МЕТОДИКА СОХРАНЕНИЯ АРТЕФАКТОВ – СВИДЕТЕЛЕЙ ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ

Работа представлена на секции космонавтики Московских конференциях «Космический патруль» и «Чтения Вернадского»,  в 1997 году

В силу многих обстоятельств научно-исследовательские экспедиции в  тунгусскую тайгу почти прекращены, а уникальнейшее место, представляющее огромный интерес для специалистов различных областей науки, подвергается разрушительному действию времени.

Самую ценную информацию о Тунгусском явлении, по мнению многих специалистов, удалось получить, исследуя вывал - область леса, радиально поваленного на огромной территории. Форма территории вывала помогла сделать некоторые выводы о траектории тела и особенностях взрыва. При исследовании деревьев, переживших катастрофу, были в разное время и разными учеными обнаружены  характерные следы воздействий катастрофы: ожоги камбия, измененная скорость прироста, отличия в химическом составе смолы и прочие. Открытия продолжаются и в настоящее время. Сравнительно недавно, в 1995 году,  В.А. Ромейко заметил на засохших уже “катастрофных” деревьях странные каверны и ленточные ожоги, весьма похожие на следы от электрических разрядов. Это стало началом нового направления в исследованиях проблемы.

Неизвестно, какие еще тайны может хранить в себе Тунгусский лес. Однако,  пихты в районе эпицентра живут в среднем около 160 лет, а с момента Катастрофы прошел, без малого, целый век.  Многие деревья, в том числе почти все упавшие при взрыве, успели сгнить. Уцелевшие пока деревья не застрахованы от опустошительных лесных пожаров. На исследуемой территории имеется несколько крупных гарей. Так в 70-х годах крупный пожар уничтожил небольшую юго-восточную часть вывала, в конце 80-х западную часть за горой “Острая” - по проекции траектории.  Но особенно сильно пострадал Тунгусский заповедник в 1994 году, когда огонь вплотную подобрался к эпицентру и выгорело несколько десятков квадратных километров тайги вдоль реки Кимчу и на Хойском торфянике.

Следующий по важности элемент - поверхностный слой мха и торфа  со временем погружается в вечную мерзлоту. Сейчас глубина залегания слоя 1908 года – от  30 см до 1 метра от поверхности. (При границе вечной мерзлоты в этом районе около 50 см.)  Исследователь проблемы геохимик Е.М.Колесников на одном из семинаров, посвященных проблеме Тунгусского явления, рассказывал, что добывание колонок торфа 1908 г. в начале 90-х годов уже было сопряжено со значительными трудностями чисто физического характера.

Поверхностный слой грунта, оказавшийся чрезвычайно информативным и давший самые любопытные результаты при применении новых методик (таких как  термолюминесценция кварцесодержащих пород и перемагничивание почвы), также уничтожается и деструктурируется, размываясь водой.

Назрела необходимость срочно проводить  акции по спасению и сохранению ценной научной информации, которую можно извлечь из природных образцов, находящихся в пока  еще нетронутых уголках Тунгусского Заповедника.

Обоснование правильности нашего решения состоит в том, что скорость деструкции материальных носителей информации в естественной среде превышает скорость накопления  и обработки той же информации доступными на данный момент времени методами и средствами исследования.

Мы не можем даже представить, как разовьются существующие и какие появятся новые научные методы и средства исследования, скажем, в течение ближайших 100 лет. В то же время естественно предположить, что найти соответствующего качества образцы через многие годы будет весьма затруднительно.

И даже если наши “посылки” из сегодняшнего дня в будущее не прольют свет истины на Тунгусскую тайну, они вполне смогут оказаться полезными и важными в других отраслях знания.

Исходя из изложенных выше соображений, в 1995 году была разработана и начала реализовываться программа “Образ”.

Задачи программы “Образ”.

Основной задачей программы “Образ” является помещение на длительные сроки хранения ряда образцов, несущих в себе информацию о Тунгусской катастрофе.

В более узком смысле данная программа направлена на отбор проб, прямо или косвенно несущих информацию, относящуюся к событиям 30 июня 1908г., таких как мхи, спилы деревьев, керны грунта, представители мутировавших растений, насекомых и т.п. Выше отмечалось, что слои почвы 1908г. уже находятся на границе вечной мерзлоты. Сама по себе мерзлота является хорошим консервантом, поэтому основные усилия должны быть направлены на отбор древесины и кернов грунта. Затем эти образцы должны быть искусственно законсервированы таким образом, чтобы надежно гарантировать их сохранность на  столетия (более 300 лет) для изучения будущими естествоиспытателями. По плану организаторов программы всего должно быть изготовлено 10¸12 специальных ампулизированных капсул, разделенных на необходимое количество отсеков. Планировалось взять пробы  не менее чем в десяти точках, находящихся в различных местах района Тунгусской Катастрофы и одну - две контрольные пробы. Кроме того, в каждой капсуле должен быть предусмотрен отсек для дополнительной научной или культурологической информации, относящейся к нашему времени. В свою очередь, капсулы станут храниться в различных музеях внутри страны и, возможно, за рубежом. Это, по нашему убеждению, отличная гарантия их сохранности, по крайней мере, на сотню лет. В дальнейшем стоимость этих капсул возрастет настолько, что они, возможно, будут помещены в более надежные хранилища. Есть надежда, что в будущем, изучая содержимое этих специально изготовленных и заполненных материалами из нашего времени капсул, ученые сумеют подойти к разгадке знаменитого взрыва.

