Б.Ф.БИДЮКОВ (Новосибирск)
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСТАНОВКИ
(Критические замечания к статье Г.Ф. Плеханова «Реконструкция методологической постановки Тунгусских исследований»)

Сразу должен оговориться: эти замечания носят предельно личностный характер, выражающий давно определенную и далеко не всеми разделяемую точку зрения на историю и характер Тунгусских исследований и разработок. Потому не буду прятаться за традиционно безличным "мы", а стану говорить от себя.

Статья нашего Командора появилась как раз вовремя. Отрадно, что именно он вновь пытается разо­браться в том, к чему старался привлечь внимание автор этих строк еще несколько лет назад [Бидюков, 1997]. «Действительно ли все эти годы мы искали "не то", работали "не так", поэтому "ничего не нашли" и проблему "не решили". Есть даже мнение, что вообще сама "проблема ТМ не сформулирована"» [Плеханов, наст. сб. С. 22]. И оптимистично звучит вывод: «Вот и получается, что известная фраза "мы ищем не зная что, не зная как и не зная зачем" вообще-то не лишена основания» (там же, с. 23).

Пристально вглядываясь в анализируемый текст, не стану придерживаться в своих комментариях ло­гики повествования, а выделю, на мой взгляд, ключевой фрагмент, сразу выводящий на проблемность.

«...Известно, что было нечто, вызвавшее определенные последствия. Есть причина и следствия. Зна­чит, должна работать схема: "стимул - объект - реакция". А как работать по этой схеме, если неизвестны все ее составляющие?» (там же, с.23; подчеркнуто мною. -Б.Б.).

Это и есть проблемная постановка (фиксация проблемы)! Кстати, в оппозицию неявно опознаваемой задачной, когда все компоненты схемы известны и необходимо только осуществить ряд операций по примене­нию готового инструментария.

И если на стадии формирования КСЭ эта проблема хотя бы интуитивно понималась, то, значит, работа велась в проблемном, а не в задачном фокусах. Интересно в этом ключе реконструировать характер работы по описанию самого Геннадия Федоровича.

«Цель первой (экспедиции) была предельно проста: найти "дюзу" космического корабля» (там же, с. 24).

Постановка типично задачная: цель четко определена, предвидимый результат - тоже. По выделенным направлениям поисков (их было 16) - поставлены определенные частные задачи "поиска фактуры". Сомнений в достижимости поставленных частных и общей цели не возникало.

Итак, сделаем акцепт еще раз на том факте, что задача ставилась в плоскости нахождения материаль­ного аргумента (артефакта) - «"дюза" космического корабля». Критерием целедостижения виделась очевид­ность доказательства - кто же будет спорить с очевидно внеземным характером найденного предмета?!

Однако явно поставленная задача - найти материальное свидетельство внеземного происхождения -решена не была. Результат отрицательный. Появилось первое затруднение принципиального характера: что далее считать критерием решенности?. Ведь критерий очевидности "не работает". Значит, нужны другие кри­терии и переформулирование исходных условий целеполагания и постановки новых задач.

Да, прав Плеханов, именно здесь и появляются проблемные мотивы. Характерно смещение акцента в описании предвидимого результата. Если раньше этот результат (для всех прежних исследователей) был впол­не определен и варьировался только в зависимости от личных пристрастий и профессиональной ориентации исследователя (метеорит, комета, космический корабль), то здесь впервые он формулируется как вопрос с "от­крытым" результатом: "что это такое?" Причем, в постановке ответ на этот вопрос предполагается однозначный.

Ведь именно такой "открытый" характер вопроса и задает "многопрофильность" - необходимость мак­симально широкого фронта предстоящих исследований.

Представляется необходимым подчеркнуть, что изменение характера исследований было обусловлено не "устройством самого объекта" (он ведь не изменился со времен Кулика, если рассматривать этот объект на­турально), а характером сформулированного вопроса, то есть изменением направленности сознания самого исследователя.

В русле развития проблемности обратимся к еще двум сопряженным по смыслу фрагментам статьи: «...Суть проблемы ТМ заключается в поиске ответа на вопрос "что это такое" или "опознанию образа" и отне­сению его к адекватному аналогу» (там же, с. 25). «...Чтобы опознать образ, необходимо: во-первых, с помо­щью прямых или опосредованных ощущений воспринять некий объект; во-вторых, извлечь из памяти полный, а если нет полного, то наиболее близкий аналог и, в-третьих, - опознать образ, то есть назвать или отнести его к числу известных объектов, явлений, процессов» (там же, с. 24).

