В изданной недавно брошюре я высказал свой взгляд на проблему Тунгусского метеорита. В этой небольшой заметке хотелось бы еще раз акцентировать внимание на вопросах, которые имеют принципиальную важность.
На мой взгляд, ТРАГЕДИЯ Тунгусской проблемы заключается в грандиозном заблуждении: отождествлении оси симметрии "бабочки" вывала леса с направлением движения метеорита перед взрывом. Как человек почти 20 лет (с институтской скамьи) ежедневно общающийся с газодинамикой, я тоже понимаю заманчивость такого, казалось бы естественного, предположения. И все же, повторюсь, это грандиозное заблуждение.
Внимательный анализ показаний очевидцев и тонкой структуры "бабочки" вывала убеждает в обратном. Тунгусское тело двигалось в атмосфере по сложной траектории с маневром по азимуту. При этом метеорит вошел в атмосферу "с востока на запад", а перед взрывом двигался "с юга на север". Именно этим объясняются противоречия в показаниях очевидцев "восточного" и "южного" сектора. Это же находит яркое подтверждение в показаниях очевидца из деревни Кондрашино.
Житель Кондрашино В.К.Пенигин оказался "нужным человеком на нужном месте". Именно из Кондрашино маневр будет виден так отчетливо, как описывает его этот человек. И великая удача, что В.К.Пенигин оказался человеком наблюдательным. Вслушаемся в его слова:
"...Думали, что упал сразу за речкой. Исчез рядом со скалой Цимбалы, слева. Летел перед скалой, примерно на одну треть высоты скалы ниже ее вершины. От Цимбалы пролетел километра два и пошел резко вправо, очень резкий угол. В том месте где он скрылся не было видно ничего. Он не снижался, летел горизонтально."
Действительно, Кондрашино находится на правом берегу Лены, и при взгляде на северо-запад, переход метеорита с "восточной" на "южную" траекторию будет наблюдаться как "резкий уход вправо". Безусловно отчетливым будет в данном случае и описание горизонтального движения метеорного тела.
Форма "бабочки", таким образом, совершенно не связана с баллистической волной Тунгусского метеорита. Она обусловлена исключительно кумулятивным характером взрыва, его направленностью. К воздействию баллистической волны следует относить абсолютно другие "следы" на местности, которые в настоящее время почти не исследованы.
Важно понимать, что при маневре тела в атмосфере на сверхзвуковой скорости происходит образование каустики, вблизи которой избыточное давление резко повышается из-за наложения волн давления друг на друга. Так, маневренные возможности воздушно-космического самолета (ВКС) типа "Спейс Шаттл" специально ограничиваются в связи с опасностью фокусирования волн давления на поверхности земли. Несомненно - при высокой скорости Тунгусского метеорита этот эффект не мог не иметь места. Следом образования каустики скорее всего и является тот самый "восточный" вывал, на который наткнулась экспедиция В.Шишкова в I9II году. Изучение "восточного" вывала и последующее решение обратной задачи может дать ответ на вопрос о скорости Тунгусского тела в процессе маневрирования и кривизне траектории.
Не следует думать, что "восточный" вывал должен как близнец походить на уже ставшую традиционной форму "бабочки" и иметь строго радиальный характер. Наоборот - след каустики будет скорее всего напоминать обыкновенный ветровал в форме широкой изогнутой полосы или эллипса. При этом между главным вывалом и его восточным соседом может оставаться совершенно нетронутый лесной массив.
Вторым "следом" баллистической волны Тунгусского метеорита судя по всему является аномалия поля средних направлений поваленных деревьев в южной части "бабочки". Ось симметрии аномалии хорошо согласуется с траекторией Астаповича, установленной по свежим показаниям очевидцев южного сектора. Сам же характер аномалии представляется достаточно логичным, чтобы быть изученным самым подробнейшим образом.
Не нужно обладать слишком большим воображением, чтобы угадать в симметричном "узоре" изоклин на карте В.Г.Фаста (см.рис.1) фигуру типа "подковы". Подобные "подковы" хорошо известны специалистам в области авиационной аккустики - они являются результатом фокусирования волн давления при старте сверхзвуковых летательных аппаратов. Обычно глубина "подковы" на осевой линии зоны звукового удара составляет всего 30-100 метров и сходит на нет у границ зоны. Причем ширина зоны звукового удара в этом месте (расстояние между вершинами "подковы") сразу после достижения летательным аппаратом сверхзвуковой скорости составляет 25-35 километров. Таким образом, создается впечатление набора высоты Тунгусским телом или его фрагментом. Однако следует учитывать, что для строгого выявления столь тонкой структуры как "подкова" сетка замера параметров вывала должна быть достаточно густой.
Разумеется автор этой заметки понимает необходимость подтверждения приведенных выше соображений результатами полевых исследований и соответствующими расчетами. Вероятно такая работа потребует, минимум, целого полевого сезона при условии массового участия энтузиастов. Однако результаты этой работы могут способствовать выходу из того логического тупика, в который проблема Тунгусского метеорита попала по причине обыкновенного "гипноза". Иначе и не назовешь заманчивую, но увы ошибочную связь между осью симметрии "бабочки" вывала леса и направлением движения метеорного тела перед взрывом.
рис. 1. |
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА И РЕАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЛНЫ |