C.В. Кривяков (Томск). СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ «СЛЕД» ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА

C.В. Кривяков (Томск)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ «СЛЕД» ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА

Тунгусское событие без сомнения является одним из заметнейших природных явлений. Однако его популярность среди широкой публики, весьма далекой от метеоритики и астрономии, объясняется не только и не столько его масштабностью. Более всего воображение людей и, прежде всего, людей искусства, возбуждает неопределенность и противоречивость суждений ученых по данной проблеме, а также сложная и драматичная история исследований Тунгусского метеорита.

Уже в первой фразе настоящего доклада содержится та неоднозначность, которая характерна для данного феномена. Во-первых, на сегодняшний день мы не можем однозначно отнести Тунгусское явление к порождениям неодушевленной природы. Именно техногенная гипотеза, которая остается вполне актуальной на сегодняшний день, вызывает наибольший интерес у подавляющего большинства населения. Потому мы можем достаточно уверенно констатировать лишь то, что Тунгусский феномен не был создан человеком Земли. Впрочем даже этот, очевидный практически для всех исследователей данного явления факт, отказывается принимать общественное сознание. Во-вторых, если рассматривать Тунгусское событие как столкновение Земли с космическим объектом, то в земной истории найдется множество куда более крупных явлений этого класса, оставивших такие следы, как Аризонский кратер, Попигайский кратер и т.д. Однако место Тунгусского метеорита (под таким именем этот феномен закрепился в русском языке) в общественном сознании и культуре гораздо значительнее, чем место многих существенно более грандиозных природных явлений. Таким образом, становится очевидным, что место, роль, которую играет Тунгусский метеорит (ТМ) в культуре и сознании людей во многих странах мира связана не столько с его объективными параметрами, сколько с целым рядом сопутствующих обстоятельств, прежде всего, со сложной вековой историей исследования этого феномена. Здесь мы попытаемся хотя бы отчасти отразить тот факт, что Тунгусский метеорит сегодня стал таким же элементом мировой культуры, как Бермудский треугольник, Маугли или Титаник. Во всех этих случаях, как и в случае с Тунгусским метеоритом, культура и общественное сознание использовали реальные явления для создания неких образов, приобретших со временем характер культурных архетипов, т.е. символов неких базисных понятий духовной культуры и искусства, не имеющих зачастую к породившим их реальным явлениям практически никакого отношения. По этой причине мы не будем касаться тех произведений искусства и научных трудов, которые созданы людьми, прямо или косвенно занимавшимися исследованиями данного феномена.

Тему Тунгусского метеорита первыми среди художников начали осваивать литераторы - Начиная с 30-х годов ХХ века писатели и поэты в большей или меньшей степени использовали Тунгусский метеорит и а также все, что было связано с его поисками в качестве элемента сюжета стихов, рассказов, повестей и романов. Среди авторов, в произведениях которых упоминается ТМ, такие значительные писатели как Эдуард Багрицкий, Аркадий и Борис Стругацкие, Артур Кларк, Станислав Лем, Кир Булычев, Анатолий Рыбаков, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин. В целом достаточно непродолжительный поиск в Интернете позволил обнаружить около 40 различных художественных произведений прозаического и стихотворного жанра на русском языке, в которых упоминается Тунгусский метеорит.

Можно выделить три этапа освоения данной темы отечественными литераторами. В довоенный период поводом для литературных произведений были реальные факты и события, связанные с Тунгусским феноменом. Примером литературы подобного рода является стихотворение Эдуарда Багрицкого «Исследователь», посвященное Л.А. Кулику, или роман И. Ковтуна «Сибирский аэролит».

Второй этап открыл А. Казанцев своим рассказом «Взрыв» в 1946 году. С этого времени до конца 80-х годов Тунгусский метеорит неизменно представлялся беллетристикой как инопланетный космический корабль. Вслед за А. Казанцевым эту идею использовали Станислав Лем в рассказе «Астронавты», Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу», Ю.Шпаков в повести «Кратер Циолковского» и др.

