Двадцатый век на исходе. Он явил миру величайшие образцы как взлетов, так и падений человеческого Духа. Географические границы ощутимо плоских территорий взрывным образом расширились до космической безбрежности. Зато явственно проступили границы нашего незнания. Физико-математические модели оказались неприложимы и неадекватны реалиям социальных отношений. Эйфория всесилия науки угасает по мере накопления негативных последствий ее применения. Социальные структуры все чаще предстают как конфликтующие. Отсутствие взаимопонимания впервые стало осознаваться в качестве проблемы - т.е. такой принципиальной ситуации, выход из которой не может быть найден в рамках привычных, устоявшихся представлений. Мы осознали, что не понимаем того, что происходит вокруг нас, не понимаем друг друга, самих себя, наконец. Не умеем предвидеть последствия своих действий ни в ближайшей перспективе, ни тем более в отдаленном будущем. А такое осознание рождает необходимость пристальнее вглядываться в основания своей соб-ственной деятельности. Прежде, чем проектировать и осуществлять глобальные эксперименты, стоило бы вначале разобраться в механизмах их реализации на моделях. Тем более, моделях, данных человечеству, волею обстоятельств, самой Природой.
Грандиозные природные катаклизмы традиционно становились объектами исследования, привлекали наше пристальное внимание.Их изучение значительно расширяло диапазон наших знаний, обогащало арсенал средств целенаправленного преобразования окружающего мира. Катастрофические события не только мобилизовывали деятельную энергию людей, концентрировали мыслительную работу, но и ставили перед нами казалось бы непреодолимые преграды. Их преодоление требовало зачастую усомнения в истинности избранных путей познания и коренного пересмотра основных допущений - тех исходных "печек", от которых мы "пляшем".
Одной из таких глобальных катастроф уходящего века оказалась Тунгусская, не решенная до сих пор, несмотря на 88 лет существования и почти 60 лет пристального изучения. Как нам сейчас представляется, вполне назрело время пересмотреть прежние подходы к решению этой Проблемы Века. Надо попытаться понять ее не натуралистически, не узко профессионально, с точки зрения интеллектуального Робинзона, а как жителя планеты Земля, в комплексе и взаимопересечении всего накопленного наукой багажа, вне географических, этнических, идеологических и прочих сдерживающих мысль границ и барьеров.