А.П. Лопатин, Л.М. Ускова, Э.Н. Гультяев, СЛЕДЫ ВЕРОЯТНОГО ПАДЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ ТУНГУССКОГО КОСМИЧЕСКОГО ТЕЛА ПО ДАННЫМ ДЕШИФРИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ СНИМКОВ

А.П. Лопатин, Л.М. Ускова, Э.Н. Гультяев
Красноярский филиал Госцентра “Природа”

Красноярский филиал Госцентра «Природа» в течении многих лет выполняет на территории Средней Сибири научно-исследовательские и картографические работы на основе дешифрирования материалов отечественных и зарубежных космических съемок для решения различных задач в области геологии, инженерной геологии и геоморфологии, гидрологии, охраны природы, лесного и сельского хозяйства. В ходе этих работ территория Средней Сибири уже неоднократно изучена по космическим снимкам. При этом, иногда выделяются необычные объекты, не получающие однозначного толкования на основе имеющегося опыта и набора дешифровочных признаков.

По результатам дешифрирования космических снимков на территории Красноярского края и прилегающих к нему районов Иркутской области выявлено 5 объектов или их групп, конфигурация и внутреннее строение которых трудно объяснимы с позиции их земного происхождения и позволяют предполагать, что образование их является результатом падения космических тел (рис. 1).


Рис.1. Схема размещения следов ударов космических тел, выделенных по данным дешифрирования космических снимков. 1 - следы падения космических тел; 2 - место Тунгусского взрыва.

Очертания объектов подобны следам, образующимся на поверхности в результате касательного удара об нее, разрушения, разлета или разбрызгивания какого-то вещества. Объекты имеют вид царапин и борозд прерывисто-лучевого строения. В их структуре нередко выделяются места основного удара о земную поверхность и довольно протяженные шлейфы разлета вещества. На космических снимках отмеченные элементы строения объектов от окружающей местности отличаются фототоном и цветом изображений, что очевидно связано с нарушениями растительного покрова, почв и грунтов в результате ударов. В характерной для Средней Сибири таежной местности выявленные следы обычно отличаются распространением прогалин, редин и участков развития мелколиственных и кустарниковых насаждений.

Один из наиболее характерных следов падения обнаружен в 1996 г. при дешифрировании космических снимков для целей инженерно-геологических изысканий трассы проектируемого нефтепровода от Тахомо-Юрубченского газонефтяного месторождения на юге Эвенкии до п. Богучаны на Ангаре. Он расположен в 150 км от п. Богучаны в верховьях р. Кажма и на водораздельном пространстве ее с р. Кумонда. След вытянут по азимуту 800 и прослеживается в длину на 30 км при ширине до 4 км. На неземное происхождение следа указывает его строение, необъяснимое с позиции геолого-геоморфологического строения и развитых в районе инженерно-геологических процессов. Основной удар пришелся в субмеридиональный водораздел и склон западной экспозиции (рис. 2). Веерообразный разброс вещества космического тела и захваченных почво-грунтов отчетливо прослеживается на следующих к востоку склонах западной экспозиции и наиболее возвышенных частях водоразделов. Прерывается след в долинах рек и на склонах восточной экспозиции, которые разлетающееся вещество миновало.


Рис.2. Головная чаcть следа падения в бассейне р.Кажма.

Второй подобный объект обнаружен в пределах низкогорной системы Енисейского кряжа на водоразделе р. Бол. Пита и его правого притока р. Лендахи в 16 км западнее п. Брянка. Простирание следа 1200, протяженность 6 км при ширине 1,5 км. Конфигурация следа во многом аналогична выше описанному (рис.3). Основной удар пришелся в водораздельный хребет субширотного простирания. Следы нарушений лучше проявлены на водораздельных поверхностях и склонах северо-западной экспозиции.


Рис.3. След падения космического тела на Енисейском кряже.

Еще один след на территории Красноярского края обнаружен на левобережье Енисея в равнинной болотистой местности на водоразделе р. Касовской и ее притока р. Болотной. Простирание следа 120 0 , длина 8 км. На западном склоне долины р.Касовской след слабо заметен, а основные нарушения почвенно-растительного покрова проявлены на возвышенном водоразделе.

Как видно из рис. 1, все отмеченные три следа падения космических тел и место Тунгусского взрыва 1908 г. составляют, в целом, единую цепочку или траекторию северо-восточного простирания.

Остальные объекты, интерпретируемые нами как следы падения космических тел расположены в 350-500 км к югу от этой траектории на территории Иркутской области.

Один из объектов встречен в бассейне р. Чуны южнее д. Выдрино. Простирание следа 900 , длина 13 км. Четыре пространственно сближенных следа отдешифрированы в предгорьях Восточного Саяна в бассейне р. Тагул, левого притока р. Бирюсы. Длина следов от 5 до 21 км при ширине до 6 км. Вытянуты они по азимуту 450.

Общей особенностью всех отдешифрированных на космических снимках следов падения космических тел является их прерывисто-лучевое, веерное строение и ориентировка в целом с запада на восток. Основные удары приходились либо в склоны западной экспозиции либо в вершины водоразделов. На пути разлета вещества наиболее заметные нарушения отмечаются также на склонах западной экспозиции или на вершинах. При этом на участке, отмеченном на топокартах как место падения Тунгусского метеорита, по результатам дешифрирования космических снимков никаких следов падения космических тел обнаружено не было.

О времени появления следов можно судить по следующим косвенным показателям:
- объекты выглядят практически неизменными на материалах космических съемок, проводившихся в период с 1980 по 1990 г.;
- для зарастания участков земной поверхности, поврежденных до коренных пород, например, горными выработками, до состояния кустарниковых зарослей и редин в условиях Средней Сибири требуется не менее 40-50 лет.

Особенности пространственной ориентации и строения выявленных объектов, более сильное поражение склонов западной экспозиции позволяет предполагать, что образование их обязано касательным ударам о земную поверхность серии космических тел, летевших в целом с запада на восток. Высока вероятность того, что удары этих тел во временном и генетическом отношении связаны с феноменом 1908 г.

К настоящему времени краткое наземное обследование было проведено в 1997 г. только на первом из отмеченных выше объектов (верховья р. Кажмы) экспедицией, организованной Сибирским общественно-государственным фондом «Тунгусский космический феномен». Остальные объекты не обследованы.

Комплексное наземное изучение, выявленных по данным дешифрирования космических снимков, следов падения космических тел может дать новый импульс в изучении проблем метеоритики и, в частности, Тунгусского феномена.