Г.ЛЕБЕДЕВА, СЛЕДЫ ВЕДУТ НА СОЛНЦЕ
"Советская Сибирь", 3 февраля 1988 г. №28 (20482)

В долине реки Ковы, в глухой сибирской тайге, в 400 километрах от предполагаемого места падения Тунгусского метеорита, по свидетельству местных старожилов, существует таинственная поляна — гиблое место для всего живого. Один из таких рассказов привел несколько лет назад на своих страницах журнал «Техника — молодежи». Виктору Константиновичу ЖУРАВЛЕВУ, кандидату физико-математических наук, члену комиссии по метеоритам и космической пыли СО АН СССР, тоже доводилось слышать о существовании этого гиблого места, о чем он рассказал в том же журнале.

—Существует мнение, что «черто­во кладбище» в долине реки Ковы как-то связано с Тунгусским метеори­том, и если найти его, то оно приблизит к разгадке «тайны века». Вы поддерживаете его? — с этого вопроса начался наш разговор с ВИКТОРОМ ЖУРАВЛЕВЫМ.

—Сам я так не думаю, хотя все может быть. Нельзя быть слишком безапелляционным в отрицании. Но пока никаких серьезных фактических, научных аргументов, подтверждающих эту версию, нет. Может, кто-то и докажет. Во всяком случае, «чертово кладбище» само по себе очень любопытное место — голая, будто выжженная земля, на которой ничего не растет.

... Какое тут может быть объяснение? Долину Ковы пересекает граница Тунгусского каменноугольного бассейна, и можно предположить в этом районе медленно развивающийся подземный пожар. А горение угля в условиях недостаточного притока кислорода сопровождается выделением ядовитого угарного газа, который невидимым столбом поднимался через естественный дымоход, и убивал все живое — животных, птиц. Думаю, найти это место было бы интересно. И некоторые самодеятельные экспедиции занялись, его поиском.

— Почти 80 лет назад, ранним утром 30 июня 1908 года, тысячи людей на территории от Лены до Енисея наблюдали пролет огненного тела, завершившегося мощным взрывом, повалившим лес на площади 2 тысячи квадратных километров. Вторжение пришельца из космоса сопровождалось грандиозной иллюминацией в течение трех ночей — от реки Енисей до Атлантического океана. И вот уже десятки лет не утихают споры вокруг тунгусского феномена, появляются новые гипотезы, пытающиеся найти его разгадку. Напомните, пожалуйста. Виктор Константинович, вкратце их историю.

—Еще до войны, с конца 20-х годов, экспедиции под руководством московского ученого - исследователя Л. А. Кулика вели поиск Тунгусского метеорита. Но безрезультатно. Потом — война, Кулик погиб на войне, долгое время никто метеоритом не занимался. В 1946 году писатель-фантаст Ал. Казанцев опубликовал рассказ «Взрыв», положивший начало гипотезе об искусственном происхождении Тунгусского метеорита: взрыв над тайгой произошел из-за внезапной поломки атомного двигателя на борту инопланетного космического корабля при попытке приземлиться. Это предположение вызвало огромный резонанс, особенно среди молодежи. Романтический ореол внеземной цивилизации вокруг тунгусского феномена — одна из интереснейших легенд, родившихся на наших глазах. Споры, дискуссии в прессе, высказывания «за» и «против». Ученые в основном высказывались против этой гипотезы.

Академик В. Г. Фесенков выдвинул теорию кометного происхождения Тунгусского метеорита. Комета ведь состоит из льда и пыли, вот, мол, почему и не могут ничего найти на месте ее падения — легкое и простое решение проблемы. А потому какой смысл в дальнейшей работе? — решили московские ученые.

—Но Вы, я знаю, уже 30 лет — один из активнейших участников комплексной самодеятельной экспедиции по проблеме Тунгусского метеорита.

—В 1958 году группа томских энтузиастов — студентов, аспирантов, преподавателей, инженеров — решила объединиться и выехать в самостоятельную экспедицию в район реки Подкаменной Тунгуски — место падения метеорита. С тех пор — традиция. Кто-то уходит, кто-то приходит. Ядро экспедиции составляют новосибирские и томские ученые, большой актив талантливых и самоотверженных людей, работающих на коммунистическом принципе — бесплатно. Собственно, мало кто из них сейчас считает, что они ездят, чтобы найти Тунгусский метеорит, просто живой такой коллектив, который ведет планомерную исследовательскую работу по изучению таежного района, где произошло столкновение с неизвестным космическим телом. Его природа до сих пор до конца не ясна. Руководит этой работой — с первых экспедиций — академик АМН СССР Н. В. Васильев. Можно сказать, что он сделал невозможное — организовал своеобразный институт на общественных началах. 30 лет этот институт живет и развивается, не имея ни штатов, ни приборов, ни финансов. Конечно, за эти годы наши взгляды на проблему тунгусского объекта сильно изменились. Чего только мы не находили! Уздечки, потерянные эвенками в прошлом веке, и ножи, потерянные нами же, но ничего, что бы безоговорочно подтверждало ту или иную гипотезу.

