Кулик Л.А. К вопросу о связи метеоритов с кометами, – Мироведение, 1926, т.15, №2, с.173-178.

Этот животрепещущий вопрос космогонии до сих пор остается открытым. Падение железного метеорита Мазапил (Закатекас, Мексика) в 9 ч. вечера 27 ноября 1885 года во время известного дождя падающих звезд (биелиды) приписывался случайному совпадению момента пересечения Землей двух совершенно разнородных орбит: кометы Биела и—якобы не имеющей с ней ничего общего — орбитой метеорита Мазапил. Характерно то, что последнее утверждение делалось априори, считалось аксиомой, несмотря на то, что элементы орбиты этого метеорита установлены не были.

В 1921 году мною были собраны сведения (Л. А. Кулик.—Отчет Метеоритной Экспедиции. Изв. Р. Ак. Наук 1922 г., стр. 391. Л. А. Кулик. — Первая Метеоритная Экспедиция в России, Мироведение, № 1 (44), 1923 г., стр. 6) о мощном явлении полета болида в направлении с SSW на NNO с несомненным выпадением метеоритов на Подкаменной Тунгуске, где-то в районе бассейна р. Вановары или — по соседству с ним. Явление имело место около 7 ч. утра местного времени 30 июня 1908 г. Свидетельские показания о нем были подтверждены отметками толчка о землю — сейсмографами в Иркутске и воздушной волны — теми же сейсмографами и барографом в Киренске, о чем в прошлом году сообщил нам в своей интересной статье А. В. Вознесенский (А. В. Вознесенский — Падение метеорита 30 июня 1908 г. в верховьях р. Хатанги. Мироведение, август 1925 г., т. XIV, № 1, стр. 25). Кроме того, в 1921 г. в коллекцию метеоритов Академии Наук СССР поступил от академика В. И. Вернадского каменный метеорит «Кагарлык», весом в 1912 г, привезенный мной в том же 1921 г. из Киева. Относительно этого метеорита мне сообщили в Киеве, что он упал близ местечка Кагарлык, Киевского уезда, в 1908 г., в средине июня по старому стилю, т.е. в конце июня — начале июля по новому стилю, что близко подходит к моменту падения метеоритов на Подкаменной Тунгуске. Конечно, не было бы никаких оснований заподозривать связь между этими двумя далеко отстоящими друг от друга падениями, если бы не одно привходящее обстоятельство, — явление, на которое обратил мое внимание еще в 1922 г. Д. О. Святский, а именно — колоссальное развитие в конце июня — начале июля 1908 г. серебристых облаков (высота свыше 80 км). Эти облака обусловили феноменальные по своей силе ночные зори, с кульминационным моментом 30 июня 1908 г. Они были прослежены на всем пространстве Европы и Западной Сибири. Уже тогда в современной литературе (La nuit claire du 30 juin. Bul. de I. Soc. Astr. d. France, 1908 pp. 375, 477) проскальзывала мысль о том, что происхождение этих облаков должно было быть космическим. Не останавливаясь на детальном описании всего этого чрезвычайно интересного явления, я обращусь здесь к изложению моей рабочей гипотезы, заключающейся в следующем. Я предполагаю, что серебристые облака обязаны своим происхождением метеоритам, — наиболее мелкой и легкой части продуктов возгонки их вещества при их вторжении в земную атмосферу. Так как каждые сутки миллионы метеоров врываются в нее, то, следовательно, и образование  легчайших облаков из остывших продуктов возгонки идет непрерывно. Эта тончайшая пыль распределяется вечно волнующимся, от новых вторжений падающих звезд, слоем на границе  стратосферы (кислород-азотной, безводной атмосферы) на высоте, примерно, 80 —100 км. Обычно этот слой невидим. Он-то, собственно говоря, и является тем самым слоем, который известен под названием «слоя Хивисайда» и который играет столь существенную роль в механике распространения надземных «волн». Но эта картина существенно изменяется в том случае, когда Земля пересекает «активную» часть орбиты той или иной кометы, особенно — в момент благоприятного освещения зоны сумеречного сегмента неба, что в наших широтах имеет место на заре весенних и летних месяцев. В этом случае обилие продуктов возгонки может обусловить собой образование экрана, который на фоне сегмента зари станет отражать лучи зашедшего уже Солнца; в этом случае эти облака, в противоположность облакам водяных паров, и будут наблюдаться в виде серебристо-белых, светящихся циррусов. И обратно, если мы имеем сильное развитие серебристых облаков, то необходимо искать их первопричину — падение метеоритов и связь с той или иной кометой. Ясно, что одного падения на Подкаменной Тунгуске было бы слишком недостаточно для того, чтобы могло произойти такое мощное развитие серебристых облаков, как это имело место в июне — июле 1908 г., когда они в течение двух недель затягивали сумеречное и ночное небо на пространстве всей умеренной полосы Евразии и во всяком случае — не менее, чем на 120° по долготе. С другой стороны, падение метеорита под Киевом также указывало на то, что это явление было отнюдь не местного характера, а находилось в связи со всей этой серией космических явлений. Мои первые попытки получить данные по моментам пересечения Землей около 30 июня 1908 г. плоскостей орбит каких-либо комет окончились неудачей, и лишь получение в начале 1926 г. книги Olivier «Meteors», где имеется определенное указание на закрепленный уже за понс-виннекидами июньский период, заставило меня просить В. Л. Мальцева сделать необходимый расчет.

