А. Бояркина, ПАМЯТИ ДРУГА. ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЬВОВ (1932 -1994 )

МЕМОРИАЛ

Про лишайники-мхи.
Побурели торфа,
Догорели стихи.

Не верится, что нет его с нами - ученого и прекрасного педагога, внимательного, терпеливого, лю­бящего. Биолог по образованию, свои научные интересы он связывал с проблемами болотоведения, эколо­гии, влияния сверхвысокого напряжения ЛЭП на ландшафт и биоту и др. Автора заметки связывает с Юрием Алексеевичем многолетняя дружба до последнего его дня и совместная работа по исследованию техногенных загрязнений в окрестностях больших городов, по оценке фонового аэрозоля и, главное, по проблеме Тунгус­ского метеорита. А начиналась эта дружба так...

1960 год. Я еду в экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Наш начальник (мы зовем его командором) Геннадий Федорович Плеханов взял меня в качестве секретаря. Мы с ним едем немного раньше всех. В Красноярске, завершив все организационные дела, идем на вокзал встречать первую группу ребят. Последний год я жила не в Томске, поэтому не знаю почти никого из большой толпы, высыпавшей на перрон. Но глаз мой сразу выделяет несколько человек, и среди первых - молодого, высокого, зеленоглазого, уверенного и спокойного в своей полевой опытности, в походной одежде, в извечных кирзовых сапогах, Юрия Алексеевича Львова.

В Ванаваре мы с Плехановым отправляем в тайгу группу за группой. Я, как бумажный червь, целы­ми днями тружусь над какими-то договорами, ведомостями. А Юра со своими "болотоведами" ( в свою группу он взял Галю Иванову, Лиду Лагутскую, Валерия Мильчевского ) каждое утро уходит в маршрут для изучения окрестных болот. К вечеру ребята возвращаются, я помогаю им разбирать образцы, слушаю их разговоры и про себя тихонечко скулю о своей суровой доле. Скоро и они, закончив обследовать окрестнос­ти Ванавары, уйдут в тайгу, а моим делам не видно и конца.

Но накануне вечером Юра, без всякой просьбы с моей стороны (у нас с дисциплиной было все в порядке ), но, по-видимому, сердцем поняв меня, предложил Плеханову такой вариант: утром я иду с ними до Цветковского торфяника (5-6 км от Ванавары); мы отбираем пробы торфа, ночуем, а утром я с образ­цами возвращаюсь обратно. Согласие получено. Я ликую, не представляя, что за этим стоит.

И вот я, счастливая, сразу вслед за Юрой - в знак расположения ко мне ребят - впервые ступаю на тропу Кулика, уводящую нас в Тунгусскую тайгу, такую еще не познанную и таинственную и своим суровым природным одеянием, и своей тайной. Не знаю, кто как, а я шла искать только следы космического корабля, погибшего 30 июня 1908 года.

Хорошо идти за таким уверенным человеком. Короткие перекуры. Курят оба - и Юра, и Валера, причем с особым удовольствием скручивая основательные самокрутки, доставая махру из мешочков для проб. Благодаря величине этих самокруток, отдых обычно продлялся, что и нас, некурящих, вполне устраи­вало.

Через некоторое время пошел дождь. На Цветковском торфянике мы и останавливаться не стали -дождь погнал нас дальше. Шли до вечера, до небольшого ручейка. Тогда еще не было спасительного поли­этилена, мы были мокры до ниточки. Поставили палатку, распалили огромный костер. Сварили манную кашу (лишь бы поскорее ), а Юра с Валерой соорудили вокруг костра сушилку. Мы всю ее обвешали своей одеждой, переодевшись кто во что. Мне Юра выделил свои вторые штаны, а Галя - маленький голубой сви­терок. Над костром мужчины повесили, пристроив как-то на веревочке, довольно большой мешок махры.

Дождь все не унимался, и мы полезли в палатку. Кое-как разместились в ней и увлеклись манной кашей. Через некоторое время кто-то спросил: "А как там наши вещи?" Валера выглянул и флегматично сказал: "Горят". И не спеша полез из палатки. Юра за ним выскочил бодрее. Когда я выглянула, то увидела, что вся наша одежда пылает. Мы стали тушить ее, бросая на землю и топча. А в палатке почти рыдала Ли­да. Выйти она не могла, т. к. сидела закутанная в одеяло - ее единственные штаны сушились.

В большом напряжении мы стали подводить итоги - пострадало хоть что-то, но у каждого: у Гали сапоги, у меня рюкзак и куртка, у кого-то рубашка, у кого-то шапочка. Махорки не нашли вообще - она, как мы догадались, сгорела первой. А в палатке продолжала страдать Лида. Ее штанов нигде не было. Наконец я увидела темную тряпочку на соседнем кустике - от Лидиных штанов остался один поясок. И когда я это показала ребятам, все стали хохотать, безудержно, до слез, до полного освобождения от стресса. Как хорошо и беспечально нам было!

