Показания очевидцев о моменте Тунгусского болида
В.Г. Фаст, Н.П. Фаст (Томск, ТГУ)

Момент падения Тунгусского метеорита (ТМ) определялся в разное время и разными авторами по инструментальным данным. Эти определения охватываются интервалом 0h15m±3m UT вторника 30 июня 1908 г. А.В. Вознесенский [ 1 ] первым оценил момент t возникновения сейсмической волны в эпицентре: t=0h17m11s UT. Последнее наиболее тщательное определение этого же момента получено И.П. Пасечником [2]: t=0h13m,59±0m,08. К моменту t завершилась видимость Тунгусского болида (ТБ), электрофонные звуки и другие электромагнитные явления, но продолжали наблюдаться след и облако взрыва. Уже после этого до наблюдателей дошли сейсмическая и звуковая (барическая) волны. Приведенные временные данные не могут быть уточнены свидетельскими показаниями. Наоборот, указания очевидца на момент, когда он наблюдал болид и явления, с ним связанные, могут в какой-то мере служить для контроля памяти рассказчика или для решения вопроса о том, относить ли его показание к ТБ.

Наиболее полно свидетельские показания о ТМ собраны в каталоге [3] и проанализированы в [4]. Было обнаружено, что указания очевидцев на время суток пролёта тела «позволяют построить представительные статистические распределения, недвусмысленно свидетельствующие о сугубой неоднородности материала». Обращается внимание на полиморфность и гетерогенность явления.

Таблица 1 *

 * Распределение момента ТБ по показаниям очевидцев, указывающих конкретный час болида. В нижней строке приведены моменты или интервалы в часах. Над ними в ячейках столбцов выписаны трёхзначные номера очевидцев, указывающих соответствующий момент или интервал времени, когда они видели болид. Двузначные числа в столбце слева указывают число очевидцев n.

На интервале времени от 5 до 16 ч общее число очевидцев N = 150. Показания, приходящиеся на интервал времени от 11 до 16 ч (39 очевидцев), вносят в этот массив данных явную неоднородность (гетерогенность), тогда как данные на интервале от 5 ч до 11-го ч (111 чел.) образуют гистограмму, не противоречащую нормальной плотности распределения вероятностей.

Таблица 2*   

  

*Распределение очевидцев по указываемому ими времени дня для ТБ. Естественно полагать, что очевидцы, номера которых оказались в колонках левой таблицы, относятся к основному массиву очевидцев, придерживавшихся наиболее принятой тогда системы суточного времясчисления. Относительно очевидцев, номера которых попали в колонки правой таблицы, предполагается, что они при оценке ими времени ТБ руководствовались системой исчисления времени, принятой в Новом Завете, вошедшей в Церковный Устав (Типикон) и до сих пор практически используемой в быту старообрядцами (особенно в скитах, церквях и общинах).

Из нашего анализа того же собрания показаний очевидцев ТБ [3] следует, что лишь в половине этих показаний (316) содержатся сведения о моменте ТБ (см. табл. 1 и 2. где в ячейках указаны трёхзначные номера очевидцев. нумерация наша). В 108 показаниях (см. левую часть табл. 2) утверждается, что болид был «утром» (50 очевидцев). «рано утром» (43). «в завтрак» (15). Указания 111 очевидцев на конкретный час ТБ формируют симметричную гистограмму на интервале 5-11 ч с модой в 8 ч (табл. 1, левая часть). Таким образом, на утренний момент указывает 219 человек (69,3%). Остальные очевидцы (30,7%) указывают для ТБ дневное время. Так. 39 человек указываю г конкретный час ТБ. приходящийся на интервал от 11 до 4 ч (табл. 1, справа). Есть ещё и такие показания (табл. 2 справа); «перед обедом» (23 человека), «днём» (15), «в обед» (10). «в полдень» (6). «после обеда» (14).