Замечательно! А что это такое - "адекватный аналог"? И кто будет решать, адекватный он или нет? И к чему мы будем относить наш сконструированный образ, если известных и близких аналогов вообще нет?

Ответ при такой постановке дела прозрачен и однозначен - будем силовым методом подтягивать до того, что нам ближе и роднее. Что повсеместно и делается!

При этом остается открытым вопрос: если мы все время "подтягиваем" эмпирику под уже известное, то за счет чего появляется принципиально новое? Или мы априори с самого начала постулировали, что Тунгус­ское событие ничем принципиально новым быть не может, а потому "истинно научный" подход в этой теме - искать "адекватные аналоги"?

Адекватные чему?

Не менее проблематичным представляется вопрос о статусе и характере объектности. В контексте ста­тьи объект полагается как материальный: «Термин "объект" соответствует любому материальному телу, неза­висимо от его структуры и размером от элементарной частицы до внегалактической туманности» (там же, с. 23, подчеркнуто мною. - Б.Б.). Здесь автором рассматривается ряд натуральных образований, которым приписыва­ется статус "объекта" (исследований).

Характерно то обстоятельство, что в каждом конкретном случае объект изучения конструируется, либо не замечается, либо умалчивается. Что значит "конструируется"?

Из совокупности универсумальных характеристик вычленяется объектная область, более четко выде­ляются границы будущего объекта, "нечто" в установленных границах подвергается процедуре идеализации, т.е. абстрагированию от многообразия малосущественных признаков и подчеркиванию существенных, "отно­сящихся к делу", идеальное "нечто" параметризуется и предстает в виде готового "объекта" для использования имеющегося в распоряжении исследователя профессионального инструментария. Понятно, что "объект" астро­нома и биолога, даже в первоначально выделенной объектной области, будет существенно разным.

Следует особо подчеркнуть, что объект строится под готовый инструментарий и уровень компетенции исследователя. В этом смысле характерно замечание Геннадия Федоровича: «О закономерностях обществен­ных процессов говорить не могу по причине полной некомпетентности в этом вопросе» (там же, с. 22).

В таком натуральном подходе либо наивно не замечается, либо сознательно игнорируется то обстоя­тельство, что исследователь реально работает не с изначально "материальными" образованиями, а с их заме­щенными формами - идеализациями (абстракциями, моделями). И может работать только так, если он ученый, а не каменщик или сапожник. И в этом сознательно-наивном игнорировании характера собственной работы и есть "подмена тезиса", как в другом месте отмечает сам автор.

Могут заметить, что все это тривиально и удерживается любым грамотным исследователем в сознании "по умолчанию". Тем не менее, именно склейка натурально-материального и идеального и порождает множест­во недоразумений в практике работы по Тунгусской проблематике. Это можно и нужно показывать и доказы­вать, но это - тема отдельной статьи.

Далее, относительно понятия "проблема": как его трактовка, либо конструирование, задают направлен­ность исследовательской мысли. Обратимся к анализируемому тексту.

«Вот здесь и встал остро методологический вопрос, тогда и появилось словосочетание "проблема Тун­гусского метеорита". В чем ее суть?

Начнем с определения, данного в "Словаре русского языка" (т. 3, с. 465): "Проблема: 1. Сложный тео­ретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. 2. О том, что трудно разрешить, осуществить". Подходит ли первое (да и второе тоже) определение для дел Тунгусских? По-моему, целиком и полностью. Рассмотрим более детально узловой термин - "вопрос". (Потому, что приложимость слов: "слож­ный", "теоретический", "исследование" к ТМ сомнения не вызывают. А слова "практический" и "решение" сю­да не относятся). Поэтому главное в Тунгусской проблеме - однозначный ответ на вопрос: "что это такое"» [Плеханов, наст. сб. С. 24].

Хотелось бы заметить, что в данном случае симптоматичен подбор словарной статьи. Поскольку авто­ру необходимо обосновать смысловой акцент, сделанный на вопросе "что это такое", то и определение выбира­ется соответствующее. Однако этому можно противопоставить иные смысловые акценты и подобрать отве­чающие им словарные отсылки. Например:

«ПРОБЛЕМА (от греч. problema - задача, задание) - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта» [Психология. Словарь..., 1990, с. 292].

Здесь акцент сделан на понятии "осознание", что задает совершенно другой фокус рассмотрения воз­никшей ситуации. Осознание невозможности разрешить возникшие трудности подвигает исследователя воз­вратиться к ситуации формулирования исходных посылок.

