Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 152

Док. № 153

Док. № 154

Док. № 155

Док. № 156

Док. № 157

Док. № 158

Док. № 159

Док. № 160

Номер протокола

861

857

853

725

732

734

865

864

863

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Пеледуй

С. Токма

Кежма

Проспихино, р. Ангара

Кислокан, ниж.Тунгуска

Кислокан

п.Пеледуй

Хамра

Прииск Кяхта в 15 км от Бодайбо

2. Время опроса (год, месяц, число)

Июль 1969 г.

1969 г.

Июль 1968 г.

Июль 1968

1966 г

1966

29-7-69г.

Июль 1969г.

Август 1969г.

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Таюрский Василий Степанович

Сердиткин Демьян Алексеевич

Шестаков Степан Викторович

Верхотурова Мария Михайловна

Пикунов Григорий Прокопьевич

Удыгер Бая Ивановна

Добрынина Мария Гермогеновна

Плакутина Людмила Николаевна

Акулов Иннокентий Афанасьевич

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

С 1887 г

1883

1900 год

72 года

1905 г рождения

80 лет

1868

С 1899 г.

С 1888 г.

5. Национальность информатора

Русский

 

 

 

 

 

Русская

Русская

 

6. Грамотность, социальное положение

 

 

 

 

 

 

Неграмотная

 

 

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

 

 

 

 

 

 

Четкость воспоминаний не очень хорошая

 

 

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Бодайбо

Жил а Тире

Кежма

с. Проспихино

Чемдальск

Каннагда (фактория)

Киренск

Хамра

Дарьино

река

Витим

На р. Лене

 

Р. Ангара

 

Н.Тунгуска

Лена

Лена

 

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

В поле

 

На улице

Сама спала, видела мать

 

 

Плыли в лодке

На улице

На улице

4. Чем занимался в этот момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

После революции, 20-ый год

 

 

 

 

 

Перед германской войной

 

После японской войны

2. Возраст в момент наблюдения

 

Лет 17

 8 лет

 

 

 

 

Лет 20

Лет 18-19

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

Август, в конце, сено еще косили

Летом

 

 

 

 

Лето

 

Начало июля

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

Вечером

 В первой

10 часов утра

 

 

 

Вечером

К вечеру

Вечером

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

Садилось

 

 

 

 

 

Солнце уже закатилось

 

Уже село

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

безветренно

 

 

 

 

 

Ветра сильного не было

 

Безветренно, тихо

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Увидел тело

Проснулся от сильного грохотания

Окошки забрякали

шла полоса громовая,  захватила 6 коров

В Чемдальске полет никто не видел

Слышала звук, но не видела

 

 

 

Сотрясение земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрывы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гром в ясную погоду

 

 

Гром, взрывы

Гром, звук

 

 

 

 

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

 

 

 

 

Свет на небе

Да

Да

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

На север

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

Сверху вниз

 

 

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

Солнца не было

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

Снижалось слева направо

 

 

 

 

 

Не помнит

Снижалось справа налево

Слева направо

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

Почти над головой

Мать и соседи что-то видели, но что – он не помнит

 

 

 

 

Нет, низко

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

Темная полоса

 

 

 

 

 

Длина в 3 раза больше ширины

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

Форму тела не помнит

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

Просто огонь по небу летел

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

Огненная метла, а сзади сильные искры

 

Полоса длиннее, чернее, чем от реактивного самолета

 

 

 

 

Яркая стрела, больше чем самолет

Сноп огня летит, продолговатое

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

Осколков не наблюдалось

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

Сильные искры

 

Широкая, тучей, шире солнца раз в 30

 

 

 

Одни искры

Сильные искры

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

Нет

Оставался дымный след, но сколько времени он оставался – не помнит

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

Слабее солнца

 

 

 

 

 

Как солнце

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

Цвет одинаков, огненно-красный

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

Всего тела 4-5°

 

 

 

 

 

Размеров тела не помнит

 

Общая угловая длина 14-15°

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

Как самолет, может и быстрее

 

 

 

 

 

Затрудняется

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

Как самолет

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

Шума не было

Трахнуло, Сильное громыхание

 

 

Слышали звук

 

Звука не было

 

Слышен шипящий свист

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

 

 

 

 

 

Перемещался вместе с телом

4. Общая продолжительность звуковых явлений

 

 

Один сплошной продолжительный гул. Одним сплошным гулом.

 

 

 

 

 

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

 

 

 

 

 

 

Нет

дрожания стекол не наблюдала

 

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

Не помнит

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Гр. Солдатенко К.В.

Бачинская

Эпиктетова Л.

Эпиктетова Л.

Гр. Ковалевского

Эксп. МОВАГО

Солдатенко

Гр. Солдатенко К.В.