Док № 60 Статьи с показаниями очевидцев
Сборник «Метеоритные исследования в Сибири» Изд-во «Наука», Новосибирск, 1984 Статьи с показаниями очевидцев |
Содержание
Д. Ф. Анфиногенов, Л. И. Будаева
БОЛИДЫ ЛЕТА - ОСЕНИ
Лето
В архиве Томской гидрометеорологической станции авторами была найдена удивительная записка, вложенная в «Таблицу метеорологических наблюдений» за июнь
Почерк в записке тот же, что и в «Таблице метеорологических наблюдений», и принадлежит старейшему сибирскому метеонаблюдателю Г. К. Тюменцеву. Дату записи установить, пока не удалось, но, бесспорно, она относится ко времени, близкому к рассматриваемым событиям.
В 1921—1922 гг., во время метеоритной экспедиции в Сибирь Л.А. Кулик собрал обширную газетную и опросную информацию о болиде 30 июня
В последние годы, идея геокосмической взаимосвязи получила дальнейшее развитие при разработке гипотезы кометной природы Тунгусского метеорита [9, 24]. При этом основное внимание уделялось связи Тунгусского болида со светлыми ночами лета
При поиске дополнительной информации о болидах
Нами собраны дополнительные данные о дневных и вечерних болидах
Конец июня. Падение метеорита Кагарлык под Киевом [13]. Данные о явлении болида отсутствуют.
4 июля, 10 ч 20 мин, г. Романов-Борисоглебск. «Над городом пролетел по направлению к северо-востоку болид или другой представитель космического мира, напоминающий своею формою луковицу с хвостом позади. След полета был зелено-голубоватого цвета. Полет болида окончился очень эффектно. Ядро распалось на несколько частей. Шума при полете и обычного гула при разрыве ядра слышно не было» [15, с. 3].
28 июля, 21 ч 30 мин, г. Вятка. «На востоке — юго-востоке был замечен метеор, который в виде шара ярко-зеленоватого цвета показался на небосклоне и через несколько секунд скрылся за горизонтом. За шаром был виден луч света, также зеленоватого цвета в виде хвоста» [19, с. 3].
30 июля, вечер, начало 10-го часа, Куоккала. «Жители имели случай наблюдать полет блестящего болида: он был зеленого цвета с зеленым хвостом. Болид влетел в атмосферу вечером — в начале десятого часа. Он медленно двигался... Полет продолжался 30—40 с. и затем на незначительной высоте над землей болид с легким звуком разорвался и исчез... Метеор двигался на запад. Падение должно было произойти к западу от Териок. Судя по наблюдениям, разрыв его произошел над морем» [5, с. 3].
11 августа, 9 ч 31 мин, ст. Сиверская Варшавской железной дороги. «Болид летел под углом 35—36° к горизонту. Приблизительно на половине своего пути он раздвоился. Движение болида было довольно продолжительным. Цвет болида белый с заметным фиолетовым оттенком. Болиды вообще наблюдаются не часто, двойные же и сложные — и того реже. Полет болида наблюдал Л. П. Баранов в деревне Старо-Сиверская» [5, с. 3].
25 августа, 19 ч 10 мин, г. Мариенбург. «На ясном голубом небосклоне по направлению с северо-запада на юго-восток вдруг показалась длинная полоса светло-серого цвета. Ясно можно было различить, голову и хвост. Посредине полосы в наибольшем изгибе красовалась шарообразная фигура, когда полоса достигла наибольшей яркости, было слышно несколько громовых, раскатов, все явление продолжалось около 15 минут» [8, с. 3].
Этот же болид подробно описан профессором С. Глазенапом: «Нынешняя осень, по-видимому, очень богата болидами. Мы получили несколько писем с описаниями ярких болидов. Из последних достоин описания болид 25 августа. Он был наблюдаем в Петербурге, Пскове и Петергофе. В Петербурге болид был замечен в 7 ч 25 мин 25 с вечера ... В Петербурге, по описанию г. Ф. Трашпеля, цвет болида был светло-зеленый. От болида отделилась часть красного цвета, которая тотчас потухла. Затем болид изменил цвет на светло-желтый и скрылся за домами, примерно на юго-западе.