Начиная с 90-х годов, ТМ используется в литературе уже главным образом как некий символ, условное понятие, и в этом качестве ему придаются практически любые черты и свойства, удобные автору, в рамках того набора стереотипов, которые связаны сегодня в общественном сознании с выражением «Тунгусский метеорит».

В последние 10-15 лет началось достаточно широкое использование данного культурного архетипа прочими видами искусства, помимо литературы. Поиски в интернете дали следующие результаты. Удалось обнаружить пять песен (три эстрадные и две самодеятельные) и одну инструментальную композицию, посвященные Тунгусскому метеориту или упоминающие ТМ.

Три художественных сериала обратились к данной теме. Один из них, находящийся на стадии создания, носит название «Тунгусский метеорит». В нем команда, состоящая из молодых героев обоего пола, будет бороться за выживание в некой экстремальной зоне, условно являющейся зоной падения Тунгусского метеорита. В знаменитом американском сериале «Секретные материалы» (X-fails), целая серия 4X09 Tunguska [Тунгуска] посвящена попыткам героев фильма получить вещество Тунгусского метеорита, добываемое советскими заключенными в лагере, построенном на месте падения ТМ. Оказывается, это вещество может быть использовано для создания вакцины от какой-то страшной болезни. Наконец, в сериале Д. Нагиева «Осторожно, Задов» главный герой, прапорщик Задов собирается ехать в Эвенкию раскрывать тайну Тунгусского метеорита.

За рубежом созданы три компьютерные игры. Одна из них называется «Тунгуска: Секретные материалы» и представляет собой квест, то есть приключения. Другая игра называется «Сибирский конфликт: война миров», можно сказать, что она написана «по мотивам» знаменитой космодранской песни начала 60-х годов «На границе Марса с Альфой Эридана» и представляет собой стратегию. Наконец, в компьютерной игре «Империи: рассвет современного мира» (Empires: Dawn of the Modern World) Тунгусский метеорит используется как вид оружия.

На различных сайтах обнаружилось шесть различных визуальных объектов (фотографий, фотомонтажей, компьютерных картин, этикеток) в названии и сюжетах которых использован Тунгусский метеорит. Тунгусскому явлению были посвящены марки и значки [Черников, 2005].

Рассмотрим основные смыслы и значения, которыми в настоящее время наделен Тунгусский метеорит как культурный архетип, наглядный символ целого ряда понятий. Наиболее часто ТМ используют в качестве иллюстрации следующих понятий и явлений
- великая загадка природы;
- неразрешимая проблема;
- символ угрожающей мощи природы;
- смертельная, но не реализованная угроза;
- вечная тема;
- явление, подвергающееся разнообразным и многочисленным толкованиям, часто не имеющим прямого отношения к самому явлению;
- символ столкновения Земли и человечества с внеземными силами и т.д.
Проиллюстрируем этот список некоторыми цитатами.

Юна Мориц в интервью газете «Газета» так определяет отношения между поэтом и его читателями и интерпретаторами: «У поэта не бывает отдельно никакой "гражданской роли" и "философской роли", у него одна главная роль - быть поэтом. Кто-то будет потом приравнивать его слово к действию или к политическому высказыванию, подгоняя задачку под ответ, а кто-то - к философскому осмыслению и к диалогу с историей, а кто-то - к песне ямщика или к сновидениям по Фрейду и Фукияме (конец истории!). Но к самому поэту все это имеет очень далекое отношение (а подчас и вовсе никакого) и добывается из его поэзии, прозы и биографии по мере потребностей злобы дня. За эти потребности поэт никакой ответственности не несет, он вообще - тунгусский метеорит и струнный инструмент». Очевидно, что для Юны Мориц в данном случае Тунгусский метеорит – символ «жертвы», явления, которому каждый приписывает те свойства, качества и смыслы, которые он видит в нем или хочет увидеть. [Ю. Мориц, Газета, 01.06.2004]

Далее несколько цитат, которые никаких комментариев не требуют.

