Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 222

Док. № 223

Док. № 224

Док. № 225

 

Док. № 226

 

Док. № 227

Док. № 228

Док. № 229

Док. № 230

Номер протокола

740

846

872

901

531

614

617

620

581

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

 

 

 

 

 

Проспихино

 

Богучаны

Кежма

2. Время опроса (год, месяц, число)

1965

1968

5 июля 1965

 Июль 1965

1969

Июль 1968

Июль 1968

Июль 1968

Июль 1968

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Грачева (?) Наталья Николаевна

Воробьев Павел Григорьевич

Брюханов Иван Гаврилович

Каверзин Егор Мардарьевич

Прокопова Татьяна Павловна

Кузнецов Егор Матвеевич

Быков Иван Родионович

Верхотуров Гаврил Тимофеевич

Кокорина Татьяна Лукинична

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

1900 г

77

74

80

1896

 

72

77

80

5. Национальность информатора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Грамотность, социальное положение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Дер. Ерема (?)

Банщиково

3 км выше Кежмы

Богучаны

Березняки

Проспихино

Остров Половинный

Сосново

Кежма

река

Ниж.Тунгуска

Ангара

Ангара

 

Илим

Ангара

Ангара

Ангара

Ангара

ближайший крупный населённый пункт

 

 

 

 

50 км вверх

 

Кежма

Дворец

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

 

 

 

 

8 вверх

? вниз

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

 

 

Ехал на коне по острову

 

 

В поле

В поле

В поле

На реке

4. Чем занимался в этот момент

 

 

 

Боронили

Ничего не видела, не слышала

Пахали

На покосе

Пахал

Сети ставили

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возраст в момент наблюдения

 

Лет 15

Лет 18

13 лет

 

 

 

 

 

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

 

 

 

 

 

Сенокос

 

Июль

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

 

В полдень, в первой половине

Не позже 10 часов утра

 

 

 

 

 

Утром рано

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 

 

Ясное солнечное утро

 

 

 

 

 

Солнце вышло

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

 

 

Звук пошел под уклон словно мотор тук-тук-тук

Перед войной видела столбы по обе стороны от солнца, красного цвета

 

 

Вроде тучка поднялась и застреляло

Раздвоилось небо, земля затряслась

Сотрясение земли

 

 

 

 

 

Земля тряслась, звук был 2 минуты

 

 

 

Взрывы

 

 

Треск как из пулемета

 

 

 

Гремело, летело, стучало

 

 

Гром в ясную погоду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увидел необычные явления на небе

Помнит взрывы на небе

 

Радуга-дуга

 

 

 

 

Дядя говорит, «Брат идет из приисков»

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тело наверх уже, а внизу шире

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

 

 

 

Большое сияние

 

Побелело на севере

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видны световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

Полосы, ноль градусов

 

 

 

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

Дуга опустилась

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

Дуга

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

Красный, синий

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

Полоса как рулон цветной материи

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

 

Трескотня, как стреляют из пулемета, все чаще и чаще

Гром

 

 

 

Гремело, стучало

 

 

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

 

 

Грохотало после того, опустилась дуга

 

 

 

 

Сперва не очень сильно, ударов пять

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

 

Между звуками промежуток 3-4 минуты

 

Удар один, почти

 

Промежутки минуты 4 и удар, очень сильный

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

 

 

Гроза

 

 

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

Сверху вниз по Ангаре

 

 

 

 

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

 

 

 

 

 

 

 

По ручью пошел звук как лес ломит, Трескоток. Волна какая-то.

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

 

Землетрясения не было

 

Когда упал дрожание земли было

 

 

 

 

Земля  затрслась

2. Падали ли животные и люди?

 

 

 

 

 

 

 

Кони на коленки

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

 

 

 

В селе кое-где окошки вылетели

 

 

 

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

Дымный морок

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

 

Знаком с Куликом, провожал его в центр

 

 

 

 

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Гр. Папэ.

Котов, Сапегина

Ильин

Эпиктетова

Крылова Т.О.

Эпиктетова

Эпиктетова Л

Эпиктетова Л

Эпиктетова Л