Указания очевидцев на «обеденное» время (показания, попавшие в интервал времени от 1 I до 4 ч табл. 1 и в правую часть табл. 2) вызывали недоумение и некоторую растерянность исследователей ТМ. Возник вопрос: как толковать эти показания очевидцев? Появилось даже парадоксальное представление о том, что 30 июня 1908 года наблюдалось два ярких дневных болида: один наблюдался ранним утром, а другой - в обеденное время. Специальная опросная экспедиционная группа филологов под руководством И.В. Журавлёвой в 1981 г. не разрешила поставленный вопрос и не смогла уточнить содержание использованных очевидцами временных понятий [4].

И тогда встал новый вопрос об исчислении суточного круга времени в целом в Сибири в 1908 г. и опять же о принятом тогда содержании понятий «в обед» и «в полдень». Кардинальный сдвиг в решении этого вопроса был связан с нашим знакомством и беседами с Василием Сливкиным 1957-го года рождения, бывшим в течение 10 лет насельником старообрядческого скита на севере Красноярского края.

 

Оказывается, в начале XX в. в России еще не было введено в обиход поясное время и население в городах пользовалось в основном местным среднесолнечным временем. В сельской местности широко использовалось истинное местное время: стрелки часов устанавливались на 12 ч, когда Солнце проходило над точкой юга. Различие между истинным и среднесолнечным временем 30 июня составляет з = минус 3m, 5. Ряд очевидцев, указывая время ТБ. добавляли: «по непроверенным часам», что говорит об общей приблизительности указываемого часа. В 0" 14"' 1:1 (момент ТБ) часы самых западных очевидцев ТБ должны были показывать 6 ч 4 мин, а у самых восточных очевидцев в этот момент должно было быть 8 ч 10 мин местного среднесолнечного времени. Звуки от ТБ до этих очевидцев могли дойти почти через час, а длиться они могли 15-30 мин. Поэтому для отдельных очевидцев завершение всех явлений, связанных с ТБ. могло приходиться на ~7 ч 30 мин на западе и на ~9 ч 30 мин на востоке. Таким образом, указания очевидцев на интервал от 6 до 9 ч 30 мин местного времени является допустимым для тех или иных явлений, связанных с ТБ, момент которых зарегистрирован по точным часам.

Кроме местного времени на железной дороге использовалось время петербургское, имевшее чисто производственное значение, но жители обычно переводили его в местное время. Более существенным в нашем вопросе, но менее известным в научных кругах, было еще одно времясчисление - библейское, широко использовавшееся старообрядцами. Последние составляли в 1908 г. не менее 10 % населения России. Если учесть, что в основном старообрядчество было сосредоточено на севере европейской части России и в Сибири, то можно полагать, что в области видимости ТБ оно составляло десятки процентов населения. Селились старообрядцы в основном в верховьях сибирских рек и местами составляли многолюдные селения (особенно на востоке области видимости ТБ: в верховьях Нижней Тунгуски, в бассейне Вилюя, в верхнем и среднем течении Лены).

Из бесед с нынешними старообрядцами в Красноярском крае и в Томской области выяснилось, что в старообрядческой среде, в церквах, скитах, общинах, среди мирских верующих до сих пор сохранилась и практически функционирует библейская система суточного времясчисления («иерусалимское время», как выразился глава старообрядческой общины г. Колпашева). Эта система стала употребляться у евреев после возвращения из вавилонского плена, применялась в древней Палестине и во всей Римской империи во времена Христа и первых христиан и позднее во всей Христианской Церкви. В Православной Церкви она закреплена Церковным Уставом (Типиконом), признавалась Российским государством и функционировала в быту россиян до реформ Петра 1 в 1699 г. когда было введено современное суточное времясчисление. Старообрядцы же всегда строго продолжали придерживаться библейской системы (табл. 3) не только в богослужениях, но и в быту. Пользуясь обычными часами, старообрядцы, живущие в отдаленных районах, и сейчас для проверки времени, как и в повседневной жизни, не пользуются радио или телевидением. На часах они устанавливают 6 ч при прохождении Солнца через южный вертикал (точку юга они определяют сейчас по компасу, магнитное склонение при этом вносит свою специфическую ошибк до десятка мин). По рассказу В. Сливкина, в ските в момент прохождения Солнцем южного вертикала на часах может быть установлено и 7 ч и даже несколько иное время (в пределах одного часа), если это может способствовать выполнению каких-то важных хозяйственных работ. Здесь мы видим некую аналогию с введением во многих странах гак. называемого «летнею» времени и, кроме того, возможность некоторого произвола в самом установлении на часах времени в момент прохождения Солнцем южного вертикала.

