Б.Ф.Бидюков (Москва - Новосибирск) МОДЕЛЬ НАШЕГО НЕЗНАНИЯ. (К 88-летию Тунгусской Проблемы)

Двадцатый век на исходе. Он явил миру величайшие образцы как взлетов, так и падений человеческого Духа. Географические границы ощутимо плоских территорий взрывным образом расширились до космичес­кой безбрежности. Зато явственно проступили границы нашего незнания. Физико-математические модели оказались неприложимы и неадекватны ре­алиям социальных отношений. Эйфория всесилия науки угасает по мере накопления негативных последствий ее применения. Социальные структу­ры все чаще предстают как конфликтующие. Отсутствие взаимопонимания впервые стало осознаваться в качестве проблемы - т.е. такой принци­пиальной ситуации, выход из которой не может быть найден в рамках привычных, устоявшихся представлений. Мы осознали, что не понимаем того, что происходит вокруг нас, не понимаем друг друга, самих себя, наконец. Не умеем предвидеть последствия своих действий ни в ближай­шей перспективе, ни тем более в отдаленном будущем. А такое осознание рождает необходимость пристальнее вглядываться в основания своей соб-ственной деятельности. Прежде, чем проектировать и осуществлять гло­бальные эксперименты, стоило бы вначале разобраться в механизмах их реализации на моделях. Тем более, моделях, данных человечеству, во­лею обстоятельств, самой Природой.

Грандиозные природные катаклизмы традиционно становились объек­тами исследования, привлекали наше пристальное внимание.Их изучение значительно расширяло диапазон наших знаний, обогащало арсенал средств целенаправленного преобразования окружающего мира. Катастрофические события не только мобилизовывали деятельную энергию людей, концентри­ровали мыслительную работу, но и ставили перед нами казалось бы не­преодолимые преграды. Их преодоление требовало зачастую усомнения в истинности избранных путей познания и коренного пересмотра основных допущений - тех исходных "печек", от которых мы "пляшем".

Одной из таких глобальных катастроф уходящего века оказалась Тунгусская, не решенная до сих пор, несмотря на 88 лет существования и почти 60 лет пристального изучения. Как нам сейчас представляется, вполне назрело время пересмотреть прежние подходы к решению этой Проблемы Века. Надо попытаться понять ее не натуралистически, не уз­ко профессионально, с точки зрения интеллектуального Робинзона, а как жителя планеты Земля, в комплексе и взаимопересечении всего накоп­ленного наукой багажа, вне географических, этнических, идеологических и прочих сдерживающих мысль границ и барьеров.