Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 117

Док. № 118

Док. № 119

Док. № 120

Док. № 121

Док. № 122

Док. № 123

Док. № 124

Номер протокола

559

541

499

558

470

489

537

453

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Манзя,Ангара,Богучанский р-он

с.Иркинеево Богучанского р-на р.Ангара

Климино Ангара Богучанского р-на

Манзя,Ангара,Богучанский р-он

Заледеево,Ангара,Чадобец

Климино Ангара Богучанского р-на

с.Пинчуга,р.Ангара Богучанского р-на

река Чадобец, с. Яркино Богучанского района

2. Время опроса (год, месяц, число)

26.07.69

31.07.69

23.07.69

26.07.69

23.07.69

23.07.69

30.07.69

21.07.69

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Логинов Николай Ильич

Логинов Сахардон Михайлович

Логинова Акулина Ивановна

Логинова Евдокия Степановна

Менцова Екатерина Николаевна

Павлова Екатерина Александровна

Левицкая Анастасия Кузьминична

Рукосуев Дмитрий Ефимович

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

1887

92

69

1890

90

80

79

80

5. Национальность информатора

русский

русский

русская

русская

русская

русская

 

русский

6. Грамотность, социальное положение

грамотный

пенсионер неграмотный

неграмотная

грамотная

грамотная

неграмотная

 

пенсионер

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

нормальное. Слышал о метеорите, но сам ничего не наблюдал

не помнит

нормальное

нормальное

нормальное

нормальное

не помнит

ничего не помнит

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Манзя

с.Иркинеево

 

Манзя

 

 

Пинчуга

с.Яркино

река

 

Ангара

 

 

 

 

Ангара

Чадобец

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

 

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Чем занимался в этот момент

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возраст в момент наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрясение земли

 

 

 

 

 

 

 

 

Взрывы

 

 

 

 

 

 

 

 

Гром в ясную погоду

 

 

 

 

 

 

 

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

 

 

 

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

 

 

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

 

 

 

 

 

 

 

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

 

 

 

нет

 

нет

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

 

 

 

 

 

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

 

 

Новокшонова

Соколова

Соснина, Новокшонова

Новокшонова

Соснина, Новокшонова