В.А.Сытин, За тунгусским метеоритом
"На суше и на море", №1, январь 1929 г.

Многие факты так красноречивы, что для их „живописания" не нужны никакие словесные ухищрения. Человеческая воля, преодолевающая стихии природы, сама по себе является поэмой. Читатель явственно ощутит это, читая путевой дневник В. А. Сытина, пом. начальника экспедиции за Тунгусским метеоритом. В сжатых, беглых заметках этого дневника развернута целая приключенческая повесть, тем более увлекательная, что она целиком взята из действительности.

6 АПРЕЛЯ. Москва. Получена телеграмма от Леонида Алексеевича Кулика—дело с экспедицией за Тунгусским метеоритом решено положительно. Л. А. Кулик получил деньги, ассигнованные Союзным Совнаркомом. Завтра мы должны выехать. Если не выберемся — нам не удастся проехать на санях от ст. Тайшет до фактории Вановары на Подкаменной Тунгуске, а следовательно, не удастся провезти снаряжение. Экспедиция будет сорвана.

7 апреля. Москва. В 10 часов транс-сибирский экспресс откололся от перрона Северного вокзала. Прощай, красная столица!

12 апреля. Станция Тайшет на Великом Сибирском пути. Пять тысяч километров отделяют нас теперь от дома... Снега немного. Распутица в полном разгаре. Сейчас погружен в сани багаж, завернутый в брезенты, и мы начнем обгонять весну.

19 апреля. Кежма на Ангаре. Ура! Водополье побеждено. 6 1/2 суток —день и ночь — мы воевали с водой и размякшим снегом, но все же пробились к северу. В Кежме доснаряжаемся и нанимаем рабочих. Послезавтра двигаемся дальше.

25 апреля. Фактория Вановара. Фактория— это несколько корявых, бревенчатых домиков. Население ее — 8 человек2, трое мужчин, две женщины и трое детей. Назначение фактории—быть пунктом обмена с тунгусами-охотниками, кочующими кругом. Ведь мы уже в Туруханском крае! На факторию привозят товары и их обменивают на шкурки зверей — пушнину.

Последний переход от Кежмы, 230 километров, мы сделали уже по совершенно безлюдной местности. Кругом тайга, на тысячи верст дикие, девственные леса! На Вановаре нам предстоит «весновать», то-есть ждать ледокола, а затем с весенней водой двигаться уже дальше на лодках, которые предстоит здесь построить. Завтра начнутся плотничьи работы, а мы будем устраивать метеорологическую станцию.

19 мая. Ф. Вановара. Сегодня с грохотом взорвала лед Катанга или Подкаменная Тунгуска. Озверелые льдины, под натиском быстро поднимающейся воды, ле­зут на берега и громоздятся, образуя гигантские торосы. Лодки готовы. Как только пронесет главную массу льда, мы их спустим и... дальше!

22 мая. Подкаменная Тунгуска — устье р. Чамбэ. Сегодня утром мы погрузили на 3 лодки продовольствие и снаряжение и, проплыв 40 километров по Катанге, остановились на ночевку у устья реки Чамбэ, по которой завтра начнем подыматься против течения. Нас в экспедиции восемь человек: Л. А. Кулик, я, П. А. Струков (кинооператор) и пятеро рабочих. Кроме того с нами 2 коня и два  пса — две сибирских лайки, без которых никто не рискует путешествовать в тайге.

26 мая. Река Чамбэ. Лагерь № 4. Тянем лодки против очень быстрого течения Чамбэ с помощью лямок и бечевок. Холодно. То дождь, то снег. Берега скользкие и обрывистые. Часто обрываемся и падаем в ледяную воду. В день • проходим верст 20—25, не больше.

29 апреля. Р. Чамбэ. Лагерь № 5 у Буркана. Сегодня вытаскивали разгруженные предварительно лодки через порог. Л. А. смыло волнами с кормы лодки, и он чуть не утонул. Спасся случайно — за ногу : ему зацепилась веревка и не дала утянуть в водовороты.

6 июня. Р, Хушмо, Лагерь № 13. Ура! Мы закончили тяжелый путь против течения Чамбэ, а затем Хушмо. Шли 16 дней — сделали около 300 километров.

Мы уже в стране мертвого леса — недалеко от центра падения метеорита. Организуем базу — прячем продукты.

23 июня. Лагерь 15. Страна мертвого леса — центр падения метеорита. Кругом на 35—40 километров лежит на земле поверженный сверхураганом дремучий когда-то лес!

Он лежит по радиусам от самого центра падения — корнями к нему, вершинами наружу.

Лес спален раскаленным облаком газов, окружающих метеорит при падении.

