Кулик Л.А. Метеорит 27(14) февраля 1918 г. (близ г. Кашина). – Мироведение, 1918, т. 7, №3(33), с.140-142.

Мироведение 1918б №3(33), с.140-142

Разные заметки.

Метеорит 27 (14) февраля 1918 г. (близ г. Кашина). В начале апреля текущего года я ездил по поручению Академии Наук в Кашинский уезд Тверской губ. для ознакомления с обстоятельствами падения в последних числах февраля близ г. Кашина метеорита. Подробный отчет об этой поездке появится в ближайшем№  «Известий» Академии, здесь же я лишь вкратце перечислю главные факты, относящиеся к этому случаю.

Метеорит упал 27(14) февраля 1918 г. около 12 1/2—13 час. в 123 саж. к NW:70° от д. Глазатово, лежащей в 2-х верстах к W от г. Кашина, (см. фиг. № 41). Погода в этот день была пасмурная: шел снег, а потому световых эффектов никем подмечено не было. Ветер, средней силы, дул с S, t° была немногим ниже 0°. Место падения было обнаружено по взлетевшим комьям земли ребятишками, кто-то из них одним из первых подбежал к метеориту. Камень упал на пашню, покрытую снегом, при чем углубился в землю приблизительно на 30 сантиметров, так что верхняя часть его была видна над землею. При падении метеорит разбросал вокруг себя землю преимущественно в одном направлении, которое, с помощью компаса, было определено мною за румб: NО:42°. При ощупывании (первыми свидетелями) рукой метеорит был холоден, но вода и грязь, в которую его выпачкали при выкапывании, ни на месте падения, ни при перевозке на нем не замерзала. К 15 1/2 часам того же дня метеорит был перетащен в центр деревни, где пролежал, подвергаясь беспощадному обкалыванию, до 10 часов 1 марта (16 февраля), после чего он был перёвезен в Кашинский Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов, откуда 8 апреля (26 марта) его увез в Москву представитель Петровской Сельско-Хозяйственной Академии. В настоящее время вся работа по исследованию метеорита и обстоятельств его падения сосредоточена у проф. Я. В. Самойлова (Минералогич. кабинет Петровск. С.-Х. Академии).

Приблизительный вес увезенного в Москву метеорита—около 7 1/2 пудов; около одного килограмма собрано у местных жителей и передано мною в Академию Наук; но все же, значительная часть, от ½ пуда до, возможно, свыше пуда, находится в виде мелких кусков на рукахъ у населения как самого г. Кашина, так и его окрестных деревень.

Упавший метеорит принадлежит, по-видимому, к группе промежуточных, железо-каменных; по расколу—он серого цвета с мелкой порфировидной структурой, значительным количеством мелких хондр кремнекислых соединений и различной величины и цвета зерен с металлическим блеском. Наружная поверхность его имеет характерные следы оплавления с хорошо образованными пьезоглиптами. Легкие следы оплавления по расколу на собранных мной осколках, а равно и легкость, с которой первоначально кололся жителями метеорит, указывают на то, что к концу падения он начал давать трещины.

За отсутствием при падении оптических явлений единственным средством к установлению хотя бы направления полета метеорита являлось изучение характера и распространения звуковых волн. Прошедшие со времени падения метеорита почти 1 1/2 месяца сильно осложняли работу, т. к. первоначальные впечатления свидетелей потеряли уже свою яркость, и сплошь и рядом, были затемнены последующими наслоениями. Всего мной было опрошено около 40 человек, давших в результате слишком мало материала для составления точного представления о картине этих явлений, оставшейся неясной и прерывистой 1). Привожу отдельные факты. В д. Глазатово звук был средней силы (сперва— удар, затем— гудение); в избах (деревянных) он не был слышен. Это говорить, как будто бы за то, что причину звука нужно искать не в ударе метеорита о землю, так как в таком случае нужно было бы ожидать с одной стороны, более значительного эффекта, чем 30-сантиметровая яма, с другой же—сейсмический характер явления сказался бы и внутри ближайших изб, выразившись хотя бы в дрожании стекол. Между тем указания на эти явления в свидетельских показаниях отсутствуют. С другой стороны, имело место вздрагивание легких деревянных построек (изб, павильонов) и стекол в пунктах более отдаленных (д. Размесово, г. Кашин), а на расстоянии полутора—двух десятков верст (д. д. Мятлицыно и Климотино) отмечено, по слухам, явление бури, повреждение крыш, падение труб с изб, людей и лошадей в лесу. месте с тем в том же г. Кашине в каменных зданиях звука в большинстве случаев слышно не было. Все это говорит в пользу того, что, во-первых, звуковая волна имела «воздушное», а не сейсмическое происхождение: при быстром прохождении и достаточной интенсивности ее, давление воздуха внутри каменных зданий не успевало выравняться с наружным (звук «плохо передавался» внутрь)2), тогда как легкие деревянные здания свободно поддавались ее воздействию; а во-вторых,—явления наибольшего эффекта в деревнях Мятлицыно («буря», «падение труб», «повреждение крыш») и Климотино («падение людей и лошадей в лесу») (см. фиг. 42) в связи с ориентировкой по комьям земли на месте падения позволяют сделать предположение о возможном направлении полета метеорита именно в этом направлении, т. е.—от Размесово на Мятлицыно, или в румбах — NО:36° (приблизительно).

1) Копии протоколов опросов и фотографии местности и ямы переданы в Бюро Астрономическихъ Наблюдений.

2) Ст. Кн. Б. Б. Голицына. Об охтенском взрыве 16/29 апр. 1915 г. Изв. Ак. Н. 1915 г. № 11 стр. 1147.

Петроград. 7 июня 1918 г.                    Леонид Кулик.