Два листа, полученных от Ковалевского в марте 98г. Нет начала и конца.

Док.№71

Два листа машинописи формата А;

Два листа, полученных от Ковалевского в марте 98г. Нет начала и конца.

(ред.: Кто опрашивал и когда – неизвестно. Возможно, это фрагмент свода показаний, собранных Колобковой в 59-60 году)

 

Содержание

… Вдруг как загрохочет, а потом сильно бабахнуло один раз. Все говорили, что деревья загорались. Олени и люди падали. Люди потом бежали от по­жара.

5. Пикунова Анастасия Петровна, эвенка, ок.70 лет, пос.Чемдальск. Со слов родителей.

Жили в то время где-то на Ангаре. Слышали, что "бог стрелял". На небе ничего не было видно.

6. Аюльчина Анисья Ивановна, эвенка, ок.60 лет, п.Чемдальск, со слов родителей.

Всю жизнь прожила в этом районе, родители тоже всегда здесь жили. Они говорили, что это было летом, рано утром. Была большая стрельба, но на небе ничего не было. От ванаварцев, точнее, от Екатерины Бояни, слышала, что где-то упал камень или камни, точно не помнит. /Рассказ Е. Бояни см. ниже/.

7. Пикунова Улита, эвенка, род. в 1915 г, пос. Чемдальск, со слов родителей.

За 6 лет до ее рождения был сильный гром. Родители кочевали в то время в где-то на Ангаре. Они рассказывали, что в других местах  в направлении к Туре гром был таким сильным, что люди "засыпали, а по­том опять просыпались". Ни о камнях., ни о пожарах никогда не слышала. Было всё это рано утром. Тогда была весна, ещё комары не появились. День был ясный, поэтому и говорили, что "бог стрелял". Один был "выст­рел" или несколько, она не спрашивала у родителей.

8. Корноухов Валентин Николаевич, русский, 46 лет, п.Чемдальск. От старика эвенка, жившего в этих местах, слышал, что гром сильный был и вроде как бы свет очень яркий и "страшно было, очень страшно". Этот эвенок умер год или два назад, в возрасте около 80 лет.

9. Пикунова Анна Сидоровна, эвенка, 60 лет, п.Чемдальск, со слов родителей.

Родители жили тогда на Угряне. Рассказывали только, что "бог стрелял".

10. Бояни Екатерина, эвенка, род. в 1908 г, пос. Ванавара. Родители рассказывали, что кочевали в районе Ванавары. Говорили толь­ко, что гром сильный был, олени поразбежались, их не нашли потом. Гром сильный был, его и в Стрелке слышали.

Потом родители ездили с ней вместе на то место. Если ехать от Хушмы на Кимчу, то яма справа от дороги. Из Ванавары примерно 3 дня пути на оленях. Родители туда всегда ездили белковать. Деревья там лежали в од­ном направлении, на север. Места там красивые, хорошие. Яма около 3 м в диаметре. Очень глубокая. Отец связал несколько жердей от чумов и пытал­ся достать до дна, но не смог. /Е.Бояни сопровождала свой рассказ очень натуралистическим показом, как отец боялся, что упадёт, просил мать дер­жать его, как он осторожно опускал жерди, чувствовалось, что она была свидетельницей рассказываемого/. У ямы они оставили затёсы.

Она сама потом много раз белковала на том месте. С ней вместе ездил и какой-то русский /она не помнит/. Потом неподалёку /примерно на 8 км южнее/ построили избушку.

11. Кочени Кутуни Николаевич, эвенк, род. в 1928 г, пос. Стрелка-Чуня. Присутствовал при разговоре с Ек. Бояни. Ничего добавить не мог, но вызывался провести на это место, так как он якобы знает эту дорогу. Го­ворил, что слышал такой рассказ раньше от какого-то русского, звали его Юрием, он недавно уехал из Ванавары, жив или нет - неизвестно. Тот же русский говорил, что около ямы был ручей . Подтверждает /по рассказу русского/, что яма на север от избушки. Вспоминал с его же слов подроб­ности типа: "мы смотрели яму, потом вернулись в избушку, там пили чай" и т.п.

12. Таркичёнок Сергей Васильевич, эвенк, 61 год, п. Муторай, со слов очевидцев.

Отец жил в Муторае. рассказывал, что начало греметь издалека, затем ближе, а потом совсем ушло. Отец жены говорил, что в Угаяне сильно гремело, а потом ушло на восток /?/.

Люди, кочевавшие  в районе Хушмы, говорили, что это произошло …