Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации |
Док. № 231 |
Док. № 232 |
Док. № 233 |
Док. № 234 |
Док. № 235 |
Док. № 236 |
Док. № 237 |
Док. № 238 |
Док. № 239 |
Док. № 240 |
Номер протокола |
597 |
759 |
140 |
15 |
19 |
Б/н |
139 |
138 |
18 |
17 |
I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт опроса (район, река, посёлок) |
Проспихино |
Пашня, |
Бурятский АО, с. Зуево, |
Пашутино |
Иркинеево |
Иркинеево |
Мирный |
Ангарский пос. Богучанского р-на |
Иркинеево Богучанского р-на |
Иркинеево Богучанского р-на Красноярского края |
2. Время опроса (год, месяц, число) |
Июль 1968 |
Июль 1968 |
13 августа 1970г. |
24 июля |
31 июля 1969 |
31 июля 1969 |
27 июля 1969 |
29 июля 1969г |
31 июля 1969 |
31 июля 1969 |
3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего) |
Колпаков Демид Микитич |
Попов Иван Иннокентьевич |
Зуева Надежда Филипповна |
Брюханов Роман Егорович |
Кулаков Павел Евдокимович |
Логинов Григорий Абакумович |
Аландин Василий Никифорович |
Кулаков Игнатий Иванович |
Симонов Григорий Сергеевич |
Логинов Захар Абакумович |
4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения) |
80 |
73 |
82 |
72 |
90 |
85 |
|
75 лет |
82 года |
77 лет |
5. Национальность информатора |
|
|
|
Русский |
Русский |
Русский |
Русский |
Русский |
Русский |
Русский |
6. Грамотность, социальное положение |
|
|
|
Не грамотный |
Грамотный |
Не грамотный |
Крестьянин, самоучка |
Не грамотный, пенсионер |
Не грамотный, пенсионер |
Не грамотный |
7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний |
|
|
|
Нормальное |
Воспоминания слабые |
Воспоминания слабые |
Нормальное |
Воспоминания четкие |
Воспоминания слабые |
|
II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт наблюдения |
Проспихино |
|
С.Зуево |
Пашутино |
Иркинеево |
Иркинеево |
Тюхтетский р-он Красноярского края |
Ангарский пос. |
Во дворе дома |
Иркинеево |
река |
Ангара |
|
|
Ангара |
Ангара |
Ангара |
Четь |
Ангара |
|
Ангара |
ближайший крупный населённый пункт |
|
|
Манзурка |
|
|
|
Белогорский сельсовет |
Подъезжал к Заимке, расстояния не помнит |
|
|
расстояние до него км вверх (вниз) по реке |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу ) |
Был на поле |
|
Шла с вечерки |
Дома спал |
Стегал березу |
В ограде |
В лесу |
На реке |
Во дворе |
В поле |
4. Чем занимался в этот момент |
|
|
|
|
|
|
На охоте |
Ехал на Заимку |
Возили назем |
Ехал на лошади |
III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну) |
|
|
До замужества, вышла замуж в 24 года |
|
Не помнит |
|
1908 |
Был женатый |
Холостой был |
Не помнит |
2. Возраст в момент наблюдения |
|
|
Под 20 лет |
18 лет |
Лет 17 было |
Было лет 60-65 |
Около 50 лет |
Лет 40 |
Не помнит |
Лет 40 |
3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам |
|
|
Зима |
Летом |
Летом |
Не помнит |
Ноябрь |
Зима, перед Мартыном |
После посевной |
Зима |
4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью) |
Полдень |
|
Вечер |
Утром, часов в 8 |
Не помнит |
Близко к ночи |
|
Днем |
Среди дня |
Часов в 7-8 утра |
5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения |
|
|
|
|
Не помнит |
Не помнит |
|
Не помнит |
Не помнит |
Не помнит |
IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
|
|
1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню) |
|
|
|
Ясная, безветренно |
Небо ясное было |
Не помнит |
|
Небо чистое, холодное время |
Не помнит |
Ясно |
2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ |
|
|
|
|
Ударило, я ужаснулся |
Землетрясение было |
|
|
|
|
Сотрясение земли |
|
Трясение было |
|
|
|
|
Не помнит |
|
Землетрясение было |
|
Взрывы |
|
|
|
Взрывы |
|
|
Не помнит |
|
|
|
Гром в ясную погоду |
Шум был |
Звук, вылетели стекла |
|
Гром в ясную погоду |
|
Стук был |
Не помнит |
|
Гром грянул |
|
Увидел необычные явления на небе |
|
|
|
|
|
|
|
Летел, внешне как самолет |
|
Небо раскрылось, как молния пролетела |
VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА |
|
|
|
|
Не видел |
Не помнит |
|
|
Не видел |
|
1. Угловые координаты точки замечания: азимут |
|
|
|
|
|
|
|
195 |
|
75 |
высота |
На север |
|
|
|
|
|
Низко |
35 |
|
32 |
2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром) |
|
|
|
|
|
|
|
Сначала высоко, а потом исчез за горизонтом |
|
|
4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше) |
|
|
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево? |
|
|
|
|
|
|
Снижалось, летело с юга на север |
Снижалось, как с Катанги на Ванавару |
|
|
7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените) |
|
|
|
|
|
|
|
Летел стороной |
|
|
VII. ФОРМА ТЕЛА |
|
|
|
|
Не видел |
Не помнит |
|
|
Не видел |
Не мог дать четких ответов |
1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу? |
|
|
|
|
|
|
|
Как самолет |
|
|
Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение длины к ширине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно |
|
|
|
|
|
|
|
Ни с каким |
|
|
3. Можно ли выделить ядро и хвост? |
|
|
|
|
|
|
|
Как самолет, а от него хвост растягивался |
|
|
Попросите информатора нарисовать форму тела |
Размером побольше солнца |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра |
|
|
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