Как это было принято у первохристиан (Мф. 20, 1-12; Ин. 11,9; Деян. 23,23), час есть двенадцатая часть дня или ночи. Ночь отсчитывалась от захода до восхода Солнца, а день - от его восхода до захода. Тем самым длительность часа менялась как при переходе от ночи ко дню, так и в течение самого года. Позднее произошёл переход к постоянной длительности часа, которую стали определять как двадцать четвёртую часть суток.

  

В соответствии с Типиконом [5,6] счет часам старообрядцы ведут от 1-го до 12-го ч ночи и затем от 1 -го до 12-го ч дня (см. табл. 3). Так, например, 7, 8, 9-й ч истинного местного времени соответствуют у старообрядцев 1, 2, 3-му ч, а в некоторых случаях даже 2, 3, 4-му ч. Ночь подразделяется на 4 равных промежутков: вечер, полночь, петлоглашение (пение петухов) и утро. Интервал времени, обозначаемый в библейском суточном круче как 1 1 -й и 12-й ч ночи и примыкающие к ним 1, 2 и 3-й ч дня, составляют так называемое позднее утро. Включает этот временной интервал в себя такие периоды: "до обеда", "обед", частично - "после обеда", «полдень», частично "до полудня" и "после полудня". Для старообрядцев характерен подъём от ночного сна (или ночного бдения) в 10 ч по библейскому времени (3 - 4 ч утра по местному истинному времени). После утренней молитвы сразу приступают к работе, длящейся до обеда.

Обед у мирских старообрядцев, нестрого соблюдающих режим, обычно состоится в 2 ч (8 ч местного истинного времени), а в скиту обед- в 4-6 ч (10-12 ч местного истинного времени). ДеньТБ вторник-был непостным и не вносил в обсуждаемые понятия какой-либо специфики. Если выполняемые людьми работы были очень тяжёлыми, обед мог состояться и раньше. Понятие о завтраке у старообрядцев отсутствует. «Полдень» означает 3 ч (9 ч утра местного истинного времени), а 4-й ч (10-й ч, отсчитанный от полуночи) - это уже и «после обеда» и «после полудня».

Из-за неудобств, связанных с пересчетом времени, работающие на производстве миряне из городских старообрядческих общин теперь уже используют в быту местное поясное декретное время.

Показания о ТБ, как явлении «в обед», «в полдень», до и после этих рубежей, были получены в основном опросными группами в 1962-1970 гг, работавшими в трудно доступных названных выше восточных районах области видимости ТБ, где и следовало ожидать особо частых встреч с выходцами из старообрядчества. Оставшиеся верными вере родителей или даже отошедшие от веры, люди эти, вспоминая о ТБ через 60 лет. оценку времени суток давали в терминах и понятиях старообрядческого быта поры своей юности или детства. Во многих случаях к этим понятиям примешивалась терминология обычная и современная. Вот несколько примеров показаний очевидцев, уточняющих обычными понятиями представления, связанные с «иерусалимским временем». Е.Е. Сарычев (г Канск): «часов около 8 (до обеда)» - здесь 8 ч, очевидно, следует понимать как истинное местное время, по вот предстоит «обед». М.К. Банщиков (д. Банщиково): «почти в обед, с утра». Е.И. Рябинина(Бадарма): «проснулась.... в обед было». А.И. Усольцева (д. Мозговая): «среди дня.... утро было». И.Г. Брюханов (Заледеево): «утром.... шли к обеду». М.М. Фаркова (Ерёма): «было утро.... перед обедом». К сожалению, сами опрашивавшие очевидцев при опросах не интересовались тем, каков был в начале XX в. культурно-религиозный быт опрашиваемых и местного населения.

