Н.В.Колесникова, Е.М.Колесников, Д.Лонго, П.Джоаккини, Л.Форлани, Т.Бёттгер, Следы кислотных дождей, вызванных Тунгусской катастрофой

Следы кислотных дождей, вызванных Тунгусской катастрофой
Н.В.Колесникова1, Е.М.Колесников1, Д.Лонго2, П.Джоаккини2, Л.Форлани2, Т.Бёттгер3

1 - Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Геологический факультет, Москва, Россия
2 -  Болонский университет, Болонья, Италия
3 -  Центр Экологических иследований, Лейпциг – Галле, Германия
k_e_m@mail.ru
evgenkol@geol.msu.ru

Одним из важных экологических последствий столкновений  космических тел с Землёй является выпадение кислотных дождей. При падении метеоритов в ударно сжатом воздухе  атмосферы возникают высокие температуры, а при температурах в  2200°С-2700°С кислород атмосферы реагирует с азотом с образованием окислов азота. Затем NO превращается в NO2,  который реагирует с водой с образованием соединений HNO2 и HNO3,  выпадающих на Землю в виде кислотных дождей [6]. Впервые следы кислотных дождей были обнаружены в отложениях на границе мела и палеогена 66 млн лет назад, когда в результате столкновения Земли с крупным космическим телом диаметром около 10 км вымерла большая часть живших тогда организмов, включая динозавров [1].  Было обнаружено, что в пограничных К-Т отложениях содержание азота в 8-10 раз выше, чем в других слоях [2]. Обогащение этого слоя азотом и позитивный сдвиг изотопного состава азота до +10‰ сопровождались резким увеличением содержания иридия, что указывает на космический источник этих аномалий.  Те же процессы, но в меньшей степени, должны были сопровождать пролет и взрыв Тунгусского Космического Тела (ТКТ).

Чтобы обнаружить следы кислотных дождей, мы послойно исследовали содержание и изотопный состав азота в колонках торфа, в которых ранее изучался изотопный состав С и Н. С этой целью были исследованы колонки - 1) с Прихушминского торфяника, в которой обнаружены наибольшие аномалии в изотопном составе С, 2) с Цветковского из-под Ванавары, служившей контрольной при исследовании  углерода, 3) из-под Томска, также служившей контрольной при исследовании изотопного состава С и Н, 4) с Северного торфяника и 5) с торфяника Ракетка, расположенного в 500 м на ю-ю-в от оз. Чеко.

Самое низкое содержание азота и незначительный сдвиг в его изотопном составе были обнаружены в колонке с Цветковского торфяника, в 65 км к югу от эпицентра (Табл.1).  В этой колонке и на Прихушминском торфянике увеличение содержания азота и сдвиги в изотопном составе приходятся не на катастрофный слой, а ниже, на уровень, до которого оттаяла вечная мерзлота летом 1908г. Туда просочились растворимые соединения азота после выпадения обильных кислотных дождей [3] и там они зафиксировались.

В колонках с Северного торфяника и с торфяника Ракетка увеличение содержания азота имеет два пика: один на уровне вечной мерзлоты 1908г., обусловленный присутствием растворимых соединений азота, а второй находится непосредственно на уровне катастрофного слоя, где сконцентрированы  плохо растворимые соединения азота [4]. Причем часть его нерастворимых соединений, по-видимому, была привнесена с выпавшим веществом ТКТ. Таким образом, вещество ТКТ, по всей вероятности, содержало не только большие количества углерода и водорода, но также и азота.

Из табл. 1 видно, что количество изотопно тяжелого азота в катастрофных слоях зависит не только от расстояния торфяника до эпицентра взрыва, но также и от расстояния  до предполагаемой траектории ТКТ. Самые высокие значения 15N обнаружены в катастрофных слоях колонок с Северного торфяника и торфяника Ракетка, которые расположены ближе всего к возможной траектории ТКТ [4]. Это говорит о том, что основным источником изотопно тяжелого азота, образовавшегося в атмосфере после пролета и взрыва ТКТ,  были кислотные дожди.

Другим источником обогащения азота торфа может быть антропогенное загрязнение атмосферы. Колонка торфа из-под Томска являет собой подобный пример, поскольку среднее содержание азота в ней в 2 раза выше, чем, например, в колонке с Цветковского торфяника [3]. Кроме того, содержание азота и его изотопный состав вдоль всей колонки из-под Томска подвергаются значительным нерегулярным колебаиям. Поэтому для исследований подобного рода нужно брать торф в местах, подобных Тунгусскому заповеднику, не подвергшихся значительному антропогенному загрязнению.

По нашим расчетам [3], на площади вывала леса выпало примерно 200 000 тонн азота, что составляет всего треть от количества, рассчитанного Расмуссеном и др.,– 600 000 тонн [7], остальная часть азота, по-видимому, рассеялась в атмосфере.

Таблица I. Концентрация и изотопный состав азота в различных торфяниках