Джугджурская экспедиция КСЭ 1962г.

Моя встреча с Катей (Куренковой-Ильиной) летом 2010 всколыхнула воспоминания о Джугджурской экспедиции КСЭ 1962 г. и синем Охотском море - первом море в моей жизни.  Из пятерых участников экспедиции нас только двое осталось. Никита Калабухов может больше помнит, но где он и что с ним никто не знает. Саши и Коли уже нет.  Где же находится Джугджурский хребет, который мы преодолевали пешком с Охотского моря, потом сплавляясь по рекам Уй и Мае до Нелькана? Маршрут от Аяна (поселок на берегу Охотского моря) куда мы приплыли на грузовом пароходе из Николаевска на Амуре,  до Нелькана, откуда мы улетели на самолете, составляет около 250 км. Сейчас это территория Джугджурского заповедника.

Из Википедии: Джугджур — горы на Дальнем Востоке России на территории Хабаровского края вдоль северо-западного побережья Охотского моря. Длина около 700  км, максимальная высота 1906 м (гора Топко). Являются водоразделом бассейна Алдана и Охотского моря».

Итак мне всего двадцать лет,  жизнь искрится, полна интересных дел, всю зиму считали кольца на тунгусских спилах с лучистым ожогом и вот опять лето, снова в экспедицию. Мне очень нравилось в КСЭ, столько интересных людей, но уж очень я страдала в 1961 г от оводов, покрывающих сплошным покрывалом спину, согбенную над подсчетом колец (однажды мы насчитали на одной московской спине больше сорока особей), комаров и мошки на Тунгуске. И вдруг я услышала на одной из пятниц слово Джугджур. Кто-то дал книгу Федосеева «В Тисках Джугджура», геодезисты, романтика первооткрывателей: так я  и оказалась в этой дальневосточной экспедиции, да и компания была хорошая. Потом море и горы – мошки и оводов там может и нет.

Сейчас мнения противоречивы - что же было целью этой экспедиции. Считалось, что мы будем опрашивать очевидцев падения Джугджурского метеорита на Дальнем Востоке. Катя говорит что мы искали Джугджурский метеорит, во всяком случае проводили опрос очевидцев в этих местах, где-то было о нем написано. Галя Иванова сообщила, что Джугджурского метеорита не существует, значит, опрос велся по тунгусскому метеориту. Николай Владимирович Васильев предложил провести опрос очевидцев в районе, где, по некоторым данным, можно было увидеть падение Тунгусского метеорита. Это подтвердил и Коля Некрытов; в своей е-майл мне он написал, что Николай Владимирович, предлагая ему быть руководителем, говорил о возможном пролете Тунгусского метеорита в этих местах. Лев Ощепков, брат Николая, сказал мне по телефону что мы искали осколки Сихоте-Алиньского метеорита. Я хорошо порылась в Интернете, но не нашла никаких сведений о Джугджурском метеорите.

У Кати замечательная память, она помнит даты, названия и события, которые я забыла, так что это, в основном,  ее воспоминания. Лера Сапожникова записала Катю на диктофон и переслала мне текст воспоминаний по электронной почте. Прочитав,  я тоже кое-что вспомнила  и добавила   в комментариях. Мои комментарии отмечены звездочкой и номером по ходе Катиного рассказа. Я звонила Кате, спрашивала, как наша экспедиция финансировалась, она мне сказала, что хотя за свой счет, но нам выдали по пятнадцать руб. Николая Ощепкова командировала Киностудия ТПИ. Перед экспедицией Васильев дал Кате около 100 рублей. Просил не афишировать, на крайний случай. Когда деньги закончились, Катя  их и достала. Моя м.н.совская зарплата на Дальнем Востоке в 70х была где-то около 100 руб. Сейчас не верится, что на такие деньги можно было  финансировать такую сложную экспедицию. Интересно, сколько стоил тогда билет на поезде от Томска до Хабаровска, потом проезд на пароходе до Комсомольска на Амуре, потом до Николаевска, а  потом на грузовом судне до Аяна? Может кто-нибудь помнит?