Сам центр падения пришелся на затундренное торфянистое плоскогорье. Здесь сотни различного диаметра воронок-крагеров от осколков метеорита, ибо он, проходя через атмосферу земли, раскололся на рой кусков. Начинаем изучение и разведку места падения. Строим избушку.

Наступило жаркое, континентальное лето. Засуха. Масса комаров, мошек и оводов. Ходим в сетках, в 3 рубахах, в кожаных перчатках,— а температура до + 43°!

Дичи в мертвом лесу нет. Речка Хушмо в 8 километрах (где база) сильно усох­ла, и рыба не ловится. Питаемся плохо — мучной «заварухой», т.-е. болтушкой, и испеченными в золе лепешками.

14 июля. Лагерь № 15. Страна мертвого леса. Некоторые из нас нездоровы — думаем отправить их домой вместе с Н. А. Струковым, который закончил кинос'емку и фотографирование.

Вода в Хушмо прибыла от дождя в верховьях ее. Струков уплывет на лодке с 3 рабочими.

Остаемся для дальнейших работ вчетвером. Пробуем копать одну из воронок, но болотистая почва все время подает воду. Приходится эту затею оста/вить. Нужны буры, насосы...

3 августа. Все нездоровы, исключая Леонида Алексеевича. Большинство работ закончено, но остались еще магнитные измерения, которые сделать необходимо. Что же делать? Дилемма... Кончать экспедицию совсем и сообща выбираться из тайги к жилым местам или оставаться? Но тогда надо рисковать жизнью больных...

Леонид Алексеевич решает остаться в одиночестве. Нам же предстоит выбираться напрямик — без дорог.

Сегодня все уходим, Л. А. провожает...

6 августа. Подкаменная Тунгуска. Вановар. Мы выбрались, пройдя напрямик, по компасу, 150 км. Л. А. все время провожал нас, иначе мы, больные, вряд ли выбрались бы... Он уходит назад, мы— дальше к Кежме, еще 230 километров...

11 августа. Кежма. Добрались.

18 сентября. Ленинград. Сегодня в Академии наук решен вопрос о посылке экспедиции оказания помощи Л. А. Кулику. В 11 ч. 30 м. скорый увозит меня. Снова в тайгу!

1 октября. Иркутск. По предложению Сибкрайиополкома, сейчас вылетаю на Юнкерсе «Моссовет» в Кежму, чтобы сократить во времени длинный путь по плохой дороге из Тайшета до Кежмы.

7 октября. Кежма. Сегодня ib ночь приплыл в Кежму на лодке. Перелет не удался—нехватило бензину, и мне пришлись 500 км. плыть лодкой.

Завтра прибудет идущая из Тайшета резервная партия. Организую вьючный обоз.

10 октября. Кежма. Выступаем на 12 лошадях—-8 человек. Продуктов на месяц. Продвигаться хорошо. Болота подмерзли. Иначе бессмысленно отправлять вьючный обоз, как только по крепким болотам.

20 октября. Лагерь № 15. Страна мертвого леса. Последние 10 суток мы интенсивно двигались вперед и прошли 400 километров до избушки, где живет Л. А. Кулик. Он здоров. С ним новый рабочий Васильев, которого ему удалось нанять после того, как мы расстались недалеко от ф. Вановара на Подкаменной Тунгуске.

6 ноября. Кежма. Мы выбрались снова к жилым местам. Уже зима. Морозы до 39 градусов. У нас в караване несколько больных. Все приходим к выводу — не прибудь помощь Л. А. Кулику, он вряд ли выбрался бы из страны мертвого леса.

Заключение

Изучение Тунгусского метеорита представляет большой научный интерес в связи с тем, что это единственное в истории падение метеорита такой большой величины и в такой исключительно интерес­ной обстановке — ураган, взрыв, образо­вавший страну мертвого леса, кратеры-воронки, похожие на лунные, и т. д.

Кроме того возможно и экономическое значение результатов его обследования. Величина метеорита — сотни тысяч тонн. Состав—по всей вероятности, железо, может быть с включением других металлов.

Дальнейшее изучение метеорита вскоре начнется. Будут вестись раскопки. Очевидно будет сделана также аэро-фотос'емка.

Экскурсия этого года произвела детальную разведку, зафиксировала на фото и кино всю обстановку, произвела топографическую с'емку, магнитные измерения и много других наблюдений и исследований.

1. Тунгусский метеорит упал в 1908 г., но его не нашли в дореволюционные годы. Только в 1921 г. Л. А. Кулик собрал корреспондентский материал и определил приблизительно место падения. В 1927 г. он ездил его отыскивать в первый раз.
2. Пятеро русских, трое тунгусов.