Г.Ф. Плеханов, Феномен КСЭ

КСЭ - Комплексная Самодеятельная Экспедиция. Это груп­па лиц, занимающаяся изучением проблемы Тунгусского Ме­теорита преимущественно в свободное от основной работы вре­мя. Это неформальная организация, у которой нет и не было ни устава, ни членских билетов. Пришел, работаешь - ты член этой организации, перестал участвовать в ее деятельности - никто тебя не исключает, не отчисляет - ты можешь вернуть­ся к работе через год, десять, двадцать лет, можешь вообще не возвращаться. Здесь нет избираемых или назначаемых долж­ностей, нет никакой иерархии. Говоришь дело - тебя слушают. Убедил - к тебе примыкают сочувствующие, и намечается но­вый раздел программы исследований. При этом неважно - ака­демик ты или недоучившийся студент, лишь бы предлагаемая тобой идея была перспективной и интересной.

Работа КСЭ - это сбор полевых данных из района ката­строфы, их обработка, интерпретация. Первая наша экспеди­ция состоялась в 1959 г. Более тысячи человек причастны к деятельности КСЭ. Среди них - академики Королев, Курчатов, Тамм, Арцимович, Лаврентьев, Соболев, Трофимук, ряд других известных специалистов самого различного профиля. Взаимодействовали с КСЭ крупнейшие авторитеты метеоритики и аномальных не­бесных явлений Фесенков, Флоренский, Кринов, Явнель, Бронштэн, Соботович, Золотов, Зигель, Вронский, а также участ­ники довоенных экспедиций Л.А.Кулика: Суслов, Янковский, Федоров, Сытин, дочь и внук самого Леонида Алексеевича.

За тридцать с лишним лет членами КСЭ по проблеме Тун­гусского Метеорита опубликованы три монографии, десять тематических сборников научных работ, более пятисот научных и столько же популярных статей. Ими сделаны более 300 на­учных докладов на конференциях различных уровней, включая международные.

Кстати, о международных контактах. Начиная с 1989 г., в полевых работах КСЭ регулярно принимают участие ино­странные специалисты. А еще ранее контакты на уровне обме­на информацией, использования зарубежной аппаратуры для анализа образцов, совместных публикаций были установлены практически со всеми странами мира.

1995 г. ознаменовался для КСЭ двумя крупными события­ми. Во-первых, вышла книга В.К.Журавлева и Ф.Ю.Зигеля «Тунгусское диво», где впервые после монографии Е.Л. Кринова «Тунгусский метеорит», изданной еще в 1947 г., в до­статочно популярной форме изложено все известное по этой проблеме на сегодняшний день. Во-вторых, была проведена международная конференция по проблеме Тунгусского Метеори­та. Конференция работала два дня в Москве, три дня - в Том­ске, день - в Ванаваре и три дня непосредственно в эпицентре катастрофы. Только из дальнего зарубежья в ней участвовали более 10 человек. На 1996 г. намечена очередная международ­ная конференция в Италии, на которую из КСЭ приглашены 10 человек. Словом, КСЭ живет, развивается, вовлекает в свою орбиту уже и дальнее зарубежье.

Есть в КСЭ свои традиции, свои неписанные законы. Одна из этих традиций - общий сбор. Обычно он проходит 1-2 мая в тайге под Томском и 7-8 ноября в городе. В мае обсуждается программа на летний сезон, осенью подводятся итоги полевых работ, намечается тематика научных статей. Кончив деловую часть, накрывают столы, разливают «по две крышки от фляж­ки». А начинается «неофициальная часть» всегда с очередного приказа по КСЭ, выдержанного в самых махровых бюрокра­тических тонах. Непременным атрибутом каждого сбора явля­ется «Курумник» - рукописный журнал, издаваемый в коли­честве одного экземпляра. Здесь и проза, и стихи, и тексты песен, и рисунки, и фотографии. Все это - с юмором, шутками по поводу ситуации, складывающейся вокруг очередной экс­педиции в район Тунгусской катастрофы. Не оскудела земля Российская талантами! Есть песни грустные, лирические, есть шутливые, иронические. Авторы произведений - члены КСЭ, обладающие (а то и вовсе не обладающие) поэтическим даром.

Так что ж это, в конце концов, за нестандартная научно-общественная организация, где личное сочетается с обществен­ным, общественное - с производственным, да и чисто произ­водственное находится далеко не в загоне? Подлинная история феномена КСЭ пока не написана. Может быть, кто-либо, и ско­рее всего из членов КСЭ, возьмет на себя труд написать ее. В то же время своеобразная история этого сообщества писалась непрерывно и многими авторами. Только история эта излага­лась в стихах, песнях, балладах. Создавались они, как прави­ло, в поле, отражая или какой-то очередной эпизод, или оче­редное настроение, связанное с внутриКСЭшными событиями, а нередко и с событиями общественными, государственными, а то и межгосударственными. Многое в этих стихах выражено иносказательно, с подтекстом. Не все и не всегда без поясне­ний понятно непосвященному. Но это - описание того, что на самом деле было, что пережили участники этих событий, их мнения, оценки ситуации.

Сами создатели космодранческой литературы склонны объ­яснять ее природу если не мистическими причинами, то из­вестным эзотеризмом Тунгусской тайги: «Откуда взялись эти стихи? Мы этого не знаем. Может быть, они жили здесь, в лесу, всегда и услышав голоса, выходили на тропу, как маленькие дети, садились нам на плечи, обнимали мохнатой лапкой за шею и что-то горячо шептали на ухо. А может быть, стихи со­ставляли содержимое контейнеров звездолета, погибшего над Тунгусской тайгой, и тонкой кристаллической пылью распро­странились на просторах Евразии» («Сибирские огни», №3-6, 1992).

Достоверно одно: без мифологии, без устного поэтическо­го предания, только на одной научной идее (хотя она зарази­тельна и сама по себе), сообщество людей, именуемое КСЭ, не смогло бы существовать и развиваться. Не зря в нашем гим­не, исполнением которого открывается любой общий сбор, есть слова:

Этот мир на самом деле тесен
Без дерзаний, без дорог, без песен.

Г.Ф. Плеханов, доктор биологических наук, профессор,
г. Томск, 30 июня 1996 г.