В Пскове, по описанию г. В. Лапотникова, полет был очень медленный, цвет его был желто-красный с огненным зеленым хвостом... Все явление болида продолжалось 3—4 с., между тем как след или хвост сохранялся в течение четверти часа. Полет болида закончился его разрывом на части. Явление наблюдалось на юго-западной части (из Петергофа) на высоте около 30—35° над горизонтом» [5, с. 3].
В приведенных описаниях значительна доля болидов вида «зеленый шар с зеленым хвостом». Как считал И. С. Астапович [2], зеленый цвет болида свидетельствует или о значительной запыленности и загазованности атмосферы на больших высотах, или о каменном составе метеорных тел. Кстати, наблюдатели цветных зорь лета
Интересные варианты интерпретации зеленого свечения болидов и атмосферы летом
Первым в ряду болидов азиатской части России необходимо указать гигантский Тунгусский болид 17 (30) июня
Следует отметить, что еще в
17 июня, начало 9-го часа утра, д. Воронине (около г. Киренска Иркутской губернии). Гигантский Тунгусский болид наблюдался на северо-западе от Киренска и Нижне-Карелино, а «крестьяне видели огненный шар, упавший на юго-восток от них, т. е. в стороне, противоположной той, где находится Нижне-Карелино» [14]. Ошибками наблюдателей объяснить этот факт не представляется возможным. К тому же стало известно о наблюдении в июне
Июнь, утро, с. Нижний Шаранай в
После того, как стало известно о наблюдении Б. И. Сверкуновым июньского утреннего болида
Разрешает противоречия в показаниях очевидцев версия, что Б.И. Сверкунов и крестьяне в с. Воронине наблюдали утром 17 (30) июня
Если предположить, что барографы станций зафиксировали сначала приход воздушной волны от двойника Тунгусского болида, то можно рассчитать приблизительные координаты эпицентра взрыва (при допущении одновременности возникновения обеих волн). Местоположение источника (56° с. ш. и 117° в. д.) приходится на среднее течение р. Калар в восточной части Станового хребта. Примечательным в данном случае является то, что приход волны от источника (если он, конечно, существовал!) на прибайкальские станции практически должен был совпасть с приходом волны от места «взрыва» Тунгусского болида и потеряться на его фоне. К сожалению, оригиналы записей сибирских барографов не были опубликованы, что препятствует проведению детальной расшифровки «отпечатков» явления. В любом случае целесообразен сбор дополнительной информации об утреннем Забайкальском болиде 17 (30) июня
7 августа, около 21 ч, г. Калган (ныне г. Чжанцзанкоу, Китай). «На небе в северо-западном направлении внезапно появилось огненное пламя значительных размеров, из коего тотчас посыпался сноп искр, оставляющих впечатление, как бы произошло столкновение двух небесных светил. Затем из кучи огня отделилось одно светящееся тело, похожее на звезду огромных размеров, примерно с видимый нами диск Луны в полнолуние, но более яркого света, чем лунный. Тело это медленно двигалось в юго-западном направлении, оставляя за собой огненный след на всем протяжении, так что получалось впечатление движения кометы с хвостом. Движение тела продолжалось 0,5 мин, затем тело моментально исчезло, след же оставался еще некоторое время, постепенно сокращаясь, пока совсем не исчез. На том месте, где началось это явление, еще долго оставалась широкая полоса яркого цвета, которая исчезла только около 10 ч вечера» [20, с. 3].
20 сентября, 21 ч, г. Чимкент Сыр-Дарьинской обл. «Пролетел болид с севера на юг по направлению к Луне. Величина шара
19 октября, двенадцатый час ночи, г. Томск. «Над Томском величественно пронесся довольно крупных размеров метеор. Разрезая воздух великолепной, сначала голубой, потом огненно-красной полосой яркого света, метеор упал прямо на запад и, судя по величине и яркости освещения, не особенно далеко от Томска. Все это редкое эффектное зрелище продолжалось около четырех секунд» [21, с. 3).