«Из многочисленных факторов, оказывающих влияние на способ постановки проблемы, особое значе­ние имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формируется и формулируется проблема, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема... В хорошо проверенной и ус­тоявшейся научной теории проблемные ситуации осознаются по-другому, чем в теории, которая только скла­дывается и не имеет еще твердых оснований» [Краткий словарь..., 1991, с. 159].

«В широком смысле проблемная ситуация — это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и заду­маться» (там же).

«Объективация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного са­мому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе тако­го взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта» [Психология. Словарь..., там же].

Этим массированным цитированием я хочу подчеркнуть, что акцент может быть смещен с объекта ис­следования на самого познающего субъекта, на осознание его исходных посылок. Завершающим аккордом моего отношения является постановка методологической проблемы, которая в неявном виде "зашита" во всех моих прежних работах на сей счет и явственно выражена в следующем текстовом фрагменте.

«Здесь очень важно уяснить связь между представлением о природе исследуемого объекта и формиро­ванием познавательной установки, с которой исследователь предполагает изучать данный объект. Эту связь можно сформулировать как методологический порочный круг: представление о природе объекта определяет допустимые установки, с которыми естественно подходить к его изучению, а познавательная установка иссле­дователя имплицитно содержит в себе представление о природе исследуемого объекта или, иначе говоря, ха­рактере реальности этого объекта. Поскольку познавательная установка исследователя предопределяет выбор метода исследования, принцип методологического порочного круга допускает и такую формулировку: онтоло­гия неявно содержит в себе методологию, а методология - онтологические предпосылки. Этот принцип ведет к несколько пессимистическому (на первый взгляд) выводу: научное исследование объекта в принципе не спо­собно установить природу объекта, ибо выбор метода исследования заранее предопределен представлением исследователя о природе этого объекта» [Шрейдер, 2000, с. 12].

Последнее замечание принципиального характера. Для этого приведу еще одну цитату из анализируе­мого текста.

«Сказанное об одном человеке, полностью относится и к человеческому обществу в целом».

Совершенно некорректное утверждение! Даже на уровне сопоставления психологического и социоло­гического. На уровне социального организма ведущими являются вовсе не процессы ощущения, восприятия и памяти, а процессы социального взаимодействия или коммуникации. А эта характерная склейка (психологиче­ского и социологического, индивидуального и социального), типичная для естественно-научной организации сознания, и обусловливает коренные затруднения в организации тунгусских исследований и разработок.

Что любопытно? Командор (Г.Ф. Плеханов), как представитель и функционер традиционной науки, в своих теоретических выкладках индивидуальное и социальное не различает, а вот как организатор КСЭ (сложно устроенного, многопрофильного коллектива разработчиков), осуществляя организационно-управленческую деятельность, очень четко эти понятия разводит и в своей деятельности эту разницу учитыва­ет.

Базовая неразличенность индивидуальной работы и социально организованной сейчас не позволяет перейти к этапу комплексирования наработанных знаний по Тунгусской проблеме. Ибо из индивидуального фокуса это сделать принципиально невозможно, а необходимость кооперирования с себе подобными типичный "научник" воспринимает кисло.

Высказанные замечания - это лишь первая реакция на своевременную и актуальную статью Г.Ф. Пле­ханова, человека, не понаслышке знающего "что почем" в тунгусских разработках, стоявшего у истоков нового этапа исследований и конструктора новой формы этих исследований.

Эта статья, как и его книга "Воспоминания и размышления" [Плеханов, 2000] требуют более тщатель­ного и пристрастного анализа, углубленных и непростых размышлений, осознания всего пройденного этапа, его значения.

При этом наиболее существенными и полезными для будущего этапа работ над Проблемой могут стать выявляемые в анализе недостаточности как в самой постановке исследовательских и организационных про­грамм, так и в их реализации. Двигаться дальше можно только "стоя на плечах гигантов".

Литература

Бидюков Б.Ф. Тунгусская проблема: методологический аспект // Тунгусский вестник КСЭ. 1997. №8. С. 25-29.
Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров; Под ред. Д.П. Горского. М: Просве­щение, 1991.208 с.
Плеханов Г.Ф. Реконструкция методологической постановки Тунгусских исследований. Наст. вып. С. 22-25.
Плеханов Г.Ф. Тунгусский метеорит. Воспоминания и размышления. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 276 с.
Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиз­дат, 1990.494 с.
Шрейдер Ю. А. Предисловие //Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. СПб.: Але-тейя, 2000. 256 с.
Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. Т. 3.