Таким образом, противоречие в показаниях о времени суток ТБ (рано утром и днём, в обед, в 1 или 2 ч дня. в полдень, после обеда и т.п.) могло быть вызвано тем. что две культурно изолированные друг от друга группы населения Сибири использовали в быту различные системы исчисления суточного времени. Большинство очевидцев отсчитывало часы от полуночи и от обычного полудня (время обычное), а значительная часть очевидцев отсчитывало часы от вечера и от утра (время библейское). К обычному суточному времясчислению относится и отсчёт часов от полуночи до полуночи (от 0 ч до 24 ч). Эти часы тоже выписаны в табл. 1 и 4.

Для дальнейшего анализа показаний о моменте ТВ предположим, что «перед обедом» означает конкретно в 1 ч по Церковному Уставу, «в обед» означает в 2 ч. а «в полдень» и «после обеда» означает в 3 ч по тому же библейском) времени. Такое предположение находится в согласии с данными табл. 3. Если добавить к данным табл. 1 в колонки 1 и 2 ч данные из первых двух колонок правой части габл. 2. а в колонку 3 ч - данные из третьей и четвёртой колонок правой части табл. 2. го объединённые таким образом данные сформируют новую табл. 4

Таблица 4*

* Эта таблица получена добавлением к данным табл.1 данных табл. 2 столбца «Перед обедом» в столбец 13, данных табл. 2 столбца «В обед» в столбец 14 и данных табл. 2 столбцов «В полдень» и «После обеда» в столбец I 5.

В этой таблице имеется двугорбая (двумодальная) гистограмма, образованная показаниями N - 194 очевидцев. Она состоит из двух гистограмм, которые приближают смесь двух нормальных распределений. Левая гистограмма на интервале времени от 5 ч до 11-го.ч здесь полностью повторяет гистограмм) на том же временном интервале табл. 1 и содержит сообщения N11 = 111 очевидцев, указывающих момент ТБ. Она приближает нормальную плотность распределения указываемых очевидцами моментов ТБ. Параметры этой плотности оцениваются средним значением (t = 7".91 - 7"54" (от полуночи) и среднеквадратическим отклонением от среднего s,, = 1*20". Оценка момента ТБ (и = <,,±s,i =7"54'" +1*20" (от полуночи) по 111 показаниям очевидцев в левой части табл. 1 или табл. 4 (левые гистограммы здесь идентичны) вполне согласуется с оценкой t И.П. Пасечника. Разность t11-t = 40'". Ещё 108 5 ч до 11 -го часа. Если предположить, что на этом интервале в третьей снизу строке время указано библейское, то следует ожидать величину разности At между модами этих двух гистограмм, равной 6 ч. Фактически эта разность составляет 13 ч - 8 ч = 5 ч. Всего лишь на 1 ч отличается она от ожидаемой разности. Согласно библейскому времясчислению в правой гистограмме нумерация 11 и 12 ч начинается с вечера. Поэтому её естественно продолжить и до !6 ч (от вечера). В такой нумерации часов в этой гистограмме среднее значение показываемых очевидцами моментов болида t12= 13''21" от вечера, или t12 = 1ч 21 мин дня (от утра, по Типикону), что означает 7 ч 21 мин местного истинного времени на среднем меридиане области, где находились очевидцы. Проходит названный меридиан по 7-му часовому поясу (105° ± 7,5°, долгота эпицентра по ударной волне чуть меньше 102°). Среднеквадратическое отклонение показанных моментов болида от своего среднего значения есть s12 = 1hm и число очевидцев, N12 =83. Таким образом, по данным в правой гистограмме для момента ТБ после перехода от библейского времясчисления к обычному поясному времени получено t12=t12±s12=7h21m±1h26m от полуночи. Среднее значение t12 подтверждается показаниями ещё 15 очевидцев, указывающих время ТБ «днём», (согласно Типикону, такое понимание правильно). Это очень неплохой результат. Он даже лучше, чем предыдущий, Он лучше соответствует моменту t ~ 7h14m ТБ, полученному И.П. Пасечником. Подсчитанный по «дневным» показаниям момент ТБ отличается от момента, указанного И.П. Пасечником, всего на t12 -t = 7m . Разность двух средних значений для ТБ по двум гистограммам табл. 4 составляет 13h21m- 7h54m = 5h27m и лишь около получаса (33 мин) не достаёт до ожидаемых 6 ч. Отклонения же всех приведённых здесь оценок момента ТБ от оценки И.П. Пасечника много меньше среднеквадратических отклонений показанных моментов от их среднего.

