О сокровищах, падающих с неба
Подвиг Л.А.Кулика
"Журнал для всех", ноябрь 1928 г.

Развитие науки обусловливается не только кропотливой работой ученых в тиши кабинетов и лабораторий. Зачастую ради раскрытия той или иной научной загадки ученые самоотверженно идут на всевозможнейшие лишения, голод и холод, не останавливаясь перед необходимостью пожертвовать своими жизнями.

Сейчас всех интересует судьба начальника метеоритной экспедиции Академии Наук Л. А. Кулика, который, оставшись один в глухой сибирской тайге, за тысячи верст от жилья, без достаточного запаса пищи, производит научные исследования, терпеливо дожидаясь помощи, которая должна притти к нему в начале зимы.

Что заставило Л. А. Кулика променять уютный рабочий кабинет на все тяготы и превратности тысячекило­метрового пути по непроходимой тайге и, наконец, остаться одному со слабой надеждой на возможность выбраться из «болотной пустыни»? Заставило событие, происшедшее ранним утром двадцать лет назад.

30 июня (по новому стилю) 1908 года, в 7 часов утра, по небу о северо-востока прокатилось огненное тело необычайной яркости, упавшее в тайгу между Енисеем и Леной, к северу от сибирской железнодорожной маги­страли. В тот же момент кверху взвился столб пламени, на небе образовалось черное облако, и звук, как бы от чудовищной силы взрыва, раскатился на сотни киломе­тров во все стороны. Воздушная волна гнала перед со­бой на встречных бассейнах валом воду, местами она сбивала с ног людей и лошадей, а по некоторым све­дениям, даже обрушила утесы у берегов рек.

В Движение пришел не только воздух: удар упавшего метеорита был так велик, что заколебалась и земная кора; волны ее колебания * были уловлены в Иркутской Физической Обсерватории, а заведующий этой обсерва­торией А. В. Вознесенский вычислил и эпицентр (то-есть отправной пункт) для волн этого «землетрясения». Этот эпицентр пришелся примерно в месте падения ме­теорита в верховьях Подкаменной Тунгуски.

Падение этого «небесного подарка» не явилось исключительной новостью. Время от времени на землю падают эти своеобразные дары, и в старинных европейских хро­никах записано немало случаев, когда такие «вестники небес» причиняли немалый материальный ущерб. Так, на­пример, в 823 году в Саксонии от огненного дождя «из камней» сгорело 35 деревень... В 1618 г. сожжен дом. в Париже... В 1647 г. убито два моряка... Китайские летописи сообщают об убийстве 10 человек «камнем с неба» в 616 году. Да и у нас в старину (в XYIII в.) около города Великого Устюга однажды в полдень внезапно появилось темное облако, послышались раскаты грома и блеск молний, почувствовалось сотрясение почвы, и в воздухе распространился «зело превеликий огненный зной», после чего наступило охлаждение и тишина. Ока­залось, что в 20 верстах от Устюга «многим камением положило лес и дебри, многи древеса и с корени избиша, а иные в полы положиша... одождиша камение велие разженное, многие леса сокрушиша и пожгоша».

Камни, падавшие с неба, настолько поражали современников, что таким камням приписывались всевозможные чудесные свойства. Так, метеорит, упавший в 1514 г. в Венгрии, жители приковали к алтарю церкви железной цепью. Есть предположения, что и величайшая святыня магометан—камень Кааба в Мекке, является не чем иным, как метеоритом. Тунгусы, бывшие свидетелями падения сибирского метеорита, начали считать его за «бога грома», объявили место падения священным и до последнего времени тщательно скрывали его.

В настоящее время метеориты не приковываются к алтарям церквей, а кладутся на полки музеев. Наука доказала, что ничего «чудесного» в «небесных камнях» нет. Метеориты—это небесные тела, с огромной скоростью, в десятки километров в секунду, несущиеся в бесконечных глубинах мирового пространства. Колоссальные скорости метеоритов служат причиной того, что при ударе их даже о верхние, разреженные, слои атмосферы они от трения мгновенно накаляются и сгорают, не достигнув земли.

Но более крупные из них, несмотря на сильное нагре­вание, оплавляются лишь по своей поверхности и дости­гают земли, иногда расколовшись на несколько более мелких частей.

Есть доверие, что камни с неба состоят из чистого золота, но наука последнего времени доказала, что это неверно. Огромное большинство метеоритов состоит из железа с примесью никеля, кроме того, в них попа­дается еще магний, кремний, кобальт, платина, ванадий, хром, марганец, титан, олово, медь, алюминий, фосфор, сера и многое множество других веществ, встречающихся и на земле. Метеориты являются единственными вестни­ками, прилетающими к нам из вселенной, и по составу, а также по строению их ученые могут судить о составе и строении других небесных тел.