Утром я отдала Лиде Юрины штаны, Юра мне дал кусок хлеба с маслом, надел на мою прожженную куртку рюкзак с веревочкой вместо лямки и поставил на тропу. Я пошла, оставляя у ребят свое сердце, и, наверное, больше витала в облаках, чем смотрела под ноги, потому что довольно-таки быстро обнаружила: пути наши с тропой разошлись. Я заблудилась. К счастью, я не очень растерялась, взяла направление на юг (мимо Подкаменной Тунгуски не пройду) и пошла напролом.

В Ванавару к встревоженному до черноты Командору я вышла только к утру, едва передвигая ноги. Переволновался за меня он до такой степени, что, наверное, и видеть ему меня стало тошно. Я боялась, что мне тут же будет выдан билет на обратный рейс до Томска, но все обошлось: или командор нашел себе дру­гого секретаря, или бумажные дела кончились, но дня через три я уже снова шла по тропе, теперь ведомая Валерием Кувшинниковым.

Перед выходом Валерий тщательно проверил мои вещи, отложил все лишнее, и мы побежали. По-моему, быстрее я никогда больше не проходила тропу (путь от Ванавары до изб Кулика около 90км). После р. Чамбы (нашего традиционного ночлега) пошли Чамбинские болота - один из самых трудных участков пути. Был очень жаркий день, невыносимый гнус. Идти было очень тяжело. И вдруг посреди болота, на ста­ром пне в какой-то баночке - букет чудесных оранжевых лилий, которые растут только на Чамбе, и записка: "Бояркиной от болота". Букет еще свежий, значит ребята где-то недалеко. У меня вырастают крылья.

Через несколько часов мы вышли на небольшой торфяной островок среди болота. Радостная встре­ча. Я, к великому удивлению Кувшинникова, достаю лишние вещи - несколько пачек папирос и детские красные сандалии вместо сапог для Гали - ничего другого в Ванаварском магазине обнаружить не удалось.

Взяв меня за руку, большими шагами Юра буквально потащил меня смотреть шурф, который они вырыли в болоте и теперь описывали. На дне его, на вечной мерзлоте, стояла кастрюля с клюквенным кисе­лем. Потом мы отведали этот кисель, оказавшийся бесподобно вкусным и холодным. Мне так хотелось пе­реночевать в лагере у ребят, но Кувшинников оказался неумолим. И я снова прощалась с ребятами, и снова оставляла свое сердце.

В Центре (так мы называем нашу базу, где находятся избы Кулика ), Командор, прилетевший верто­летом, опять обратил на меня свой взор и посадил в лабаз, т. е. назначил ответственной за все продо­вольственное обеспечение. Лабаз - это нечто вроде избушки на курьих ножках, где хранились продукты. Конечно, эта работа могла бы считаться второсортной, но я усмотрела в ней и достоинства. Утром я бы­стренько снаряжала продуктами уходящие в маршруты группы, варила какую-нибудь кашу на весь день и становилась свободным человеком.

Свободу свою я использовала для работы в какой-нибудь группе. И часто случалось так, что Юра отводил свой отряд на место работы, давал задание на целый день, приходил в Центр, и мы с ним уходили на болото. Юра как-то трепетно их любил. Это была его Среда. По зыбкой, казалось, такой ненадежной тряси­не, он шел легко и свободно, словно под ногами, под сомнительно плотной поверхностью, не было восьми­метровой глубины воды. Он научил меня не бояться болот. Нужно только познать их. И я познавала...

Иногда он брал тяжелый железный бур, и мы шли бурить болото. Обычно, не выпуская папиросу изо рта ( отпугивает гнус ), он всаживал бур в глубину - легко, словно в масло. Казалось, что только ему по пле­чу была такая работа. Все больше и больше углубляя бур, Юра доставал образец за образцом, основательно каждый осматривал и передавал мне для упаковки и маркировки.

Но больше всего я любила ходить с ним описывать торфяники. Юра выбирал сфагновый островок с подушками "золотистого" очеса, делал надрез торфа, а я поудобнее, словно на пуховике, устраивалась где-то поблизости. После этого он, опять закурив, садился куда придется ( мне кажется, что на болоте он вообще не искал удобных мест - ему везде было комфортно ) и, задумчиво глядя на мох, начинал описание. Я писала, стараясь ничего не упустить.

А описание это было очень поэтично. В моем воображении мхи сплетались в привлекательные узо­ры. Я начинала чувствовать болото, как живое. Оно дышало, росло, и для меня открывалось его прошлое. Особенно мне запомнилась "хрустальная линза льда", вкраплением в торфяную массу.

И я тоже полюбила болота. Много после этого я бродила по Тунгусским и по Томским болотам. Побывала даже на Камчатских торфяниках, ведомая Юрием Алексеевичем и дальше, я использовала его методики для выделения космического и техногенного компонента аэрозоля. Одним словом, прикипела сердцем к болотам - упругим и топким, но всегда с "золотистым очесом" и "хрустальными линзами льда".