Реализация программы в экспедиции 1996 г.

С  14 июля по 3 августа 1996 года в рамках ежегодной комплексной экспедиции к месту Тунгусской Катастрофы, была предпринята первая попытка реализации  программы "Образ".

Сразу отметим, что намеченные планы выполнить в полном объеме не удалось. Причины тому были как объективные, так и субъективные. К первым относится плохая обеспеченность участников программы инструментами и приборами (например,  прибор для определения географических координат точки взятия проб был всего один и не всегда им удавалось воспользоваться) и отсутствие методик взятия проб и оценки пригодности образцов, а ко вторым - недостаточная подготовленность участников для работ в Тунгусской тайге.

Все же некоторые результаты были достигнуты.  Нами были получены несколько спилов деревьев, переживших катастрофу и четыре пары кернов грунта. На каждый образец составлен отдельный паспорт. Отработана методика получения образцов в реальных условиях.

Все спилы были взяты с пихт. Первые спилы были получены при незапланированных обстоятельствах - при заготовке дров в районе 13-ой стоянки Кулика  – “Пристань”. Было замечено, что на торцах поленьев имеется ряд годовых колец более темного цвета. При подсчете годовых колец оказалось, что первые более темные кольца соответствуют дате около 1908 г. Были сделаны несколько спилов с двух деревьев. Однако признать эти образцы вполне качественными нельзя, поскольку к моменту распила деревья были засохшими, и установить точные временные метки оказалось невозможно. Такое же состояние имели  спилы, взятые западнее горы “Острая”, поскольку имеющиеся в этом районе еще не засохшие деревья спиливать было признано нецелесообразным. Наиболее подходящими оказались спилы из второй серии, полученные на южном крае “Южного болота”. Следует отметить, что взятие спилов в этой точке было чрезвычайно затруднительно по двум причинам:

а) из-за значительного диаметра и массивности деревьев (что объясняется более благоприятными условиями их жизни - высокий уровень грунтовых вод и защищенность от ветров хребтом сопки “Каскадная”);

б)  ввиду трудности выбора “нужных” деревьев (диаметр дерева в комлевой части был достаточно велик, в то время как возраст зачастую оказывался “послекатастрофным”).

Использование взятого инструмента: одной двуручной пилы облегченной конструкции и специально изготовленного трубчатого сверла-бура показало, что при заборе проб они не слишком подходят для решения поставленных задач. Идеальным было бы использование легкой бензопилы.

Достаточно благополучная ситуация сложилась с забором грунтовых проб по методике Б.Ф. Бидюкова. Всего взято восемь контейнеров из четырех точек. Следует отметить трудности с поиском подходящих грунтовых площадок для взятия проб.

Часть программы, направленная на отбор проб из муравейников для передачи на исследование В.А. Дмитриеву по программе “Тектит”, была выполнена также в весьма ограниченном объеме.

После возвращения из экспедиции и анализа полученных материалов было принято решение не спешить с созданием капсул, поскольку привезенные образцы перед консервацией в любом случае подлежали специальной подготовке помещением в вакуум для дегазации и сушки. Кроме того, далеко не все образцы было целесообразно сохранять, поскольку способы их получения вызывали сомнения.

Решено более тщательно подготовить материальное и методическое обеспечение для последующих экспедиций.

Методическое обеспечение программы

Поддержку нашему начинанию высказал писатель А.П. Казанцев и видный исследователь проблемы астроном И.Т. Зоткин. Деятельную поддержку идеям программы оказал исследователь из Новосибирска Б.Ф. Бидюков, предложивший простую и эффективную методику отбора проб почвы, аналогичную применяемой им при отборе проб на термолюминесценцию. Мы  очень признательны всем, кто выступает с поддержкой программы “Образ”. Это в первую очередь относится к журналисту, инженеру, исследователю аномальных явлений, наконец, просто хорошему человеку - В.А. Черноброву.

Техническое и технологическое обеспечение помогал осуществить ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.

Кроме этого, ощущается недостаток научной поддержки – привлечения в качестве консультантов ученых-лесоводов, почвоведов, геологов и геохимиков. Очень важно было бы знать мнение работников музеев, историков и археологов - всех тех, кто  имеет дело с сохранением материального и культурного наследия.

Выводы

1. Несмотря на ограниченность в денежных средствах и оборудовании, первый опыт реализации программы “Образ” показывал, что задачи, поставленные программой "Образ", выполнимы.

2. Поскольку данная работа, на наш взгляд, важна и имеет общекультурное значение, необходимо сделать все возможное, чтобы она была продолжена и реализована в максимально полном объеме.

3. В условиях ограниченного финансирования и материально-технического обеспечения необходимо привлечь к программе “Образ” внимание российской и международной научной общественности, организовать поиск заинтересованных инвесторов. 

4. Представляется целесообразным сохранить отечественный приоритет в дальнейшей разработке и реализации оригинальной программы и привлечь к ее выполнению российские исследовательские и производственные организации космического профиля.

Литература

1. Л.Н.Розанов “Вакуумная техника”, М., 1990 г.
2. Е.Головина “Посылка сквозь века”, Московская Правда, 29.01.1996 г.
3. В.А.Чернобров “Тайна Тунгусского метеорита не раскрыта”, Российские Вести,  11.01.1997г.

Макаров Александр - школа №23, учащийся группы дополнительного образования отдела астрономии и космонавтики Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества 

Научные руководители: Петров Дмитрий Николаевич, Пшеничнер Борис Григорьевич – Московский городской дворец детского (юношеского) творчества