ПРОРЫВ СОЛНЕЧНОГО ВЕТРА? "Соц. Индустрия" 20.11.1980

30 июня 1908 года в ноль часов 14 минут по Гринвичу в глухой сибирской тайге упал метеорит, названный впоследствии Тунгусским. Впрочем, метеорит ли? До сих пор не утихает спор гипотез вокруг небесного пришельца: объясняя одни факты, сопутствовавшие его падению, они нередко оказываются бессильными перед лицом других. Красноярский инженер Г. ИВАНОВ обратил внимание на биологические последствия давней катастрофы и выдвинул новую гипотезу. Вот что он рассказывает:

- Хотя за последние годы в районе падения Тунгусского метеорита побывало немало экспедиций, они не смогли объяснить многие явления. Сославшись на заместителя председателя комиссии по метеоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР, профессора Н. Васильева, назову лишь некоторые из них.

Тунгусский взрыв вызвал перемагничивание почв на площади, по крайней мере, в 3500 квадратных километров. А ведь это возможно лишь в том случае, если на этот район на короткое время наложилось мощное электромагнитное поле. Откуда оно взялось?

В районе катастрофы нарушены физические свойства горных пород. Причем эти изменения очень похожи на те, которые возникают при облучении вещества ионизирующими пучками высоких энергий. Откуда взялись и они?

В зоне падения метеорита – особенно вдоль траектории его полета – у сосен отмечено резкое увеличение частоты мутаций. Значит, генетический фон в районе катастрофы был резко нарушен. Почему?

Наконец, до сих пор не удается объяснить причину бурного прироста растительности в районе катастрофы. Сначала предполагали, что он вызван стимулирующим свойством золы, образовавшейся после гигантского пожара. Но сотрудник Томского Университета А. Ошаров, проведя эксперименты, опроверг это объяснение. В чем же дело? Может быть, в почву попали микроэлементы, входившие в состав метеоритного вещества, и оказали влияние на рост деревьев?

Вопросы, вопросы… Их еще слишком много, чтобы поставить точку в дискуссии о тунгусском взрыве. И я попытался вернуться к давним событиям, когда в 7 часов 14 минут по местному времени Тунгусский метеорит закончил свое существование. В тот день стояла на редкость безоблачная погода. За полетом косми­ческого пришельца наблюдало много людей. Некоторые из них видели «как бы оторвавшееся от Солнца тело больше аршина длиной, продолговатой формы и к одному концу сужающееся». В районе поселка Ванавара, где, как предполагают, упал метеорит, Солнце стояло до­вольно высоко — примерно в 30 градусах над горизонтом. И, следовательно, траектория полета пришельца почти совпадала с направлением на на­ше светило. Поэтому челове­ку, наблюдавшему из района падения, вполне могло пока­заться, что космическое тело оторвалось от Солнца. Это очень важный момент, на ко­торый до сих пор почему-то не обращали внимания.

Спрашивается: что же это было за тело? Среди послед­них гипотез, обоснованных математически, наибольший интерес представляет выдвину­тая академиком Г. Петровым. Он считает, что тунгусский пришелец — вовсе не метео­рит, а комета, состоявшая из рыхлого снега. Вполне воз­можно — в основном, из за­мерзшего водорода (подобная комета была открыта в февра­ле нынешнего года и частично исследована станцией «Венера-12» с помощью ультрафио­летового спектрометра).

По расчетам ученых Инсти­тута геохимии и физики мине­ралов АН Украинской ССР, вес космического пришельца превышал 5 миллионов тонн. Значит, диаметр головной час­ти такой кометы был не боль­ше 300 метров. Этот снежный ком мог быстро испаряться, полностью «затормозиться» в атмосфере и поэтому никаких «вещественных доказательств» на Землю не доставил.

Теперь остается вспомнить, что Солнце — огромный сгу­сток плазмы — все время об­стреливает Землю потоками космических лучей сверхвысо­ких энергий. Этот «солнечный ветер» не в силах пробиться к поверхности планеты — лишь некоторые элементарные частицы проходят сквозь ее озонную защиту и образуют потоки новых частиц. На интенсивность этих потоков заметно реагирует все живое на планете. Но в обычные дни Земля все-таки хорошо защищена озонным слоем.

Но вот настало утро знаменательного дня. Комета вошла в верхние слои атмосферы, и ее «голова» начала быстро испаряться. На высоте 30—20 километров нарушились фотохимические и ионизационные процессы. А быстро разлетающийся водород кометы начал соединяться с озоном. В мгновение ока озонная защита Земли была уничтожена на площади в несколько тысяч квадратных километров! И в образовавшееся окно устремился «солнечный ветер»!

Как уже говорилось, Солнце светило комете в хвост. По­этому поток заряженных космических частиц вызвал вторичную радиацию и в районе взрыва, и вдоль траектории полета. А облучение, как известно, может вызвать и изме­нения в генетическом коде растений, и ускорить их рост.

Но этого мало. Выделившая­ся при взрыве энергия и «сол­нечный ветер» «разбудили» содержащийся в атмосфере азот, и он стал химически активным! Начались реакции типа «азот — кисло­род» и «азот — водород». При­чем этот процесс шел во вре­мя взрыва, мощь которого разбрасывала новые химические соединения в разные стороны. Встречая на своем пути озера, влажные почвы в низинах, они превращались… в удобрения — в аммиачную во­ду, слабоконцентрированную азотную кислоту, мочевину и другие. Эти азотосодержащие соединения, проникая глубоко в почву под давлением взрыва, на мой взгляд, и способствовало бурному росту растительности.

Более того, можно предполо­жить, что мощный взрыв, встряхнув слежавшиеся за миллионы лет верхние слои Земли, как бы произвел безотвальную вспашку. При этом в почве до большой глубины из­менились газообменные про­цессы. И все это — вместе с интенсивным облучением, удобрениями, встряской почвы — и привело к быстрому росту лиственниц, сосен и другой ра­стительности. Спустя же не­сколько лет азотные удобре­ния были полностью израсхо­дованы, и рост леса пришел в норму. Теперь только по годо­вым кольцам на срезе какого-нибудь дерева — ровесника тунгусской катастрофы — мо­жно восстановить события тех дней.

Так ли было на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде необходимо произвести количественную оценку прироста всей растительности в районе катастрофы. Сделать это можно с помощью космической станции «Салют»…

Эту гипотезу комментирует доцент Красноярского педин­ститута., член комиссия по ме­теоритам и космической пыли Сибирского отделения АН СССР, кандидат физико-мате­матических наук И. АНТОНОВ:

— Гипотеза Г. Иванова при­влекает прежде всего своей... простотой. В ней нет потер­певших аварию космических кораблей пришельцев, взрывов антивещества или «черных дыр». Речь идет о двух биологических явлениях, наблюдае­мых в районе катастрофы, — ускоренном росте деревьев и мутациях некоторых организ­мов. Для объяснения привле­чена кометная гипотеза. И рассуждения вполне правдоподобны, если не считать того, что не бесспорна сама комет­ная гипотеза. Тем более что мы пока досконально не знаем, как устроены кометы. Если что и представляется сомни­тельным, так это утверждение о встряске Земля взрывом: по логике, ударная волна действо­вала сверху и скорее уплотни­ла бы почву.

Мне импонирует в гипотезе Г. Иванова и новизна подхода к объяснению мутаций — их вполне могло вызвать коротко­волновое излучение Солнца. А метеорит лишь расчистил ему дорогу. Но самое главное — все эти предположения доступны изучению и могут стать одним из пунктов про­граммы будущих экспедиций.

КРАСНОЯРСК