30 июня 1998 г. исполнилось 90 лет со дня падения знаменитого Тунгусского метеорита. 90 лет — большой срок, и пришла пора написать научно-обоснованную историю многосторонних исследований этого уникального явления.

Такую попытку еще в 1949 г. предпринял известный исследователь Тунгусского явления Е.Л. Кринов [225]. Его монография "Тунгусский метеорит" содержит в то же время подробный исторический обзор исследований этого явления за первые 40 лет с соответствующими библиографическими ссылками (34 названия).

Наиболее подробное изложение истории исследования другого явления, тесно связанного с Тунгусским падением, а именно аномального свечения неба в ночь с 30 июня на 1 июля 1908 г. (и в соседние ночи) содержится в книге Н.В. Васильева, В.К. Журавлева и др. "Ночные светящиеся облака и оптические аномалии, связанные с падением Тунгусского метеорита" [69]. Эта работа содержит 177 библиографических ссылок, включая газетные статьи.

Работы Комплексной самодеятельной экспедиции (КСЭ), начатые в 1959 г., в дальнейшем — Комиссии по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР, а также других групп исследователей, начиная с 1958 г., послужили материалами для трех исторических обзоров Н.В. Васильева, охватывающих периоды соответственно 1958-1969 гг. [81], 1970-1980 гг. [82] и 1980-1985 гг. [83]. Эти обзоры содержат богатый фактический материал и многочисленные литературные ссылки (в общей сложности 415 ссылок). В то же время недостатком этих обзоров является отсутствие критического подхода при изложении результатов отдельных работ.

Библиография литературы о Тунгусском метеорите с 1908 по 1964 гг. (всего 405 названий) опубликована Н.В. Васильевым и В.А. Филимоновой [71]. Для части работ приведены краткие аннотации. К сожалению, эта очень полезная библиография пестрит досадными ошибками в именах, названиях, терминах.

Отдельно опубликована "Библиография работ Комиссии по метеоритам и космической пыли СО АН СССР (1960-1978)" [164], насчитывающая 294 названия.

Кроме этих работ, был опубликован ряд обзорных статей, содержащих ценные сведения по истории вопроса. Это статьи ГФ. Плеханова [293], Н.В. Васильева и др. [70], Н.В. Васильева [73], Н.В. Васильева и др. [74], ЮЛ. Долгова [115] и некоторые другие.

Интерес к Тунгусской проблеме вызвал появление ряда книг — мемуаров участников экспедиций. Среди них — мемуары В.А. Сытина [345, 346], Б.И. Вронского [92], Ю.Л. Кандыбы [174] и группы участников КСЭ [66]. Эти мемуары содержат ценный фактический материал о работе второй экспедиции Л.А. Кулика 1928 г. (книга Сытина) и об экспедициях КСЭ начиная с 1959 г. (три остальные книги). Опубликован также ряд статей мемуарного характера, ссылки на которые будут даны в дальнейшем изложении.

Когда эта книга уже была в производстве, автор смог познакомиться с интересной книгой Ю.Л. Кандыбы [174а], в которой дано научно-художественное описание второй экспедиции Л.А. Кулика, ее подготовки и результатов. Она написана на основании богатого фактического материала, в том числе дневников Кулика. Большой фактический материал об истории исследований Тунгусского явления содержится в известной книге В.К. Журавлева и Ф.Ю. Зигеля "Тунгусское диво" [129], вышедшей в 1994 г. О подробности изложения материала говорит объем книги (458 страниц). Ее недостатком является отсутствие библиографических ссылок. Правда, в конце книги приведен список книг, сборников и обзоров по проблеме (38 названий) и некоторые сведения о других библиографиях (частично упомянутых выше). Первоначальный вариант последней главы этой книги был опубликован еше в 1988 г. в сборнике "Санаторий" [128].

Популярное изложение истории исследований Тунгусского явления имеется в гл. 4 книги В.А. Бронштэна "Метеоры, метеориты, метеороиды", изданной в 1987 г. [53].

Немало интересных подробностей о жизни и деятельности Л.А. Кулика содержится в повести о нем "За огненным камнем" писателей И. Евгеньева и Л. Кузнецовой, вышедшей в 1958 г. под редакцией Е.Л. Кринова [119].

В 1995 г. вышла брошюра В.А. Ромейко "Тунгусский метеорит (история исследования)" [315]. Но несмотря на такое заглавие, научной, документированной истории исследований Тунгусского явления эта брошюра не содержит: в ней приведены лишь отдельные факты, другие же, не менее важные, опущены. Так, упомянуто появление научно-фантастического рассказа А.П. Казанцева "Взрыв" [170], но совершенно обойдены вниманием теоретические работы группы В.П. Коробейникова, В.А. Бронштэна, С.С. Григоряна. В конце брошюры приведен список 39 гипотез о Тунгусском метеорите, большинство которых не имеет никакого научного обоснования и является плодом фантазии их авторов. Библиографии эта работа не имеет вовсе. Перечень 39 гипотез имеется также в статье [316] того же автора.

В то же время именно ознакомление с брошюрой В.А. Ромейко побудило автора взяться за нелегкую задачу: написать научно-документированную историю исследований Тунгусского феномена. Ограниченный объем книги не позволил включить в нее весь имеющийся материал, хотя мы постарались охватить все направления исследований. Список литературы в конце книги не претендует на полноту.

Автор благодарит всех лиц, сообщивших ему те или иные сведения об исследованиях и исследователях Тунгусского явления, в частности, Б.Ф. Бидюкова, Н.В. Васильева, В.К. Журавлева, И .Т. Зоткина, Ю.Л. Кандыбу, Е.М. Колесникова, В.П. Коробейникова, В.А. Ромейко, А.К. Терентьеву. В подборе иллюстраций автору помогли ТА. Бируля, Е.И. Малинкин, В.К. Журавлев и В.А. Ромейко. Большую работу по научному редактированию книги выполнил Г.С. Куликов.

Автор выражает глубокую благодарность издателю — главному редактору журнала "Звездочет" А.Д. Сельянову, обеспечившему выход книги в свет.