Г.Г.Кочемасов, О ВЕРОЯТНОЙ ЗЕМНОЙ ПРИРОДЕ ТУНГУССКОГО ВЗРЫВА 1908 ГОДА

Г.Г. Кочемасов
Москва

Непредвзятая интерпретация рассказов свидетелей Тунгусского феномена говорит о далеко не космической скорости пролета по пологой траектории светящегося тела размером с диск солнца или больше. Видели его на востоке и на юге от места взрыва, что может говорить об искривлении траектории полета или участии в событии двух и более тел, слившихся с взрывом (или несколькими взрывами) в районе Подкаменной Тунгуски. В первом сообщении по горячим следам говорилось о шаровой молнии. Это явление хорошо знакомо жителям этого сибирского региона, где свечения атмосферы, пролеты болидов (и электрофонных) -явление не редкое. Их могли поразить размер этого светящегося шара и огромной силы взрыв. Известно, что молниевые разряды типа облако-земля, преобразуя породы, формируют плавленые массы - фульгуриты сложного состава. В них появляются необычные минеральные новообразования и ассоциации, в частности, сильно восстановленные формы вещества, вплоть до железо - кремниевых металлических соединений, обогащенных сидерофильными элементами. Оно не смешиваются с силикатным расплавом и выделяются в виде мелких шариков размером в микрон - первые миллиметры[9]. Размеры индивидуальных фульгуритов сильно варьируют и связаны в основном с величиной выделившейся при разряде энергии. Самым большим известным в настоящее время фульгуритом считается грубо цилиндрическое тело длиной 5 м и сечением до 0,3 м, составляющее часть разветвляющейся прерывистой системы плавленой породы общей длиною около 30 м. Обнаружено оно у озера Уинанс в штате Мичиган (США)[9]. Ранее нами было высказано предположение, что часть шариков, обнаруженных в районе Тунгусской катастрофы 1908 г., также представляет собой фульгуритовые образования, связанные с многочисленными молниями, вызванными этим событием [10]. Тунгусское событие - гигантский взрыв с яркой вспышкой в атмосфере на высоте нескольких км - не оставило следов вещества предполагаемого метеорита или ядра кометы в эпицентре на земной поверхности. Радиальный вывал деревьев, их ожог, повышенное количество силикатных и магнитных шариков в слое торфа 1908 г и связанные с ним изотопные аномалии, магнитная аномалия вокруг эпицентра - вот наиболее яркие местные следы этого события. Эти последствия и сам характер проявления катастрофы (оптические аномалии за несколько дней до события, пологая и возможно непрямолинейная траектория движения тела, отсутствие заметного шлейфа, яркая вспышка взрыва) могут говорить об его электрической природе. Разряд гигантской шаровой молнии (ГШМ) вероятно наиболее полно соответствует этому явлению. Образование ГШМ предположительно может быть связано с взаимодействием в системе Солнце-Земля [3], воздействием на газовую и магнитную оболочки Земли хвоста кометы Понса-Виннеке, проходившей летом 1908 г вблизи от нее (трение и накопление статического электричества в огромном масштабе), или геоэлектричеством [5,6]. Электрическая природа и масштаб явления согласуются с некоторым изменением геомагнитного поля и образованием внешнего магнитного поля высокой напряженности (до 25-30 эрстед), необходимого для объяснения наблюдаемого искажения вектора намагниченности пород [1]. Неоднородность распределения участков с высокой концентрацией шариков [2] может отражать картину поражения площади молниями, которые образовались в большом количестве (судя по следам поражения деревьев молниями) при распаде основного шарового заряда. Встречающиеся наряду с шариками неправильной формы оплавленные глыбки, содержащие иногда кристаллическое ядро (микрофульгуриты?), не противоречат такому предположению. Изотопные аномалии в веществе района катастрофы (в свинце, углероде, водороде и др. [4]) могут быть связаны с нейтронным потоком, порожденным молниями. Образование потока нейтронов в молниевых разрядах в количестве 10 в седьмой- 10 в десятой степени частиц с разными энергиями на один удар было установлено при наблюдении молний в природе [13]. Нейтронный поток, вызванный молниями Тунгусского события, должен был иметь сложную неоднородную структуру. Вероятно он был менее однородный и мощный, чем исследовавшийся в работе [4] нейтронный поток от гипотетического термоядерного взрыва. Отмеченные генетические изменения среди эвенков, находившихся в районе взрыва (Ю. Г. Рычков, устное сообщение), свидетельствуют о проникающем коротковолновом излучении. Мутации, обнаруженные в изучавшихся растениях (сосна, мышиный горошек) и муравьях, сходны с мутациями вблизи мест захоронения радиоактивных отходов (Н. В. Васильев, устное сообщение)

Выделившаяся при взрыве энергия (~ 10 в шестнадцатой степени дж) может наложить ограничения на размер ГШМ, если исходить из известных плотностей энергий в шаровых молниях. Плотность энергии в них колеблется, но обычно составляет 1-10 Дж/куб.см, хотя отдельные примеры говорят о нескольких десятках Дж/куб.см[7]. Все эти плотности относятся к шарам с диаметром менее 1 м. Вероятность более крупных молний не является бесконечно малой и оценивается в 0,1-0,25%[7]. Исходя из различных возможных плотностей энергий в шаровых молниях и энергии взрыва на Тунгуске, радиус ГШМ оценивается в 100-1000 м. Если предположить, что температура и плотность энергии в более крупных сгустках плазмы будет ближе к верхнему пределу, чем к нижнему, то вероятный радиус ГШМ не будет превышать 100 м. Оцененный размер тела, по-видимому, не противоречит фактическому размеру, о котором свидетельствовали очевидцы, сравнивая размер и облик тела с солнечным диском. Молнии такого размера, не зарегистрированные человеком, в действительности могут быть нередки в масштабе тысячелетий и, тем более, геологического времени. Если Тунгусское тело - сгусток плазмы, то траектория его полета могла определяться глубинной тектоникой и связанными с ней геофизическими полями Сибирского кратона. Место взрыва в таком случае не является случайным, а связанным с этой тектоникой, о чем может свидетельствовать Рис.1. Подкрепляет это предположение и картина распределения обычных молний: по статистическим данным она не случайна, но зависит от атмосферных, геоморфологических и геолого-тектонических факторов [12]. Наш собственный опыт, полученный в Камеруне в районе, где "молниевые дожди" - сезонное явление, показывает, что фульгуриты , концентрирующиеся в гравийных отложениях ручьев, отражают разломную тектонику. Построенная нами единственная в своем роде поисковая карта распределения фульгуритов в ручьях показывает, что количество фульгуритов увеличивается в ручьях, дренирующих зоны разломов с золото- сульфидной минерализацией и породами основного состава [10]. Направленный вдоль силовых линий геополя полет ГШМ мог быть катастрофически прерван при ее соприкосновении с аномальным участком над местом пересечения глубинных тектонических зон, характеризующихся электромагнитными аномалиями, повышенной сейсмичностью и дегазацией. В районе известны месторождения горючего газа и жерла древних вулканов. Гипотеза земного происхождения Тунгусской ГШМ [5, 6] подкрепляется неоднократно описанными явлениями свечения атмосферы и появления светящихся шаров размером в десятки сантиметров -первые метры вдоль тектонических зон. Такие молнии нередко производят разрушения со следами взрывов на земле и в сооружениях. Но размер ГШМ является уникальным, что, по-видимому, соответствует геотектоническому положению региона, находящемуся в пределах уникальной Тунгусской синеклизы, в которой накопились огромные массы пермско-триасовых базальтов мантийного происхождения. Это свидетельствует о большой проницаемости раздробленной глубокими разломами коры, что понятно из морфотектонического положения региона. Он приходится на планетарного масштаба перегиб (флексуру) коры и литосферы в месте перехода опущенного и сжатого сектора коры на севере и западе (Евразийский сектор, "-" на рис.2) в поднятый и растянутый на юге и востоке (Азиатский сектор, "+"). Гигантская флексура СВ простирания является частью большого планетарного круга - одного из ключевых звеньев волновой планетарной тектоники. Вдоль этого ослабленного шва-флексуры располагаются крупные разновозрастные поля базальтовых излияний -траппов: Тунгуска, Декан, Эфиопия-Кения, Кару, Антарктида, Восточно-Тихоокеанское поднятие, район Бассейнов и Хребтов США, Врангелия. На поднятом секторе Африки этот шов отмечен крупнейшей Восточно-Африканской рифтовой зоной, на Азиатском секторе -крупной Байкальской зоной. Обе кайнозойские рифтовые зоны -крупнейшие в мире -говорят об активности шва. С огромным неоднородным давлением и трением геоблоков, присущим такой гигантской планетарной флексуре, может быть связано пьезо- и трибоэлектричество, накапливающееся в виде разрозненных и сливающихся зарядов. Повышенная сейсмичность этой зоны свидетельствует о взаимных перемещениях блоков по трещинам. Природные подземные взрывы, как провокаторы землетрясений, обоснованно рассмотрены в работе [8]. Интересно, что мощная (сотни км) крутопадающая зона флексуры, представляющая собой "слоеный пирог" из богатых железом мафических пород и бедных железом фельзических с различной электропроводностью, может быть своеобразным природным электроконденсатором, который может разряжаться постепенно или редкими катастрофами. Примечательно, что к лету 1908 г, по-видимому, приурочена активизация секторной тектоники, что следует из поведения атмосферы и ионосферы. В Антарктике 29 июня за несколько часов до Тунгусского события наблюдалось сильное свечение неба, в этот же день наблюдалось свечение Альп - единственный случай за все лето 1908 года [6]. В июне северное сияние было отмечено на средней Волге, а во многих местах Европы и Западной Сибири начались яркие цветные зори. Светлые ночи в Европе, Западной Сибири и Средней Азии, начавшиеся до события, территориально совпадают с опущенным Евразийским сектором (-). К обсуждаемой планетарной зоне перегиба (флексуре) коры и литосферы, отмеченной в геоморфологии и во всех геофизических полях, приурочено не только Тунгусское событие, но и загадочное катастрофическое исчезновение Хараппской культуры III тысячелетия до н.э. Раскопки Мохенджо-Даро на берегах Инда говорят о массовых пожарах, внезапной гибели людей, среди руин разбросаны оплавившиеся куски глины и других минералов (установлено повышение температуры до 1400-1500 градусов), намечается область эпицентра взрыва с сильными разрушениями. В индийском эпосе "Махабхарата" упоминается о "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма". К этой же зоне приурочен наблюдавшийся в наше время загадочный Чулымский болид (1984 г), сопровождавшийся яркими вспышками, радиопомехами и перегоранием электрических лампочек. Есть предположение, что библейские города Содом и Гоморра могли погибнуть от взрыва, подобного Тунгусскому (Б. Игнатов). И последнее замечание. Только ли на Земле отмечаются гигантские вспышки? Оказывается, нет. На Марсе уже более сотни лет фиксируются редкие вспышки, серии вспышек, светящиеся точки, яркие белые полосы. А 23 мая 1985 г произошел взрыв на поверхности Луны в районе Болота Снов между Морями Спокойствия и Кризисов [11]. В этом месте проходит крупная планетарного масштаба линейная тектоническая зона СЗ простирания, ограничивающая с северо-востока впадины Морей Южное, Изобилия, Спокойствия, Ясности, Дождей (перегиб рельефа !). Взрыв произошел над поверхностью спутника на площади примерно 400 кв. км. Он связывается с дегазацией лунных недр и электрическим разрядом, вызванным пьезоэлектрическим эффектом в трещинах пород.