Некоторые интересные, с моей точки зрения,  исторические материалы об этой области Дальнего Востока, которые я нашла в Интернете, приведены в послесловии, правда малая часть. Интересующимся рекомендую обратиться к первоисточникам, названия которых  я привела в послесловии. Особенно мне был интересен поход  бывшего генерала царской армии А.П. Пепеляева, уроженца Томска в 1922-23 г прошедшего со своими добровольцами от Аяна до Нелькана и Якутска и обратно.  Целью прибывших из Владивостока добровольцев была помощь Якутскому восстанию 1921 г. В воспоминаниях генерала  Е.К. Вишневского о этом походе приводятся подробные сведения о климате, животном и растительном мире района. В настоящее время Джугджур привлекает путешественников не только своей первозданой дикостью и своеобразием, которых мало осталось на нашей планете, но и интересными легендами, связанными с эвенками, постоянно проживающими в этих негостеприимных и попрежнему  труднопроходимых местах.

Рассказ  Кати. Поиск свидетелей падения метеорита на востоке.

Джугджурский поход состоялся в 1962 году. В нем приняли участие:

Саша Столповский, первый на оморочке

Никита Калабухов

Коля Ощепков

Катя Куренкова

Тамара Тибилова

У Коли была кинокамера, жаль, что фильм потерялся! Ходили приблизительно полтора месяца, в начале июля пошли, в конце августа вернулись. Из Томска поехали двумя группами. У Саши Столповского в Николаевске-на Амуре жила мама и первая группа поехала раньше: Столповский, Коля Ощепков и Тамара Тибилова, а мы с Никитой Калабуховым их потом догоняли. Мы ехали до Хабаровска на поезде, от Хабаровска до Комсомольска на пароходе, а от Комсомольска до Николаевска – тоже по Амуру пароходом! Эта троица нас в Николаевске встретила, там мы дня три жили у мамы Столповского, ходили рыбу ловили на Амуре, типа чебачков, жарили ее, пока ждали пароход из Николаевска на Аян1.

Ехали два дня на грузовом пароходе мимо Сахалина. Я с кровати не вставала, а они все ходили в столовую, объедались, а мне было плохо2.

Потом приехали в Аян, поселок на берегу Охотского моря3. Там была какая-то семья, муж с женой и девочка, но я не знаю, почему мы у них остановились – либо нам кто-то рекомендовал, либо почему-то еще. Мы там тоже жили порядка двух дней, ходили рыбу ловить. Смотрели как плавает камбала, ловили ее на удочку .Наживкой служила маленькая рыбка, навага. Ее разделяли на части, цепляли на крючок и это служило наживкой для камбалы.  Этот Аян окружен с трех сторон морем. И когда находишься на земле, это незаметно. Но там была гора, как называется – тоже не помню, и когда мы на нее поднялись – это был такой восторг!  Мы все, кроме Тамары, пошли на эту гору. Был выходной и хозяева пошли за ягодой – княженикой и Тамара решила пойти с ними. А я терпеть не могу собирать ягоду и я пошла с мальчиками. Тяжело было идти в гору! Там был стланик, и тяжело было лезть! Но когда залезли – такая красота! С трех сторон вокруг  море! И туман! Не видно, где поселок!. И когда мы вечером вернулись, Тамаре тоже захотелось на эту гору. И назавтра утром, раным-рано Тамара подговорила девочку и они удрали на эту гору, а за нами пришел катер. И мы уехали4….

Мы приехали на этом катере в рыбацкий поселок Нурки́. Там рыбаки ловили красную рыбу, сельдь. Не помню, каким образом, но Тамара догнала нас. Возможно, на частной лодке. Экспедиции требовался проводник, который бы помог дойти нам до Джугджурского перевала. В Нурках нам предложили отработать на рыбной базе и за это обещали дать проводника. Мужчинам пришлось на носилках носить селедку из огромного чана, куда ее сваливали для просола, а женщины укладывали селедку в бочки. Мы должны были отработать три дня. Поскольку очень мало платили женщинам , которые укладывали селедку в бочки,  рубль в день, то никто из местных не хотел работать. И вот мы с Томой сидели и укладывали эту соленую селедку в бочки. А наши мальчики на носилках приносили ее из чана и нам на стол плюхали! Они зарабатывали по 6 рублей в день. Все это происходило в каком-то помещении, типа сарая, склада. И запаха там не было. Селедка была очень большая, крупная, красивая! Я таких селедок больше уже никогда не видела. Наша работа заключалась в том, чтобы отбраковывать и выбрасывать рыбу, если даже чуть- чуть кожа содралась, а укладывать только хорошую. Местные жители на эту рыбу уже смотреть не могли, а мы брали и ели ее с таким удовольствием все три дня. Свежесоленую. Она солилась в огромном, как комната, чане. Когда мы приплыли, она уже была готова, просолилась. Мы ее укладывали в бочки, без рассола. Вот такие бочки нам присылали в магазины. А в чан с пароходика, на котором ловят  рыбу, свежую рыбу подавали лебедкой на конвейер. Рыбу не потрошили. По мере заполнения чана, туда добавляли соль5

