в точке земной поверхности с заданными географическими координатами  и заданным возвышением над земным эллипсоидом.

В результате подробного анализа всех показаний очевидцев получены наиболее вероятные  значения  азимута радианта и угла наклона траектории. Они составили:

• азимут радианта  132± 20,
  • угол наклона траектории  15± 20.

Каких-либо искривлений траектории в пространстве не обнаружено.

Наличие человеческого фактора (субъективности) в показаниях, тем более имеющее место в показаниях, данных через десятки лет после собственно наблюдения, обусловливает следующие ошибки, зарегистрированные в показаниях:

• увеличение протяженности траектории (в среднем до 100-150),
  • изменение видимого угла наклона траектории (в среднем до 50-100 ),
  • допустимая ошибка в определении азимутов (в среднем до 100-150),
  • плохая видимость полета на фоне Солнца.

В очень редких случаях зарегистрировано  зеркальное отображение траектории очевидцами, которое может быть объяснено либо тем, что показание базируется на сторонней информации, либо вероятной ошибкой наблюдателя, связанной с длительным промежутком времени, прошедшим с момента наблюдения.

Помимо этого, естественно, имеются некоторые показания, не имеющие ничего общего с падением Тунгусского метеорита. Однако обработка показаний, не связанных с данной траекторией, не позволила выявить  какой-либо другой вариант траектории как для Тунгусского метеорита (южный), так и для возможного другого метеорита.

Одним из важных заключений обработки показаний очевидцев стал момент, связанный с обнаружением Тунгусского метеорита. Как показала обработка показаний очевидцев, объект обнаруживал себя свечением уже на высоте свыше 200-220 км, что не свойственно метеоритам. Такой факт может быть объяснен либо высоким альбедо Тунгусского метеорита, либо его собственным свечением.

В заключение по результатам анализа было определено наклонение орбиты Тунгусского метеорита в гелиоцентрической системе координат. Оно составило величину 100±20 (при долготе восходящего узла – 109-1100 ).

В дальнейшем предполагается продолжить работы по физико-математическому моделированию падения Тунгусского метеорита с получением в результате моделирования его динамических и энергетических характеристик при полете в атмосфере, разрушении и взрыве.

Литература

1. Васильев Н. В., Ковалевский А. Ф., Разин С. А., Эпиктетова Л. Е. Показания очевидцев Тунгусского падения. - Томск, 1981.-  Деп. ВИНИТИ, №5350-81.