Док.№46 (Ксерокопия из архива Томской области, Васильев Н.В. фонд р1718 №135)
Надпись на папке
Переписка членов КСЭ с учеными об исследованиях Тунгусской катастрофы |
Лист формата А4, машинописный текст
(ред.: материал интересен как фон, а также с точки зрения параметров образования видимого пылевого следа по траектории падения)
Содержание
18 июля 1968 г.
Глубокоуважаемый Евгений Леонидович !
Сообщаю Вам, что 8 июля 1968 г. в 19 часов 48 минут Якутского времени мне посчастливилось видеть полет болида.
Это произошло в районе поселка Гонам Якутской СССР (координаты примерные 53°18’сш; 131°24’ вд), при необходимости можно указать с точностью до секунд.
Болид падал весьма круто к линии горизонта (видимый угол к горизонту составил примерно 68-70°) Траектория полета, насколько я успел сориентироваться, имела направление 25-30°. Болид двигался с шелестящим свистом, напоминающим шум сигнальной ракеты. По размеру светящееся тело также напоминало ракету, однако, цвет резко отличался. Центральная, головная часть светилась ярким белым цветом (как цвет Венеры в полнолуние), но края – зеленоватого оттенка. Болид падал, оставляя длинный с искрами свет, который оставался еще несколько секунд. Небо было облачным, высота облачности около 1,5 км такая оценка дается потому, что я стоял на косе острова реки Учур против устья реки Бердякит на высоте 298,3 м (имеется репер), а на противоположном берегу (к югу от меня) хорошо была видна вершина с горы с отметкой 961 м. Облачность располагается выше вершины.
Болид «сгорел» на высоте около 400-500 м, т.е. примерно на середине горы.
Интересно, что в этом абсолютно безлюдном районе в эти дни не было гроз, а в ночь перед пролетом болида во многих местах загорелись леса, причем очаги пожаров локальные и располагаются в разных частях рельефа. Дожди нудные и изнурительные шли с 29 июня по 6 июля. Приехав в пос. Усть-Учур (Чагда), я спросил у патрульной службы о пожарах в этом районе. Они сказали, что до периода дождей пожаров в этом районе не фиксировалось. Не было ли здесь метеоритного дождя?
Если нужны еще какие-нибудь подробности, могу сообщить их Вам. Минут через 20 после падения болида я сделал фотографию места падения, но след падения уже растворился в воздухе. Однако, думаю, что смогу нарисовать точно след падения на фотографии. Если этот снимок получится, можно выслать его в ваш адрес.
С уважением Ваш Ф.П.Кренделев