Что еще мы там делали? Один раз ходили на вечерку. Танцевали с местными рыбаками. На рыбалку ходили. Мы с Никитой поплыли на лодке по морю, а они все пошли на рыбалку. Окуня красного ловили. Шикарные рыбы! Жарили мы эту рыбу. А жили мы в школе на берегу моря. Выйдешь на берег – там нерпа. А там тюлень лежит! О! Побежал от нас в море!  А  Никита, когда на лодке плыли, сказал, что эти животные приплывают, когда музыку слышат. Он насвистывал, у него был очень хороший слух, и нерпа за нами плыла. Откуда это знал Никита – не знаю. Он закончил институт политехнический, как и Тамара. Был химиком. И поехал во Владивосток на работу и попутно с нами в экспедицию. Из экспедиции мы домой поехали, а он – на работу6

Председатель выполнил обещание и выделил проводника с лошадью, которую загрузили рюкзаками. И мы пошли. Там залив огромный и мы по берегу, после отлива и пошли. Я первый раз в жизни видела  прибой. Во время отлива мы и пошли. Когда прилив, там глубоко, а так – по колено воды. А перед этим мы с Томой ездили в другую деревню – Алдома называется, на грузовике через этот залив. Хотели узнать про метеорит. Ничего не узнали. Но у женщины, у которой мы потом ночевали, увидели помойное ведро. А в нем плавает красная икра! Женщина говорит: «У меня корова, я рыбакам молоко приношу, а они мне – рыбку!» Обратно в Нурки́ мы возвращались с рыбаками на лодке, 50 километров на веслах по заливу, если я не ошибаюсь. Опрос проводили во всех поселках: Аяне, Нурки и Алдоме. Но опрос, к сожалению, ничего не дал. Никто не помнил падения метеорита7

Как мы шли? Рюкзаки были на лошади. Томка прутиком погоняла лошадь. А мы тащились.  Экспедиция была затяжная и тяжелая. Погода была замечательная8.

Джугджурский хребет

Тяжелые рюкзаки

Привал после перехода

Там очень много медведей. Следы свежие. С нами был проводник, так он медведей чувствовал как-то. Медвежьи следы – огромные, никогда больше таких не видела. Проводник охотник был. Убежит вперед или отстанет, и что-нибудь да добудет. Один раз он принес медвежонка, маленького. А у нас как раз соль кончилась. И мы медвежонка сварили вечером, они все отвалились от костра, вчетвером его за раз смяли, не могли вползти в палатку, а я сидела голодная, - я даже не попробовала! Не могла я медведя есть! А проводник всю ночь был на страже – вдруг медведица явится! Но медведица не пришла, потому, что у нее был второй медвежонок9

Мы в основном шли по долине реки, по распадку. Иногда приходилось продираться через чащу. Много кустарника, лес смешанный, есть и береза и осина. Потом мы вышли на вершину Джугджура и на вершине оказалось огромное болото! Огромное болото! 10.

Проводник стал понемножку плутать. Потом нашел дорогу и мы спустились вниз. В деревню Тотта. Люди очень приветливые. Отношение всех людей к группе было замечательным: в поселке Тотта продавщица принесла в подарок таз картошки. Хотя там ничего не растет, почти север и вырастить картошку в тех условиях – дело непростое! Чужие люди!

Там мы были день или два. Хлеба я там напекла. Печка была на улице и три формы. Печку истопили, сразу три формы загрузили. Такой хлеб получился! Я и сейчас помню, какой хлеб был вкусный! Тесто ставила сама. Никогда не пекла на улице и в формах!

Проводник ушел домой, попросив только сахара и чаю на дорогу. А мы дальше пошли в сторону речки Уй.

Шли около одного дня. На этой речке сделали два плотика  и поплыли. А речка небольшая, но быстрая и завалов много. Санька Столповский, который был на первом плотике с Колькой, только кричал: «Бди!».

А мы уже на втором плотике должны были отталкиваться палками от этих завалов11.