Во время обсуждения состояния русского рока на одном из интернет-сайтов была высказана следующая мысль: «Вот, говорят, что есть на свете три неразрешимые загадки: тайна Тунгусского метеорита, тайна женской логики и тайна мужского идиотизма. Тунгусский метеорит к русскому шоу-бизнесу отношения не имеет. Все остальное, надо полагать, русский шоу-бизнес и есть» [http://rock.samaratoday.ru/obsor/01-101.asp].

Из обсуждения стихов некоего поэта Валерия Савина: «Перевели пару стихов, а шуму, как от Тунгусского метеорита» [http://poezia.ru/article.php?sid=60432].

Из работы, посвященной классификации вопросов: «Вопрос на вечную тему. Имеется ряд тем, вдохновляющих вопросников всех времен и народов. К ним относятся: солнце русской поэзии и солнце английской драматургии, олимпиады, високосные годы … а также Ленин, Сталин и Тунгусский метеорит.» [Ю. Выменец. К вопросу о классификации вопросов. http://www.chgk-library.narod.ru/vymenets.html,].

Из работы С. Чернышева и Л. Криворотова «Ленин и пустота»: «Известна великая загадка Тунгусского метеорита. Что-то там прилетело, ахнуло, хряпнуло, лес повалило насколько глаз хватает. <…>. И вот сотни и тысячи исследователей …устремляются к эпицентру события и ищут, понятное дело, громаднейшую каменюгу… А обнаруживают в лучшем случае - когда болото просеяно через самые мелкосетчатые ситечки - какие-то сомнительные конкреции: то ли это комариный кал, то ли космическая пыль...» [С. Чернышев, Л. Криворотов. Русский журнал, 23.04.1999]

Таким образом, следует считаться с тем, что Тунгусский метеорит будет и впредь постоянно использоваться в качестве сложного, многозначного образа графоманами от науки, популяризаторами науки, журналистами и художниками всех видов искусства. Причем, попытки навязать общественности научное видение проблемы Тунгусского метеорита, абсолютно бесполезны и не нужны, так как Тунгусский феномен как объект научного исследования и культурный архетип «Тунгусский метеорит» существуют параллельно и практически не пересекаются.

Тунгусский метеорит являлся и продолжает оставаться одним из крупнейших и наиболее надежных информационных поводов. Не стоит забывать, что практически с первого дня Тунгусское событие достаточно регулярно и интенсивно освещалось газетами, а осенью 1928 года В Сытин спровоцировал целую газетную компанию, посвященную второй экспедиции Л.А. Кулика и проблемам, ее сопровождавшим. Сегодня русскоязычной поисковой системой «GoGo» было предложено 100872 документа и 6772 сайта, содержащих сочетание «Тунгусский метеорит», а англоязычной поисковой системой «Google» было найдено 111000 ссылок на сайты, содержащие сочетание «Tunguska meteorite». Среди них существует около десятка специализированных сайтов, посвященных этому явлению, многие из которых являются к тому же и полем для общения людей, интересующихся Тунгусским событием

Наконец, можно напомнить, что за годы исследования Тунгусского метеорита были написаны многие сотни книг и статей, непосредственно посвященных этой проблеме, и сняты десятки фильмов на данную тему.

Тунгусский феномен породил также ряд процессов и явлений социального характера. Прежде всего, следует отметить, что проблема Тунгусского метеорита стала индикатором, очередной раз продемонстрировавшим ограниченность современной науки. Попытки разрешить проблему в рамках традиционных научных структур и подходов потерпели неудачу. Это обусловлено, во-первых, неприспособленностью узкопрофильных научных учреждений к решению сложных комплексных проблем, а во-вторых, превалированием аналитического подхода в современной науке и слабой ее готовностью к синтезу полученных частных знаний. Невозможно удержаться и не процитировать прекрасное стихотворение В.Новикова, посвященное этому аспекту Тунгусской проблемы.