Его вычисления привели к следующему (см. рис.):

Если принять за исходные данные элементы Гиллебранда (Hiliebrand) для появления кометы Понс-Виннеке в 1909 г. (A. N., Bd. 181, s.155), а именно:

Комета 1909 II      (Pons-Winnecke).

T=1909 oct.                9,02345

=172° 15' 34"

=99° 21' 20"

i=18° 16' 58"

1909.0

log 9 = 9,987898

период=5,89246

то мы будем иметь:

Момент прохождения Земли через плоскость орбиты кометы 1909 II              1908 г.

(Нисходящий узел кометы)   июля 1d, 15 (3h.8 дня).

Момент наибольшего приближения Земли к орбите кометы Понс-Виннеке    1908 г.

июня 30d, 16 (3h.8 дня).

Расстояние Земли от орбиты кометы в этот момент          0,03 астр. ед. (4,5 милл. км).

(В 1916 г. первые метеоры, понс-виннекиды, наблюдались при расстоянии Земли от кометной орбиты в 0,16 астр. ед. Л. К)

Долгота Земли в этот момент 278° 25'

Эксцентр. аномалия кометы (Е)—115° 0'

Истинная         »        »       (V)—150° 0'

Расстояние кометы от Земли  5,43 астр. единиц (809милл. км).

К этому нужно еще прибавить, что радиант потока понс-виннекидов ( = 228°, = 54°) находился в 7h утра местного времени для района Тунгуски близко к NNE: 29°.3, на высоте 34°.5, т.е, направление полета нашего болида вполне отвечало ему.

Таким образом кульминационный момент развития серебристых облаков (30 июня 1908 г.) и падение тунгусского метеорита имели место в момент наибольшего приближения Земли к орбите кометы Понс-Виннеке. Интересно и то во всем этом явлении, что падение метеоритов не было связано с прохождением через головную часть кометы, которая не дошла еще до этого пункта на 5,43 астрономических единицы (свыше 800 милл. км),— явление, характерное для метеоритов вообще. Вероятно, они в большинстве случаев представляют собой ту лишенную, в данных условиях, способности участвовать в развитии оптических явлений часть кометы, которая движется впереди (или сзади) массы ее вещества, развивающей оптические явления и носящей название собственно кометы.

Небезынтересно еще отметить то обстоятельство, что О. В. Карабанова опять наблюдала серебристые облака в Усть - Цильме 22 июня 1924 г., что лишний раз свидетельствует о периодичности этого явления, отвечающего периодичности скрещения Земли с потоком понс-внннекидов.

1 апреля 1926 г. Ленинград.

On the connection of meteorites with Comets.

By L. A. Koulik.

(Summary.)

In 1921, the Academy of Sciences of U.S.S.R. has send the author's Expedition to Siberia with the purpose to collect informations concerning the great fall of a meteorite on the river «Sredniaya Toungouska». In the result of this expedition and in the later time the following particulars had been stated:

1. At 7-th mean local time in the morning on June 30-th 1908 on the river «Sredniaya Toungouska» in the district of  = 60° and =102° —103° an appearance of, a very luminous fire-ball had been seen, which was followed by thunderlike sounds and detonations and also several dark clouds.

2. The shock produced by the fall of this meteorite (according to the note of the Director of the Observatory in Irkoutsk, A. J. Woznesensky (Mirovedenie, 1925, V. XIV, № 1, p. 25)) was marked at Irkoutsk~(900 km) by means of Repsold's seismographs and the air-wave at Kirensk on Lena (400 km) — by a barograph.

3. Towards the end of June 1908, 60 km from Kiev near the village Kaharlyk a stone of about 2 kg had been seen falling after a noise. It proved to be a chondrite and was entered into the collection of meteorites of the Academy of Sciences of U.S.S.R.

4. At the end of June and at the beginning of July 1908 an abundance of lighting clouds (height — over 80 km) which effected twilights in the course of whole nights, could be observed over all the Europe and Western Siberia from 42° till to 60° latitude. The utmost development of those clouds happened in the night from June 30-th to 1-st July. The cause of their formation could be only a cosmic one.

Mr. V. A. Maltzev  and parallely mr. B. V. Okounev have calculated that on June 30-th 1908 the Earth was at the nearest distance from the orbit of the comet Pons-Winnecke (0,03 astronomical units) and that it had passed on June l-st through the orbit plane of this comet (its descendant nod).

The author supposes that all these phenomena are in genetical connection among themselves and presumes that:

1. The meteorites, fallen at the end of June 1908, may de Pons-Winneckidae.

2. The formation of the lighting clouds in June 1908, ought to stand in connection with the meteorites, the falling of which took place at the same time.

3. The lighting clouds are generally formed at the height (over 80 km) as the result of meteorites' fall.

4. A lesser degree of the development of lighting clouds is resented by «Heaviside's layers» which is at the same height, and produced at the expense of scores of millions meteors, falling daily.