Таблица 5*

*Эта таблица получена из данных табл. 4 сложением двух имеющихся там гистограмм. Данные (номера очевидцев) в столбцах от 11 до 16 ч были сдвинуты влево на dt = 6 ч и добавлены к данным (номерам), имевшимся в соответствующих столбцах. В таблицу вошли показа­ния N1 = 194 очевидцев. Для момента ТБ получена оценка t1 =7h42m ±1h19m

Если данные табл. А, начиная со столбца над 11 ч и правее, сместить влево на Дt= 6 ч, то получится табл. 5. В ней столбцы номеров очевидцев составляют гистограмму, неплохо аппроксимирующую кривую нормальной плотности, а потому гипотеза об использовании очевидцами двух систем времясчисления приемлема. Пятичасовая разница между модами гистограмм табл. 4 обосновывает желательность проведения ещё одной аналогичной процедуры: сместить влево данные табл. 4, начиная со столбца над 11 ч, не на Дt = 6 ч, а на Дt = 54 (см табл. 6). Тогда снова получится гистограмма, аппроксимирующая нормальную плотность, В табл. 5 и 6 сформировались гистограммы, не совсем одинаково объединившие показания одних и тех же очевидцев. Объём выборок в них одинаков: N1 = N2 = N = 194 . Здесь и ниже индекс 1 используется для параметров и оценок по данным табл. 5, а индекс 2 используется для параметров и оценок по данным табл. 6. Аналогично, для оценок по данным табл. 4 (слева) используется индекс 1 1, а по данным табл. 4 (справа) - индекс 12. Время ТБ по данным табл. 4 (слева и справа), и данным табл. 5 и 6 оценивается соотношением t = t ±s, Соответствующие числовые значения оказываются равными:

N11=111, t11 =7h54m ±1h20m (табл. 1 и 4 слева);

N12 = 83, t12 =7h21m ±1h26m (табл. 4 справа);

N1 =194, t1 =7h42m ±1h19m (табл.5);

N2 = 194, t2 = 8h08m ± 1h24m (табл. 6).

Все четыре оценки момента ТБ по всему массиву показаний очевидцев не противоречат приведённой оценке И.П. Пасечника t и содержат эту оценку в указанных среднеквадратичных интервалах. Оценка t12, полученная с использованием только всех «дневных» показаний, в которых указываемое очевидцами время здесь интерпретируется как библейское, оказалась ближе всех к оценке t. Среднеквадратические отклонения s указываемых моментов ТБ от их среднего значения t в этих оценках находятся в довольно узком интервале значений [1h19m-1h26m]. Наиболее обоснованной здесь естественно признать оценку t1. Наиболее обоснованной здесь естественно признать оценку t2, которая больше других приведённых оценок отклоняется от оценки t, причём в большую сторону. Ясно, что вызвано это сравнительно большое отклонение недостаточным смещением влево дневных моментов ТБ, занижением величины разности dt. Естественнее положить dt = 6 ч, а не dt = 5 ч. Это соответствует табл. 3.