Тело одно, еще раз уточнил, как самолет, с жаром и дымом |
|
|
7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.) |
|
|
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
Одинакова ли по длине плотность хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их |
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его |
|
|
|
|
|
|
|
Хвост растягивался |
|
|
VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ |
|
|
|
|
Не видел |
|
|
Не помнит |
|
Не помнит |
1. Сравнить с яркостью солнца |
|
|
|
|
|
|
Огненная |
Не помнит |
|
|
Можно ли было смотреть незащищённым глазом |
|
|
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела |
|
|
|
|
|
|
|
Температура не повышалась |
|
|
3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов |
|
|
Вдруг как огонь ширится |
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
4. Опишите цвета различных частей тела |
|
|
Небо открылось и стало светло как днем, шибко светло |
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА |
|
|
|
|
Не видел |
|
|
|
|
|
а) ядро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны |
|
|
|
|
|
|
|
Не смог уточнить |
|
|
2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Хвост |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Угловая длина хвоста (замерить компасом) |
|
|
|
|
|
|
|
Не помнит |
|
|
X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА |
|
|
|
|
Не видел |
|
|
|
|
Не видел |
1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними |
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
2. Как возникли столбы (или столб) : |
|
|
|
|
|
|
|
Нет |
|
|
Видели столб независимо от пролёта тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пролетевшее тело превратилось в световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столб поднялся с земли (из-за леса) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
столб опустился с неба на землю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Быстро или постепенно возникли столбы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Форма столба (попросите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет? |
|
|
|
|
|
|
|
Не видел |
|
|
6. Долго ли было видно световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Как исчез световой столб (столбы): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
превратился в дымный столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в облако |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
потух |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
постепенно ослаб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не помню |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме |
Как облака |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек. |
|
|
|
|
|
|
|
Скорость вроде как у самолета |
|
|
2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул) |
Шум |
|
|
Взрывы, гром |
Как из пушки стреляло, только в ушах поет |
Равномерный стук |
|
Не слышал |
Грянул как гром |
|
2. Какие звуки были во время полёта и какие после |
|
|
|
|
|
Не выделил из общего шума |
|
|
|
|
3. Звуковая картина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во время полёта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах ) |
|
|
|
дрожание стёкол в окнах |
Все удара равномерные |
|
|
|
|
|
в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты) |
|
|
|
Не помнит |
Звук был в одном месте, азимут 75 град |
Стучало на север повсеместно |
|
|
|
|
г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север") |
|
|
|
Не помнит |
|
|
|
|
|
|
4. Общая продолжительность звуковых явлений |
|
|
|
|
Грохотало с полчаса |
Был минут 10 |
|
|
|
|
XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д. |
|
|
Сотрясение земли было много раз |
Дрожали стекла |
Окошки дрожали |
Окошки дрожали |
|
В Заимке говорили, что окна дрожали |
Окна вышибало |
|
2. Падали ли животные и люди? |
|
|
|
|
Не помнит |
Нет |
|
Не помнит |
Кони на коленки упали |
Кони упали на колени, потом вскочь тащили его волоком км 13 |
3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. ) |
|
|
|
|
Нет |
Не помнит |
|
Нет |
|
|
XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
Не видел |
Не видел |
|
Не видел |
Не видел |
Не помнит |
1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XV. РАЗНОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Реакция односельчан |
|
|
|
Испугались |
Не помнит |
Не помнит |
|
Дивились |
Не помнит |
Не помнит |
2. Что рассказывали другие люди |
|
|
|
|
Рассказывали, что окошки дрожали |
Не знает |
|
В то время тунгусов много погибло, юрт много сломалось, олени пали |
Тунгусы говорили, что камень упал и через 5 лет ушел в землю |
|
3. Долго ли помнили об этом явлении |
|
|
|
|
|
Не знает |
|
Не знает |
|
|
4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше |
|
|
|
Нет |
Нет |
Нет |
Рассказывал новосибирским геологам |
Нет |
Нет |
Нет |
5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите |
|
|
|
Нет |
Нет |
Нет |
Читал много и слышал |
Нет |
Нет |
Нет |
XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО |
Эпиктетова Л. |
Эпиктетова Л. |
Эпиктетова Л. |
Соснина |
Соколова |
Соколова |
Беликов Вадим Иванович |
Соколова |
Соколова |
Соснина |