Рассмотрим один из новых вызовов Человечеству, вытекающий из ограничений его собственной биологической природы. На Рис.12 представлена кривая численности населения Земли, построенная по имеющимся демографическим данным с 1650 года по 2006 год. После 2006 года Рис.12 – показывает наш демографический прогноз. Согласно этому прогнозу, Человечеству грозит не мальтузианская катастрофа, а депопуляция. Угасающий рост населения Земли создаёт перспективу такого демографического перехода, который похож на демографическую катастрофу.

Спрашивается, почему вместе с ростом ёмкости экологической ниши и экологической избыточности население не только не растёт по экспоненте, но имеет тенденцию к сокращению рождаемости? Особенно ярко это должно было бы проявляться в зависимости прироста населения от доходов (ВНД) на душу населения. На Рис.13 показана эта зависимость по данным Всемирного банка за 2000 год. Здесь трудно обнаружить простую закономерность, а логарифмический тренд наблюдаемой зависимости имеет очень низкую оценку адекватности. Прочие линии тренда: линейная, степенная, экспоненциальная – ещё менее адекватны. По-видимому прирост населения зависит очень сложным образом от многих других факторов: религии, расы, климата, политической системы и т.д. Что же здесь главное?


Рис.12. Импульс населения технической цивилизации

При определении понятия ёмкости экологической ниши мы особенно подчеркнули значение умения данного биологического вида извлекать жизненные блага из своей экологической ниши. В одних и тех же условиях среды (в одной и той же экологической нише) более успешен будет тот вид, который лучше умеет пользоваться этой нишей для целей выживания. Именно наиболее умелый вид выиграет конкуренцию за «спорную» экологическую нишу. Следствием такого закона интеллектуального отбора является тот факт, что эволюция млекопитающих в кайнозое, особенно в плейстоцене, идёт не по линии увеличения физической силы, совершенства пищеварительной системы и/или защиты от воздействия среды. В этих отношениях они, по-видимому, давно достигли пределов возможного. Эволюция млекопитающих в кайнозое идёт, в основном, по линии совершенствования функций головного мозга: сложности, организованности, скорости нервных процессов, объёма памяти, качества обработки информации, адекватности и активности поведения. Во всех этих отношениях наши эволюционные предки – гоминиды – являются чемпионами животного мира. Вот почему эти, казалось бы, слабые и плохо вооружённые всеядные существа сумели выжить и заселить всю сушу Земли. Однако Человек превзошёл даже этих чемпионов и в конце концов превратил почти всю сушу и прибрежные воды в свою экологическую нишу, истребил всех остальных гоминид и стал видом-монополистом, господином Земли.

Опасность такого монопольного владения Землёй очевидна. Это нарушение закона устойчивой эволюции – принципа необходимого разнообразия. Никита Моисеев подробно обсуждает этот вопрос в [20]. К счастью, до конца ХХ века требуемое необходимое разнообразие обеспечивалось разнообразием человеческих рас, этносов, культур, религий и социальных систем. В разных климатических и исторических условиях успешными оказывались разные расы и этносоциальные типы поведения. Неоднократно случались попытки пресечь это разнообразие, достичь «мирового господства» под лозунгами единственно правильной расы, учения, религии, социального устройства, общечеловеческих ценностей и т.д. и т.п. Все эти попытки кончались провалом. Будем надеяться, что и в дальнейшем никому не удастся нарушить принцип необходимого разнообразия. Во всяком случае это предположение будет оставаться в силе при дальнейших рассуждениях.

Почему же даже в условиях необходимого разнообразия Человечество оказалось перед фактом депопуляции наиболее продвинутой и успешной технической цивилизации Запада? Нет ли здесь какого-то барьера роста? Такой барьер есть!

Принципиальное отличие Человека от всех других гоминид состоит в том, что дальнейшее наращивание его интеллектуальной силы происходит не путём биологической эволюции, увеличения и усложнения мозга, а путём накопления знаний и умений во внешней памяти. Для этого Человек обладает двумя уникальными информационными технологиями: языком и письменностью. Не важно, как он приобрёл эти технологии. Этот сакраментальный вопрос составляет сущность проблемы антропогенеза. Важно, что это ему дало, и какую цену Человек платит за эти информационные технологии.

Язык позволил каждому человеку не хранить все знания и умения в своей голове, а использовать распределённую память и совокупный интеллект сообщества людей. При этом необходимые знания и умения могут извлекаться из головы знающего и умеющего члена сообщества с помощью речи. Это извлечение происходит тогда, когда эти знания и умения востребованы: либо как ответы на вопросы, либо как команды управления действиями людей. Таким образом, количество информации, которой располагает сообщество, может быть увеличено пропорционально его численности.

Письменность позволяет вообще выйти за пределы коллективной памяти сообщества и накапливать знания в таких объёмах, которые не может освоить и запомнить даже совокупный интеллект всего Человечества. Каждый отдельный индивид обладает ничтожной долей этих знаний, но в нужный момент он может извлечь их, понять, проинтерпретировать и использовать для организации своего или чужого адекватного и успешного поведения.

Таким образом, язык и письменность вывели Человека за пределы биосферы, сделали его сверхсуществом, потенциальным, а затем и реальным хозяином Земли, новой геологической силой. Благодаря этим приобретениям эволюция поведения людей стала столь стремительной, что биологическими изменениями можно пока пренебречь. История Человечества – это эволюция поведения людей. И у этой эволюции тоже есть пределы.

Сложность современных производственных и социальных технологий так велика, что каждый человек вынужден долго и упорно учиться, чтобы только овладеть способностью использовать язык, письменность и огромный объём совокупной внешней памяти Человечества. Без такого обучения индивид не может быть допущен к производственной и социальной деятельности в современном обществе. Для этого у него не будет нужных навыков использования производственного инструментария, законов и правил поведения, не будет достаточной тренировки во владении собой – трудовой и социальной дисциплины. Последнее не менее важно, чем знание технологий. Индивид, возомнивший себя знающим, но не владеющий собой и не способный твёрдо следовать инструкциям, общественно опасен. Вот почему во всех развитых странах каждый человек обязан получить определённый минимум образования и соответствующий сертификат (в России – аттестат зрелости). Этот сертификат свидетельствует не столько о знаниях человека, сколько о том, что он достаточно дисциплинирован и способен владеть собой. Без такого документа человека часто не допускают даже к самым простым видам деятельности, «не берут на работу». Более того, особо опасные виды деятельности требуют дополнительной сертификации. Таковы, например, водительские права. Деятельность, требующая особо высокой квалификации, сопровождается длительным дополнительным образованием: высшим, специальным и т.д.

Итак, развитие общественного производства и технический прогресс требуют всё более длительного и массового обучения людей. Люди, не получившие должного образования и воспитания, изгоняются из общества, изолируются и даже уничтожаются.

Пусть V байт/год – средняя по периоду обучения пропускная способность человеческого мозга, т.е. количество информации (измеренное здесь в байтах), которые он может воспринимать и усваивать в единицу времени (здесь в год); Imin байт – минимальный объём информации, которую человек должен усвоить, чтобы стать полноценным и успешным членом сообщества; Tоб лет – время обучения, которое требуется на такую социализацию индивидуума. Очевидно, что Tоб = Imin /V , и если это время превосходит некоторый предел Tпред, то период обучения, социализации и социального становления личности начнёт перекрывать репродуктивный возраст. Рождение детей откладывается или прекращается. Соотношение

Tоб < Tпред                                                                                           (23)

задаёт информационный барьер развития Человечества. Как только предельное время обучения достигается, сокращается воспроизводство наиболее ценного, здорового, творческого и трудоспособного населения.

На Рис.14 показана зависимость рождаемости от медианного возраста окончания образования для всего населения в разных странах по данным из справочника под редакцией Б.Ц. Урланиса [21]. Ясно видны две категории стран: с низким и с высоким уровнем образования. Рождаемость круто падает при достижении Tоб = 11 лет. Это и есть информационный барьер. Заметим, что эти данные относятся ко времени начала экологической паузы, когда большинство взрослого населения Земли было вообще неграмотным. Поэтому Tпред = 11 лет представляется заниженной величиной. Есть ещё и третья категория стран, в которую входят очень богатые и очень бедные страны, занимавшие в 70-е годы промежуточное положение по уровню рождаемости, и не учтённые на представленных графиках. Их учёт не меняет картину, но несколько размывает крутизну информационного барьера.