Следует подчеркнуть, что число болидов, зарегистрированных летом — осенью
В заключение остановимся на некоторых аспектах проблемы Тунгусского метеорита в плане геокосмической взаимосвязи рассматриваемых явлений. Данных о болидах
Представляется логичным предположить, что Земля столкнулась с активной микрокометой, продуцировавшей пыль, газ и плазму. В этом случае следует учитывать возможность образования у микрокометы прямолинейного хвоста I типа, способного взаимодействовать с магнитосферой и ионосферой Земли. Он мог искривиться и сместиться в высокие широты. Просыпание частиц хвоста (более тяжелых и инерционных, чем протоны) из ловушек магнитосферы и рекомбинация ионов должны были породить свечение и другие оптические эффекты, которые могли наблюдаться в Европе уже в ночь с 16 на 17 июня, поскольку встреча Тунгусского тела с Землей произошла в полночь по Гринвичу. В связи с этим необходимо более внимательно отнестись к случаям наблюдения аномальных оптических явлений в ночь с 16 на 17 июня, а также к утренним и дневным наблюдениям 17 (30) июня
Астрономические обоснования версии о кометной природе Тунгусского тела достаточно корректны. Интересно замечание И. Т. Зоткина о близости радианта Тунгусского метеорита к радианту дневного метеорного потока β-Таурид [9] и их совпадение во времени, И. Т. Зоткин указал также на сходство элементов орбиты потока β -Таурид и кометы Энке и на этом основании сделал вывод о том, что Тунгусское тело было частью роя кометы Энке. Естественно, уже одно сходство орбит потока и кометы по большинству элементов позволяет предположить близкую природу этих тел. Однако относительно высокая устойчивость орбит потока β-Таурид и кометы Энке в пространстве и времени приводит к мысли, что, вероятнее всего, они разобщены в пространстве и на равных принадлежат к одному семейству и имеют единую комету-прародительницу. Не исключено, что существенную роль в разрушении кометы-прародительницы, а в последующем — кометы Энке и кометы β-Таурид сыграла планета Меркурий при тесных сближениях в области перигелия кометы,
Логика рассуждений приводит к версии, что 17 (30) июня
Данные по болидной активности второй половины
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапович И. С. Новые материалы по полету большого метеорита 30 июня
2. Астапович И. С. Метеорные явления в атмосфере Земли. М.: Гос. изд-во физ.-мат. лит-ры, 1958. 321 с.
3. Вознесенский А. В. Падение метеорита 30 июня
4. Глазенап С. Метеор 30 июля.— Новое время, Спб., 1908, 9(22) авг.
5. Глазенап С. Болиды последнего времени.— Новое время, Спб., 1908, 16 (29) авг.
6. Глазенап С. Двойной болид.— Новое время, Спб., 1908, 16(29) авг.
7. Голос Томска. Томск (раздел «Жизнь России»), 1908, 12 сент.
8. Золотов А. В. Проблема Тунгусской катастрофы
9. Зоткин И. Т. Аномальные сумерки, связанные с Тунгусским метеоритом.— Метеоритика, 1969, вып. 29, с. 171—177.
10. Кандыба Ю. Л. Результаты опросных работ в некоторых районах Западной Сибири.—В кн: Метеориты Сибири. Новосибирск: изд. ИГиГ СО АН СССР, 1971,с. 32.
11. Кулик Л. А. Отчет метеоритной экспедиции о работах, произведенных с 19 мая
12. Кулик Л. А. К вопросу о связи метеоритов с кометами.— Мироведсние,-1926, т. 15, № 2, с. 173—178.
13. Кулик Л. А. Метеориты 30 июня 1908 года и пересечение Землей орбиты кометы Понс — Виннеке.— Докл. АН СССР. Сер. А, 1926, окт., с. 185—189.
14. Метеор, молния или землетрясение.— Голос Томска, Томск, 1908, 15 (28) июля.
15. Новое время. Спб., 1908, 10(23) июля.
16. Ночные светящиеся облака и оптические аномалии, связанные с падением Тунгусского метеорита/Васильев Н. В., Журавлев В. К., Журавлева Р. К. и др. М.: Наука, 1965. 112 с.
17. Первый Сибирский краевой научно-исследовательский съезд. Протоколы и резолюции. Т. 1. Вечернее заседание 20 декабря
18. Русское слово. Спб., 1908, 3(16) авг.
19. Русское слово. Спб., 1908, 23 сент. (6 окт.).
20. Сибирские отголоски. Томск, 1908, 21 сент.
21. Сибирские отголоски. Томск, 1908, 21 окт.
22. Сибирь. Иркутск, 1908, 15 авг.
23. Суслов И. М. К розыску большого метеорита
24. Фесенков В. Г., Кринов Е. Л. Новое о Тунгусском метеорите.— Вести, АН СССР, 1960, № 12, с. 32—36.
25. Чупюмов К. И. Кометы и их наблюдение. М.: Наука, 1980. 160 с.