Обращает на себя внимание особенность гистограмм табл. 1, 4, 5 и 6: столбцы гистограмм над целочисленными часами возвышаются над соседними столбцами. Вызвано это не объективным характером ТБ, а особенностью человеческой психологии. Очевидцы предпочитают использовать для обозначения часа количественные, а не порядковые числительные, хотя последнее было бы логичнее. Принцип оценивания времени (часа) количественными числительными сохранился и при оценивании времени «обеда», «полдня» и даже «перед обедом» и «после обеда». Грубость субъективных оценок момента ТБ очевидцами-старообрядцами и столь же грубый и субъективный характер числовых оценок авторов при рассмотрении качественных характеристик, даваемых очевидцами моменту ТБ, использование чисто статистических методов не позволяют рассчитывать на строгое доказательство предложенной гипотезы. Известно, что и вообще статистика не доказывает истинность проверяемой модели. Однако приведённые фактические данные о показаниях очевидцев удивительно согласуются с ожидаемыми результатами, если полагать истинной предложенную здесь модель использования очевидцами двух разных систем времясчисления. Статистический анализ данных, изложенные исторические факты, доводы и рассуждения не позволяют отвергнуть гипотезу о том, что неоднородность («гетерогенность» [4]) общего массива свидетельских показаний о моменте ТБ (табл. 1 и 2) отражает не сущность исследуемого явления, а артефакт.

Таблица 6*

  

* Эта таблица получена из данных табл. 4 сложением двух имеющихся там гистограмм. Данные (номера очевидцев) в столбцах от 11 до 16 ч были сдвинуты влево на dt = 5 ч и добавлены к данным (номерам), имевшимся в соответствующих столбцах. В таблице приведено N2 =194 показания очевидцев. Получена оценка момента ТБ t2 =8h08m + 1h24m. Оценка эта представляется завышенной.

Заключается же этот артефакт в том, что все очевидцы подразделяются на две группы, различающиеся друг от друга используемыми ими в быту системами суточного времясчисления: старообрядцы, составившие по оценкам почти треть всех очевидцев, и остальные очевидцы.

По рассматриваемому в настоящей работе вопросу авторы полагают, что в дальнейшем было бы полезным провести 1) дополнительный анализ приемлемости или необходимости отбраковки некоторых включённых в таблицы показаний, и 2) дополнительные исследования по выяснению характера культурно-религиозного быта части населения, показания которой здесь отнесены к старообрядческим. Практически здесь были использованы все возможные данные из [4]

очевидцев (см. три колонки слева в табл. 2) подтвердили приведённый результат показаниями, что ТБ был «рано утром», «утром» или в «завтрак». Система суточного времясчисления здесь очевидцами использована обычная. Вторая гистограмма табл. 4 находится вправо от первой над интервалом времени от 11 до 4 ч. Номера очевидцев в столбцах здесь тоже располагаются довольно симметрично, и столбики тоже приближают очень сходную с первой нормальную плотность распределения. Полученная гистограмма аналогична гистограмме на интервале времени от

Итак, в Сибири в 1908 г. наряду с большинством населения, придерживавшегося обычного суточного времясчисления, существовала большая культурно изолированная часть населения (старообрядцы), использовавшая в быту специфическое библейское суточное времясчисление. Внесение необходимой коррекции на это времясчисление в «дневные» показания сводит их в однородный со всеми показаниями ряд. Полученные данные формируют гистограмму (см. табл, 5), аппроксимирующую нормальную плотность распределения с минимальной дисперсией.

Проблема неоднородности массива показаний очевидцев о моменте ТБ тем самым отпадает.

Литература

Вознесенский А.В.Мироведение. 1925.Т. 14, №1.С.25-38.
Пасечник И.П. Космическое вещество и Земля. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение. 1986. С. 62-69.
Васильев Н.В., Ковалевский А.Ф., Разин С.А., Эпиктетова Л.Е. Показания очевидцев Тунгусского падения. Томск, 1981 (Деп. ВИНИТИ №5340-80). 305 с.
Дёмин Д.В., Дмитриев А.Н., Журавлёв В.К. Информационный аспект... Метеоритные исследования в Сибири. Новосибирск, 1984. С. 30.
Протоиерей Константин Никольский. Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Изд. 7. СПб., 1907.880 с.
Настольная книга священнослужителя. Т. 1. Изд. Московской Патриархии. М., 1977.