Потом эта речка Уй влилась в широкую речку Маю,12 она ́ýже Томи, но быстрая, и по этой речке мы приплыли в так называемый город Нелькан, где уже летают самолетики, откуда мы и полетели в Хабаровск. Там сели на поезд – и в Томск. В походе холодно не было, клещей не было. А вот когда мы решили искупаться в Охотском море, то поняли, что такое ледяная вода! Ужас какая ледяная! А мы разделись, в купальниках – забежали и бегом назад! Только мы с Томой рискнули, больше никто не полез. Когда жили в школе на берегу Охотского моря, мы слушали шум моря, совершенно особенный, необычный, под него спать хорошо…!13.

Еще помню, что в Алдоме, где мы ночевали, в доме было много клопов. Ужас! И рыбу помню в ухе: куски плавали. Картошки не было, было немного риса и огромные куски рыбы! Для нас это было в диковинку, такие куски рыбы! И вкусно!

Поиск очевидцев ничего не дал, никто не видел пролета болида. Столповский отчета не написал, Васильев потребовал отчет с меня. Чего я написала, не помню. Но чего-то написала!

Комментарии Тамары.

1. Я хорошо помню миски с красной икрой в Николаевске, которую мы ели ложками. Такой вкуснятины и в таком количестве никогда больше не ела.
  2. Не помню насчет объедания в столовой, но всю свою дальнейшую жизнь, живя на Дальнем Востоке я страдала от качки. Интересно что в шестилетнем возрасте я уже проплывала по Охотскому морю из Владивостока в Магадан на Колыму куда моя мама была назначена учительствовать. Тогда меня от качки спасала завалявшаяся в трюмном иллюминаторе корочка лимона., которую я все время нюхала.
  3. В настоящее время Аян, маленький портовый поселок на берегу Охотского моря  – административный центр Аяно-Майского района Хабаровского края. По территории этот район равен Англии и Бельгии.
    Из Википедии: Всего в районе на площади 167710км2 проживает 3067 человек (на 01.01.2004 г.), из них 1313 - коренные малочисленные народы Севера. По переписи 2010 г. население района 2010 человек из них в Аяне проживает 1325человек.
    Реки здесь ещё кристально чистые и полны рыбы, в том числе осетровых пород. Леса полны зверем. В моих поисках по Интернету меня поразило что Аян связан с последней эпопеей  Сибирской Добровольческой дружины и Якутским восстанием 1921-1923 гг.  Я сочла это интересным и привела в послесловии некоторые сведения по климату района и тяжести перехода через Джугджурский хребет из книги Е.К. Вишневского »Аргонавты Белой Мечты». Героический поход генерала А.Н. Пепеляева из Владивостока в Аян, а потом через Джугджур в Нелькан и Якутск проходил в зимнее время и с огромным потерями. Г.Федосев, который тоже переходил Джугджур зимой писал о серьезной подготовке к этому переходу своей сравнительно небольшой геодезической группы.
  4. Из  Интернета я узнала что в Аяне две большие вершины "Пирамида" и "Ландор". На какой-то из них, повидимому, мы были. Я забыла о этом приключении, но прочитав Катино воспоминание, вспомнила и подумала – ну надо же – удрала, не предупредив начальника, а если бы не было частной лодки? Что бы я делала в этом Богом забытом Аяне, всегда в тумане даже летом? У меня долго было большое фото, сейчас потерялось – мы плывем на небольшом катере  рядом с высоченными скалами, наверно на подходе к Аяну. У Никиты была фотоаппарат, я думаю, это было его фото.
    Мне хотелось бы сказать что наша экспедиция была маленькая, но оказалась хорошо подобранная, хотя и случайно. Саша Столповский был замечательный начальник – спокойный немногословный, с ним было ничего не страшно. Это сейчас я думаю, в такую даль пошли, какие были тогда карты – а район был безлюдный, медведи рядом. И вообще другой начальник меня бы вздул за побег на гору,  а я не помню, что бы меня даже отругали, наверняка обрадовались, что я нашлась. Никита тоже надежный, с ним хоть куда можно идти, все умеет; с ним и с Сашей как за каменной стеной.
    Катя просто золото, наш завхоз. Нам было весело. Наверняка у Коли Ощепкова была гитара.  Катя вспомнила, что мы пели по вечерам у костра песни из кинофильма «Ихтиандр» (Человек-амфибия). Уже потом работая на  морской станции в бухте Троица Японского моря я часто пела песню рыбака из этого фильма.