Избежать занижения величины Tпред можно, если учесть только население, находящееся в репродуктивном возрасте. К сожалению такой статистикой мы не располагаем. В цитируемом издании имеется статистика, отражающая процент студентов среди молодёжи в возрасте 20-24 года. Учитывая, что студенты являются референтной группой для всей молодёжи, можно ожидать тот же эффект барьера при увеличении их доли в этой категории населения. Рис.15 демонстрирует этот эффект для тех же стран и по тем же данным из [21]. Как видим, если доля студентов среди молодёжи в возрасте 20-24 года превышает 10%, рождаемость в стране резко падает. Остальные 90% молодёжи, по-видимому, также воздерживаются от неконтролируемого деторождения пытаясь повысить своё образование, уровень жизни и шансы своих детей на образование и высокий социальный статус.

Чем же грозит Человечеству информационный барьер? Вот эти угрозы.

Во-первых, извращение естественного отбора, который и без того почти перестал действовать и удалять из человеческой популяции носителей неблагоприятной генетики. Возникающий при этом генетический груз, возможно, будет удалён с помощью генной медицины будущего. Однако генная инженерия будущего вряд ли сможет восстановить утраченные гены, дающие талантливых и творческих людей. Именно эти наиболее интеллектуальные и творческие люди имеют меньше всего шансов для воспроизводства, а тем более для расширенного воспроизводства, как это было в предшествующие эпохи. Таким образом, снижается качество Человека, как такового.

Во-вторых, вытеснение носителей технического прогресса. На смену этим людям придут потребители уже готового интеллектуального продукта, накопленного цивилизацией, носители кнопочной культуры. Ясно ведь, что потребление готовых знаний не требует тех усилий, которые затрачены на их получение. Потребитель имеет больше шансов выжить и оставить потомство в избыточной экологической нише. Это явление мы уже наблюдаем в современной Европе, которая заселяется беженцами из Африки и Ближнего Востока. У себя на родине они создали условия, при которых сами уже не могут жить. Вот они и ищут новых территорий для расселения. При этом эти люди зачастую не учатся, не работают, размножаются и требуют для себя тех же условий жизни, что у коренного населения.

В-третьих, уничтожение социальной среды технической цивилизации, которая породила индустриальную эпоху. Потребители не потерпят жёстких правил жизни в высокоинтеллектуальном сообществе. Социальные конфликты на этой почве уже возникают в Европе. А что будет, когда «беженцы» будут составлять большинство населения? Примером может послужить новейшая история России. Старые носители индустриальной культуры были уничтожены или изгнаны большевиками. Новые носители индустриальной культуры были обескровлены и обескуражены властью бюрократии, опиравшейся на социальных аутсайдеров. В результате дважды в одном веке в России была уничтожена индустриальная цивилизация, а на её месте возник сырьевой придаток Запада.

Попытки современной амбициозной российской власти воссоздать «великую державу» могут провалиться из-за депопуляции и массового морального разложения. Никогда ещё не было в России такого массового стремления учиться не для научной или инженерной карьеры, а для занятий бизнесом, управлением и другой «престижной работой». Никогда ещё не было в России столько алкоголиков, наркоманов и беспризорных детей при живых родителях. Никогда ещё не было в России такой массовой «утечки мозгов» в «цивилизованные страны».

В-четвёртых, интеллектуальное опустошение Земли. Утечка мозгов происходит как раз из тех районов, где ещё имеются люди, способные развивать индустриальную и постиндустриальную цивилизацию: России, Индии, Китая… Учёные, уехавшие на Запад, фактически навсегда потеряны для своей страны, а их потомки растворяются и исчезают в недрах чуждой потребительской цивилизации. Рано или поздно источники творческой генетики иссякнут и Человечество остановит своё развитие. Что тогда?