Тест на интеллект
Возьмём теперь такой момент –
Хоть мысль моя не без изъяна! –
Подкинуть тест на интеллект
Решили в космосе землянам.
Высоких мудрецов совет
Так обозначил в плане тему:
"За сколько, интересно, лет
Удастся им решить проблему".
Года проходят чередой,
Минула целая эпоха,
А там качают головой
И шепчут: "Плохо, люди, плохо"...
Валерий Новиков
24.07.08

В этих условиях весь ход исследования ТМ привел к созданию такой уникальной организации как Комплексная самодеятельная экспедиция (КСЭ).

КСЭ как социальное явление обладает целым рядом выдающихся черт. Во-первых, внутри КСЭ сформировалась среда, требовавшая проявления всех сторон человеческой личности: физической выносливости, интеллекта и способности к сотрудничеству.

Во-вторых, достаточно длительное пребывание в данной среде неизбежно приводило и приводит к пробуждению творческих способностей человека. Практически каждый член КСЭ, задержавшийся в организации более чем на год, подарил ей какое-либо художественное произведение, а несколько десятков человек начали жить полноценной творческой жизнью. В целом внутри КСЭ сформировалась самодостаточная многожанровая творческая среда.

В-третьих, КСЭ сложилась как самоорганизующаяся, полностью самоуправляемая система. Реальная демократия и свобода внутри КСЭ естественным образом порождали определенную иерархию, субординацию и дисциплину, абсолютно необходимые для выполнения исследовательской работы, особенно в экстремальных условиях эвенкийской тайги. Разноплановость работ, которые приходилось выполнять в рамках проводимых исследований, а также гибкая и подвижная система организации экспедиций позволяла найти свое место в КСЭ практически каждому, что привело к вовлечению этой самодеятельной организации в изучение ТМ за 50 лет существования более тысячи человек самых разных профессий, взглядов и способностей.

В-четвертых, КСЭ оказалась эффективной формой координации исследовательской работы людей разных профессий, проживающих к тому же в разных концах бывшего СССР. Эффективность КСЭ как научной организации подтверждается тем, что практически весь используемый сегодня первичный материал, все каталоги и многие интерпретации явлений, сопровождавших Тунгусское событие, являются продуктом деятельности КСЭ. Также об эффективности КСЭ говорит и то, что именно исследователи – члены самодеятельной экспедиции оказались способными осознать всю сложность и неоднозначность собранной к сегодняшнему дню информации, в отличие от узких профессионалов, проявляющих в последнее время заметный интерес к Проблеме.

В рамках КСЭ специалисты и энтузиасты, со временем приобретавшие специальные знания и научный кругозор, ничуть не меньший, чем те, которым обладают профессионалы, дополняли и контролировали друг друга, формируя коллективный, объемный многоаспектный взгляд на Проблему, который не позволяет отбрасывать и не замечать факты и явления, которыми обычно пренебрегают узкие специалисты в силу своей профессиональной ориентированности.

Кризис КСЭ, явственно обозначившийся сегодня в отсутствии притока молодых сил в организацию, обусловлен целым рядом причин социального, политического и экономического характера. Во-первых, в настоящее время КСЭ перестала быть островом свободы и гармонии в тоталитарной среде. При всем несовершенстве сегодняшнего политического режима, человек в современной России не сталкивается с тотальным программированием форм самореализации потенциала личности.

Во-вторых, именно молодежь сегодня вынуждена максимум усилий направлять на обеспечение основ будущей карьеры, что сужает возможность привлечения ее к исследованиям проблемы, требующей значительной самоотдачи.

Наконец, в-третьих, в 90-е годы, когда чисто экономические причины свели возможности для работы КСЭ к минимуму, экспедиция потеряла среднее звено, ту возрастную страту, которая, уже восприняв цели и дух организации, способна активно общаться с молодежью и представлять ей достоинства КСЭ на понятном для молодых языке. Представляется, что реальный потенциал КСЭ еще далеко не исчерпан, однако для восстановления постоянного притока свежих и молодых сил в экспедицию должна вестись целенаправленная и грамотная работа.

Литература