Ради научного исследования упавшего метеорита и на­правился впервые в 1927 году Л. А. Кулик во главе своей экспедиции в сибирскую тайгу. Двадцать лет про­шло со времени падения тунгусского метеорита, а только в прошлом году Л. А. Кулик открыл «страну мертвого леса»—место падения громадного «гостя небес».

«Картина,—говорит Л. А. Кулик,—развернулась следущая. Метеорит упал... на водораздельном плоскогорье между рекой Чуной и верхним течением Подкаменной Тунгуски. Плоскогорье представляет собой затундренную котловину о пересекающими ее отдельными холмами, озерами, болотами. Котловина окаймлена цирком высоких, безлесных, вследствие вывалки метеоритом тайги, гор. Весь лес лежит на земле голыми (без ветвей и корней) хлыстами, вершины которых обращены веером наружу от центральной площади падения. Исключение представляют собой лишь заслоненные горами ущелья и глубокие долины. Но и здесь в большинстве случаев лес опален и стоит на корню большей частью совершенно голыми хлыстами. В остальном вся растительность—лес, кустарник, мох как на плоскогорье, так и на значительном расстоянии от него носит следы одинакового, равномерного, ожога. Размеры обожженной площади приблизительно определяются километров в "30 в поперечнике, а пло­щадь сплошного бурелома—не менее 50 километров. Центральная часть обожженной площади усеяна плоскими воронками, достигающими иногда многих десятков метров в ширину, при глубине не свыше четырех-пяти метров. Дно этих воронок затянуто моховым болотом. Таких во­ронок насчитываются десятки».

Кусок метеорного железа, весом около тонны, найденный в Австралии

Метеорит, очевидно, распался дождем обломков, дви­гавшихся со скоростью 72 километров в секунду; самые крупные из них, по мнению Л. А. Кулика, весят от 130 до 160 тонн каждый. Этот рой был окружен облаком раскаленных (далеко за 1000° Ц.) газов, имевшим много километров в поперечнике. «Подобно мощной струе воды, бьющей из шланга на неровную поверхность,—пишет Л. А. Кулик,—он в несколько секунд достиг земной коры и врезался в нее, образовав воронки, опрокинув веером во все стороны лес и опалив в центре площади все, способное гореть: мох, траву, листья, ветви кустов и деревьев».

Тунгус, свидетель падения метеорита, рассказывал Л. А. Кулику, что его родственник был совершенно разорен опустошениями, произведенными метеоритом. Его стадо паслось в том лесу, который покрывал в те дни место падения; после катастрофы тунгус нашел среди поваленных деревьев только обожженные трупы животных (стадо было около 1500 голов). Сгорели и юрты и склады о оружием и припасами.

Итак, место падения метеорита обнаружено. Но с какой научной и практической стороны вообще интересно расследование события 30 июня 1908 года?

На эти вопросы отвечает опыт другого известного на земле метеорита, обнаруженного в Соединенных Штатах, аналогичного своему сибирскому собрату.

В «Ущельи Дьявола» в штате Аризона (юг САСШ) внимание исследователей еще в конце прошлого столетия привлекала кратерообразная впадина, шириною достигавшая 1 500 метров. Она была окружена валом высотой в 21 метр, а дно этой впадины на 150 метров было ниже поверхности земли. В 1903 году известный американский геолог Берренджер (Барринчер; подробно исследовал этот кратер и высказал предположение, что он является следом громадного метеорита, который с огромной скоростью ударился о земную поверхность и зарылся под почву, оставив воронкообразную впадину.

Сожженная тайга в месте падения сибирского метеорита

Но, несмотря на многолетние исследования, метеорит до 1920 года найден не был. Его искали в пределах воронки, а он, как и предполагал Барринчер, летел под косым углом к поверхности земли, и потому главная его масса зарылась в землю сбоку кратера на глубине около 500 метров.

15 мая 1920 г. был, наконец, обнаружен этот гигантский метеорит, имеющий, по меньшей мере, около 200 метров в поперечнике.

Для извлечения и разработки колоссального метеорита, оцениваемого не менее, как в 10 миллионов тонн чистого железа, стоимостью около полумиллиарда рублей, была организована в 1921—1922 гг. акционерная компания. Летом 1927 г. подготовительные шахтные работы, по сообщению журнала «Scientific American», уже закончились. Анализ первых эксплоатационных проб «заоблачного» рудника дал около 70% содержания самородного метеоритного железа в сплаве с 10% никеля; 10% приходятся на кобальт, платину, ванадий и титан—вещества, имеющие ценнейшее техническое значение.

Если сравнить воронкообразный кратер шириной в 8 километров на месте падения сибирского метеорита с кратером аризонского метеорита в 1 километр, нельзя не согласиться с выводами специалистов, по подсчетам ко­торых сибирский метеорит в 4—5 раз больше аризонского.

