А.Е.Злобин, ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ Траектория и вывал: все не так просто...

В изданной недавно брошюре я высказал свой взгляд на проблему Тунгусского метеорита. В этой небольшой заметке хотелось бы еще раз акцентировать внимание на вопросах, которые имеют принципиаль­ную важность.

На мой взгляд, ТРАГЕДИЯ Тунгусской проблемы заключается в грандиозном заблуждении: отождествлении оси симметрии "бабочки" вывала леса с направлением движения метеорита перед взрывом. Как человек почти 20 лет (с институтской скамьи) ежедневно общающийся с газодинамикой, я тоже понимаю заманчивость такого, казалось бы естественного, предположения. И все же, повторюсь, это грандиозное заблуждение.

Внимательный анализ показаний очевидцев и тонкой структуры "бабочки" вывала убеждает в обратном. Тунгусское тело двигалось в атмосфере по сложной траектории с маневром по азимуту. При этом метеорит вошел в атмосферу "с востока на запад", а перед взрывом двигался "с юга на север". Именно этим объясняются противоречия в показаниях очевидцев "восточного" и "южного" сектора. Это же нахо­дит яркое подтверждение в показаниях очевидца из деревни Кондрашино.

Житель Кондрашино В.К.Пенигин оказался "нужным человеком на нужном месте". Именно из Кондрашино маневр будет виден так отчет­ливо, как описывает его этот человек. И великая удача, что В.К.Пе­нигин оказался человеком наблюдательным. Вслушаемся в его слова:

"...Думали, что упал сразу за речкой. Исчез рядом со скалой Цимбалы, слева. Летел перед скалой, примерно на одну треть высоты скалы ниже ее вершины. От Цимбалы пролетел километра два и пошел резко вправо, очень резкий угол. В том месте где он скрылся не было видно ничего. Он не снижался, летел горизонтально."

Действительно, Кондрашино находится на правом берегу Лены, и при взгляде на северо-запад, переход метеорита с "восточной" на "южную" траекторию будет наблюдаться как "резкий уход вправо". Безусловно отчетливым будет в данном случае и описание горизон­тального движения метеорного тела.

Форма "бабочки", таким образом, совершенно не связана с баллистической волной Тунгусского метеорита. Она обусловлена исключительно кумулятивным характером взрыва, его направленнос­тью. К воздействию баллистической волны следует относить абсолют­но другие "следы" на местности, которые в настоящее время почти не исследованы.

Важно понимать, что при маневре тела в атмосфере на сверх­звуковой скорости происходит образование каустики, вблизи которой избыточное давление резко повышается из-за наложения волн давления друг на друга. Так, маневренные возможности воздушно-космического самолета (ВКС) типа "Спейс Шаттл" специально ограничиваются в связи с опасностью фокусирования волн давления на поверхности земли. Несомненно - при высокой скорости Тунгусского метеорита этот эффект не мог не иметь места. Следом образования каустики скорее всего и является тот самый "восточный" вывал, на который наткнулась экспедиция В.Шиш­кова в I9II году. Изучение "восточного" вывала и последующее реше­ние обратной задачи может дать ответ на вопрос о скорости Тунгус­ского тела в процессе маневрирования и кривизне траектории.

Не следует думать, что "восточный" вывал должен как близнец походить на уже ставшую традиционной форму "бабочки" и иметь строго радиальный характер. Наоборот - след каустики будет скорее всего напоминать обыкновенный ветровал в форме широкой изогнутой полосы или эллипса. При этом между главным вывалом и его восточным соседом может оставаться совершенно нетронутый лесной массив.

Вторым "следом" баллистической волны Тунгусского метеорита судя по всему является аномалия поля средних направлений повален­ных деревьев в южной части "бабочки". Ось симметрии аномалии хоро­шо согласуется с траекторией Астаповича, установленной по свежим показаниям очевидцев южного сектора. Сам же характер аномалии представляется достаточно логичным, чтобы быть изученным самым подробнейшим образом.

Не нужно обладать слишком большим воображением, чтобы угадать в симметричном "узоре" изоклин на карте В.Г.Фаста (см.рис.1) фигуру типа "подковы". Подобные "подковы" хорошо известны специа­листам в области авиационной аккустики - они являются результатом фокусирования волн давления при старте сверхзвуковых летательных аппаратов. Обычно глубина "подковы" на осевой линии зоны звукового удара составляет всего 30-100 метров и сходит на нет у границ зоны. Причем ширина зоны звукового удара в этом месте (расстояние между вершинами "подковы") сразу после достижения летательным аппаратом сверхзвуковой скорости составляет 25-35 километров. Таким образом, создается впечатление набора высоты Тунгусским телом или его фрагментом. Однако следует учитывать, что для стро­гого выявления столь тонкой структуры как "подкова" сетка замера параметров вывала должна быть достаточно густой.

Разумеется автор этой заметки понимает необходимость под­тверждения приведенных выше соображений результатами полевых исследований и соответствующими расчетами. Вероятно такая работа потребует, минимум, целого полевого сезона при условии массового участия энтузиастов. Однако результаты этой работы могут способ­ствовать выходу из того логического тупика, в который проблема Тунгусского метеорита попала по причине обыкновенного "гипноза". Иначе и не назовешь заманчивую, но увы ошибочную связь между осью симметрии "бабочки" вывала леса и направлением движения метеорного тела перед взрывом.

 

рис. 1.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА И РЕАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЛНЫ