Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации |
Док. № 141 |
Док. № 142 |
Док. № 143 |
Док. № 144 |
Док. № 145 |
Док. № 146 |
Док. № 147 |
Док. № 148 |
Номер протокола |
546 |
540 |
563 |
557 |
565 |
560 |
564 |
536 |
I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт опроса (район, река, посёлок) |
с.Иркинеево Богучанского р-на Красноярского края |
с.Иркинеево Богучанского р-на р.Ангара |
Манзя,Ангара, Богучанский р-он |
Манзя,Ангара, Богучанский р-он |
Манзя,Ангара, Богучанский р-он |
Манзя,Ангара, Богучанский р-он |
Манзя,Ангара, Богучанский р-он |
с.Пинчуга, р.Ангара Богучанского р-на |
2. Время опроса (год, месяц, число) |
31.07.69 |
31.07.69 |
26.07.69 |
26.07.69 |
26.07.69 |
26.07.69 |
26.07.69 |
30.07.69 |
3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего) |
Скурихина Матрена Михайловна |
Скурихина Татьяна Никитична |
Скурихина Ульяна Андреевна |
Соседов Игнат Федорович |
Соседов Николай Кондратьевич |
Соседова Екатерина Ивановна |
Соседова Пелагея Федосеевна |
Толстых Николай Дорофеевич |
4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения) |
67 |
68 |
72 |
1891 |
1885 |
81 |
1892 |
72 |
5. Национальность информатора |
русская |
русская |
русская |
русский |
русский |
русская |
|
русский |
6. Грамотность, социальное положение |
малограмотная |
пенсионерка |
пенсионерка грамотная |
грамотный |
читает пенсионер |
неграмотная |
неграмотная |
пенсионер |
7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний |
не помнит |
не помнит |
нормальное |
нормальное |
нормальное, никаких явлений, связанных с падением метеорита не наблюдал, но разговоры слышал |
слепая |
плохо видит, ничего не наблюдала или не помнит |
не помнит |
II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт наблюдения |
с.Иркинеево |
с.Иркинеево |
с.Манзя |
Манзя |
с.Манзя |
Манзя |
с.Манзя |
Пинчуга |
река |
Ангара |
Ангара |
Ангара |
|
Ангара |
|
Ангара |
Ангара |
ближайший крупный населённый пункт |
|
|
|
|
|
|
|
|
расстояние до него км вверх (вниз) по реке |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Чем занимался в этот момент |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Возраст в момент наблюдения |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью) |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения |
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер) |
|
|
|
|
|
|
|
|
V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сотрясение земли |
|
|
|
|
|
|
|
|
Взрывы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Гром в ясную погоду |
|
|
|
|
|
|
|
|
Увидел необычные явления на небе |
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Угловые координаты точки замечания: азимут |
|
|
|
|
|
|
|
|
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут |
|
|
|
|
|
|
|
|
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше) |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево? |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените) |
|
|
|
|
|
|
|
|
VII. ФОРМА ТЕЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение длины к ширине |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Можно ли выделить ядро и хвост? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Попросите информатора нарисовать форму тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Одинакова ли по длине плотность хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его |
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сравнить с яркостью солнца |
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно ли было смотреть незащищённым глазом |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Опишите цвета различных частей тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
а) ядро |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Хвост |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Угловая длина хвоста (замерить компасом) |
|
|
|
|
|
|
|
|
X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Как возникли столбы (или столб) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
Видели столб независимо от пролёта тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
пролетевшее тело превратилось в световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
столб поднялся с земли (из-за леса) |
|
|
|
|
|
|
|
|
столб опустился с неба на землю |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Быстро или постепенно возникли столбы |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Форма столба (попросите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет? |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Долго ли было видно световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Как исчез световой столб (столбы): |
|
|
|
|
|
|
|
|
превратился в дымный столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
в облако |
|
|
|
|
|
|
|
|
потух |
|
|
|
|
|
|
|
|
постепенно ослаб |
|
|
|
|
|
|
|
|
не помню |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело |
|
|
|
|
|
|
|
|
На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе |
|
|
|
|
|
|
|
|
XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды |
|
|
|
|
|
|
|
|
XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Какие звуки были во время полёта и какие после |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Звуковая картина |
|
|
|
|
|
|
|
|
Во время полёта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север") |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Общая продолжительность звуковых явлений |
|
|
|
|
|
|
|
|
XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Падали ли животные и люди? |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
XV. РАЗНОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Реакция односельчан |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Что рассказывали другие люди |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Долго ли помнили об этом явлении |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите |
|
|
|
|
|
|
|
|
XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО |
Соколова |
|
Новокшонова |
|
|
|
Новокшонова |
|