Правда, уже первыми экспедициями в почве были найдены оплавленные стекловидные и металлические шарики, но это тоже слабый аргумент: по масштабам катастрофы ими должно быть здесь все засорено, однако взрыв был на удивление чистый. Вообще удивительная вещь: по мере накопления и осмысления фактического материала число загадок не уменьшалось, а, наоборот, прибавлялось. И ни одна из двух основных конкурирующих гипотез — кометная и ядерная — не объясняет пока всей совокупности фактов, явлений, связанных с тунгусским феноменом. Не «вписываются», к примеру, в самую распространенную — кометную модель — ни такой факт, как сильная магнитная буря, не унимавшаяся почти 5 часов (ее зарегистрировали через 6 минут после взрыва в тунгусской тайге приборы-самописцы в Иркутске), ни оптико-атмосферные аномалии, наблюдавшиеся в течение нескольких дней над Евразией. А деревья-мутанты, из которых, как выяснилось, состоят новые сосновые леса, выросшие на месте тайги, уничтоженной взрывом тунгусского космического тела, необычные их особенности невероятно быстрый прирост?

Ядерная гипотеза прекрасно объясняет, скажем, электромагнитные эффекты, термолюминесцентную аномалию, но уже не объясняет симметричную форму области вывала леса и многое другое. Кроме того, гипотеза ядерного взрыва связана с представлением об искусственности тела, а нельзя ли построить естественную теорию, которая создавала бы цельную картину тунгусского феномена? Словом, появилась необходимость создания новой модели.

— И вы с кандидатом физико-математических наук Алексеем Николаевичем Дмитриевым предложили новую, геофизическую гипотезу происхождения Тунгусского метеорита. Академик Н. В. Васильев назвал новую версию выходом на следующий круг научной дискуссии, а следовательно, и новый шаг вперед на пути к познанию природы феномена.

— В космосе, кроме обычных метеоритов и комет, по-видимому, могут быть и другие тела, напоминающие земные шаровые молнии — это сгустки плазмы, которые выбрасываются Солнцем. Плазма — это ионизированный газ, обладающий необычными свойствами, иногда говорят, что это четвертое состояние вещества. Она, например, может быть причиной магнитных бурь, она так же, как и металл, проводит ток, тепло. Она может образовывать объемные тела разной конфигурации — веретенообразные, шаровидные, эллипсоидные и т. д. (Кстати, видевшие тунгусский объект по-разному описывают его форму — в виде трубки, бревна, копья, тара, снопа, метлы, веретена...). Их называют плазмоиды, суффикс «ид» означает «дитя» — дитя плазмы, источник которой Солнце. И не исключено, что тунгусский объект был таким необычным плазмоидом. Проникнув глубоко в земную атмосферу, которая для него враждебна, пришелец на высоте 6 километров взорвался.

С помощью нашей теории легче объяснить многие явления. В том числе одну из, самых противоречивых загадок — о сложности траектории полета тунгусского объекта, о существовании, по крайней мере, двух траекторий — южной и восточной. Тунгусский болид как бы «раздвоился» во времени и пространстве. Исследовав и обработав с помощью ЭВМ более тысячи сообщений очевидцев, мы с Дмитриевым пришли к такому неожиданному, казалось, выводу: 30 июня 1908 года в районе Восточно-Сибирской магнитной аномалии двигалось не менее двух «огненных объектов». Идею о нескольких телах можно обосновать, например, тем, что галактические плазмоиды имеют «привычку» существовать парами. В экспериментах с плазмоидами в лабораторных камерах физики нередко наблюдали их разделение на две части, каждая из которых двигалась затем по собственной траектории.

Это пока рабочая гипотеза, эскиз будущей теории.. Конечно, как и у всякой гипотезы, у нашей есть уязвимые места. Тунгусский метеорит, по-видимому, относится к новому классу космических тел. Наука пока их не открыла. А могут ли вообще существовать такие тела? Мы делаем прогноз — могут.

Если в Солнечной системе действительно существуют космические тела из замагниченной плазмы, их рано или поздно должны обнаружить исследователи орбитальных лабораторий.

Вы верите, что тайна Тунгусского метеорита все же будет когда-нибудь открыта?

— Конечно. Может быть, это сделают наши потомки, которые будут лучше знать космос, иметь большие технические возможности. И потом в природе ничего не бывает единичного, если уже однажды было, обязательно повторится.

Но сейчас совершенно очевидно, что работу в районе, где произошло уникальное событие нашего века, надо продолжать. Пока же она ведется на общественных началах при минимальной поддержке. Если раньше тунгусской проблемой занимались, чтобы выяснить, а что же прилетело из космоса, то теперь еще интересно и важно узнать, как же это отразилось на окружающей среде, как биосфера Земли реагировала на это вторжение, как она, Земля, восстанавливалась без вмешательства человека, самовозрождалась. Ясно, что этот район представляет огромную ценность не только для науки, он имеет огромное общекультурное значение. Кстати, в последние, 80-е, годы советские и американские ученые, обсуждая проблему «ядерной зимы», использовали данные тунгусской катастрофы как модели крупного ядерного взрыва. Кроме того, это один из немногих оставшихся глухих таежных районов, где еще сохранилась природа в первозданном виде.

В апреле 1987 года президиум АН СССР принял решение, об объявлении района тунгусской катастрофы республиканским заказником сроком на 20 лет. Это очень хорошо. Но пока у заказника нет хозяина, хорошее решение может так и остаться на бумаге. Вряд ли нужно сложившиеся уже форы по изучению тунгусского феномена заменять на какие-то другие, хорошо бы их подкрепить, дополнить. По нашему мнению, там нужно создать биосферно-геофизическую научную станцию, работу на которой как представители НИИ, университетов, так и активисты нашей экспедиции, могли бы вести вахтовым методом.

Интервью вела Г. ЛЕБЕДЕВА.