  5. Я очень хорошо помню, как я утаптывала селедку в чане босыми ногами, хотя Катя этого не помнит, но не выдумала же я себя в этом громадном цементном чане: его края где-то над головой, селедка мягкая, скользкая, было весело ее топтать.
  6. Один раз после этой экспедиции я виделась с Никитой. Мой первый Новый во Владивостоке я встречала в Уссурийске с ним и его женой. Наверное у меня был его адрес и мы списались. Встретили они меня очень хорошо и мы встречали 1968 по Томскому времени тоже, а утром я уехала. Больше я с ним не виделась. Где он сейчас? Хорошо бы откликнулся. Сейчас очевидцев той экспедиции только Катя и я.
  7. Катя пишет, что в Алдому мы ездили на грузовике в отлив, а возвращались на лодке. Наверно мы оставили Нурки в отлив и нас тоже подбросили на грузовике через залив, откуда мы уже пошли на Джугджурский хребет. В Уэльсе, где я сейчас живу, большие отливы и приливы, во время прилива вода идет так быстро что часто зазевавшихся людей отрезает водой и их снимают спасатели. На Дальнем Востоке никто про это не думает, я помню на Курилах машины ехали прямо по воде на самом краю Тихого океана.
  8. Как видно на фотографиях, рюкзаки мы тащили сами, на лошади, по-видимому, были общие грузы и продукты. Было тепло, и замечательно пахло сосной и лиственницей, по обоим сторонам тропы попадались большие кусты голубики, усыпанные спелой ягодой. Я часто отставала, не могла пропустить кусты с набрякшей голубицей – вот где вкусно. Мне кажется, Никита шел последним, во всяком случае я не боялась, я ничего не боялась тогда. Рывшись в Интернете по Джугджуру  я напала на сайт  www.allahyun.narod.ru  поселка Аллах-Юнь на Алдано-Майском нагорье. Странное название у поселка золотодобытчиков. Бывшие жители, тоскующие о Джугджуре, сделали этот сайт. Там есть замечательное видео о Джугджуре с красивой музыкой, которое так мне напомнило Джугджур в наше лето 1962г.  Не мудренно, что люди скучают по нему. Погода была просто отменная, ни одного дождя, ни комаров, ни мошек, сухо, чудный запах сосен. Высоченные аянские ели. Красота!
    Не то, что Федосеев переходил Джугджурский перевал зимой в буран.
  9. Мне сейчас даже нехорошо от этого воспоминания и сладкого вкуса, не думаю, что я много ела – только попробовала.
  10. Эта вершина называется Топко высота 1906м.
  11. Как посмотришь на эти плотики – уму непостижимо, как можно было передвигаться на таком сооружении и ни разу не перевернуться. У Федосеева подробно описывается как серьезно они относились к постройке плотов и то попадали в завалы и переворачивались. Но у нас все было хорошо и весело. Видно ангелы-хранители с нами были.
  12. У меня есть фото где я на оморочке переплываю речку - это такая лодка у эвенков. Такая узкая и длинная, длиннее байдарки. Повидимому, мы встретили рыбаков и они помогли перебраться. Но я не помню на какой это было речке. Река достаточно широкая, возможно это уже была Мая.

Сейчас я очень горжусь, что я сама переплыла, это был мой первый и последний раз на байдарке. Помню, как старалась удержать ее в равновесии, чтобы не перевернуться. Даже Столповский переплывал эту речку с сопровождающим рыбаком (фото 1)
  13. С той экспедиции и начался мой Дальний Восток, я заболела морем и вот до сих пор живу на берегу моря. В первые годы  на морской станции в бухте Троица я спала в палатке чуть  повыше бухты. Катя права – очень хорошо спится под шум волн.

Послесловие

Читая материал о других экспедициях в районе Джугджурского хребта я еще раз убедилась, что наша, в общем неподготовленная, Джургджурская экспедиция была очень удачной в смысле отсутствия серьезных происшествий. Не думаю, что у нас были хорошие карты. Навряд ли. Даже проводник плутал. По счастью была замечательная погода, не было дождей, что в этих местах бывает чрезвычайно редко. Поэтому мы прошли перевал и сплавлялись по серьезным рекам, на которых другие серьезные экспедиции, как Федосеевская, переворачивались, без серьезных происшествий и без всякого специального оборудования. У нас тоже было плохо с продуктами, но в общем мы справились. Спасибо нашим ангелам-хранителям: опасных приключений как у других путешественников, у нас не было.