Рис. 1

Рис. 2

Литература:

1. Бояркина А.П., Сидорас С.Д. (1974) Палеомагнитные исследования в районе падения Тунгусского метеорита//Геология и Геофизика,N3,79-84;
2. Васильев Н.В., Львов Ю.А., Вронский Б.B., Гришин Ю.А., Иванова Г.М.,Менявцева Т.А., Грязнова С.Н., Ваулин П.Л.(1973) Поиски мелкодисперсного космического вещества в торфах района падения Тунгусского метеорита//Метеоритика, вып.32, 141-146;
3. Дмитриев А.Н.,Журавлев В.К. (1986) Тунгусский феномен 1908 года -коронарный микротранзиент//Геология и геофизика, N4,10-19;
4. Колесников Е.М., Лаврухина А.К., Фисенко А.В. (1973) Экспериментарная проверка гипотез аннигиляционного и термоядерного характера Тунгусского взрыва 1908 г.//Геохимия, N8,1115-1121;
5. Ольховатов А.Ю. (1991) О вероятной роли сейсмотектонических процессов в Тунгусском феномене 1908 г.//Изв. АН СССР, сер.Физика Земли, N7,105-112;
6. Ольховатов А.Ю. (1997) Миф о Тунгусском метеорите. Тунгусский феномен 1908 года - земное явление. М.ИТАР-ТАСС- Ассоциация "Экология непознанного", 128 с.;
7. Стаханов И.Л. (1985) О физической природе шаровой молнии. M., Энергоатомиздат, 208 с.;
8. Степанов О.А. (1988) О возможной роли электромагнетизма в формировании месторождений //Советская геология, N5, 115-123;
9. Essene E.J., Fisher D.C. (1986) Lightning strike fusion: extreme reduction and metal-silicate liquid immiscibility // Science, v.234, N4773, 189-193;
10. Kochemasov G.G. (1985) Attention: fulgurite! //Lunar and Planetary Science XVI, LPI, Houston, Texas, pt.1, 443-444;
11. Kolovos G. et al. (1988) Photographic evidence of a short duration strong flash from the surface of the Moon //Icarus, v.76,N3, P.525-532;
12. Lopez R., Holle R. (1985) Lightning likes to strike some sites // Science news, v.128, N2, 25;
13. Shah G.N., Razdan H., Bhat C.I., Ali O.M. (1985) Neutron generation in lightning bolts // Nature, v.313, N6005, 773-775