Почти наверняка сибирский метеорит содержит около 20 000 000 тонн железа, около 20 000 платины, ванадия, хрома, кобальта, которые, по всей вероятности, заключаются в его массе.

Даже принимая во внимание, что сибирский метеорит лежит в менее выгодных географических условиях, нежели аризонский его собрат, нельзя не признать всю ценность и неисчислимые в экономическом отношении выгоды разработки нашего метеорита.

Ведь в конце концов этот метеорит упал не на таком уж непроходимом участке Сибири.  Всего лишь 30—40 километров отделяют местоположение его от сплавных рек. По реке Подкаменная Тунгуска возможен регулярный летний сплав к Туруханску и к устью реки Енисея, откуда карские экспедиции обеспечат перевоз сырья "в Ленинград. Другой способ транспортировки намечает путь по бассейну Верхней Тунгуски, откуда метеоритные ме­таллы могут быть доставлены к Красноярску и дальше уже по железнодорожному пути направлены в любой пункт СССР.

Но не только практические выгоды принесет с собой исследование и разработка сибирского метеорита. Замечательные возможности специально-научного характера от­крываются этим самым "крупным в историческую эпоху метеоритом (аризонский метеорит упал около 700 лет назад).

Эти возможности заключаются во всестороннем исследовании частиц, наименее известных человеку небесных тел—комет, осколками которых, по мнению ученых, являются метеориты, что подтверждается событием 15 ноября 1885 года, когда, вместо ожидавшегося пересечения кометой Биэла земной орбиты, человечество увидело грандиозный «дождь» метеоритов, частью сгоревших в воздухе в виде «падающих звезд», частью упавших на землю подобно тысячепудовому мазатланскому метеориту в Мексике. Комета Биэла полностью разорвалась на части.

По вычислениям, сделанным ленинградским астрономом В. А. Мальцевым, сибирский, или, как его теперь называют, тунгусский метеорит, является осколком ядра кометы Понс-Виннеке, еще в 1927 году в последний раз наблюдавшейся в северной части неба.

В физико-химических лабораториях станет вполне доступным исследовать не только химический состав, но и возраст, а значит, и происхождение материй, пришедших к нам с метеоритом из недосягаемых даже для телескопов глубин вселенной. Последние достижения науки о радиоактивности позволяют произвести точнейшие вычисления о нижнем пре­деле возраста метеорита. Излучения и превращения первичных радиоактивных элементов урана и тория сопровождаются непрерывным образованием газа гелия и свинца. Точное измерение содержания гелия, а также и отношение количества урана, тория и свинца в метеоритах, и дает возможность вычислить, как сказано выше, нижний предел возраста их материи.

Исследования, произведенные проф. В. Меджи над аризонским метеоритом, позволили определить возраст его Карта маршрута метеоритной экспедиции Академии Наук в 1927 г. Заштрихованный кружок—район падения метеорита. в 10 миллиардов лет, что значительно превышает возраст не только земли, но всей солнечной системы. Трудно даже предположить, какие дальнейшие открытия будут сделаны в этом направлении после всестороннего анализа тунгусского метеорита.

Карта маршрута метеоритной экспедиции Академии Наук в 1927 г. Заштрихованный кружок—район падения метеорита.

Экспедиция, организованная Л. А. Куликом в прошлом году, должна была возвратиться, не закончив своей работы вследствие целого ряда неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Весной этого года Л. А. Кулик с восемью сотрудниками снова достиг прошлогодней стоянки. Но цынга и тяжелые лишения свалили с ног одного за другим участников экспедиции. Наконец, 2 августа было ре­шено, что сотрудники Л. А. Кулика, воспользовавшись двумя лошадьми, покинут Леонида Алексеевича, оставив его о небольшим запасом продовольствия.

По первым заморозкам помощник его В.Сытин должен был вернуться за ученым. Академия Наук СССР отпустила 3 000 рублей на организацию спасения Л. А. Кулика, и В. Сытин отправился к Кежму, откуда, руководствуясь компасом, так как точных карт этого края не имеется, будет пробираться к базе экспедиции в центре падения метеорита.

Одновременно с группой Сытина из Тайшета выступила вторая группа, организованная краеведом Ал. Смирновым совместно с красноярским отделением Географического общества и заведующим факториями Госторга. А. Смир­нов, возглавляющий эту группу, командирован из Москвы краеведческим журналом «Всемирный Следопыт» на сред­ства, отпущенные издательством «Земля и Фабрика».

В настоящее время обе группы, соединившись в Кежме, выступили с тремя рабочими, при девяти вьючных лошадях, в дальнейший путь к метеориту в Тунгусию.

Можно вполне надеяться на то, что экспедиции удастся добраться до героя-ученого и помочь ему вывезти весь тот ценнейший научный материал, который является итогом произведенных сотрудниками метеоритной экспедиции изысканий. Вл. Якубович.

Место падения аризонского метеорита. Кратер диаметром 1500 метров.