Личный полевой дневник Васильева Н.В. за 1974 год

Док.№220 Госархив Томской области д.№ р-1718, оп.1 ф.172

ВАСИЛЬЕВ Н.В.

 

Личный полевой дневник Васильева Н.В. за 1974 год.

Содержание

 

 

27.7.

Знакомство с Андреем Дженкоулем.

28.7.

Сидение в Ванаваре, воскресенье. С утра – богомерзкая погода, слякоть, туман, с двух дня – ясно, солнечно. Батищев в Енисейске, Беличенко в Кежме. Волнения из-за завтрашнего сброса. Ходил к Андрею Ивановичу Дженкоулю. Разговаривали втроем – я, он и журналист Александр Дмитриевич, недавно ушедший из лесоохраны.

Дженкоуль – фигура любопытная. Ему около 60 (официально – 1917 г.р.), довольно грамотен, общителен, во время войны  - лейтенант, командир группы снайперов. Утверждает, что перед войной …(несколько слов неразборчиво) …

 

… тайгу, был проводником экспедиции КМЕТа в 1958 г. Хорошо помнит Флоренского, Вронского, Зоткина. Вместе с тем – хитроват, плутоват, не прочь выпить за чужой счет. («Занял» у меня сперва 2 р., потом еще 10 в счет укрепления грядущих контактов).

Охотно и много рассказывает о метеорите и вообще о здешних местах, но правда и вымысел у него мирно уживаются рядом. Поэтому к рассказам его следует относиться сугубо осторожно. Тем не менее, в его рассказах меня снова поразило резкое противоречие – я его ощущал и ранее – между твердым убеждением местных жителей – стариков о том, что Южное Болото появилось в качестве топи после падения метеорита (до него, как говорит Дженкоуль, там была «сухая тундра»), и категорическим заключением болотоведов о его древности.

По словам И.Д., в момент падения его отец стоял на Чеко, их подбросило в воздух, разнесло чумы, но этим дело и кончилось. Перед этим небо покраснело, а затем раздался страшный удар. На мой вопрос, видели ли на Чеко пролет тела, ответил не вполне определенно, что-де мол видели красный шарик (по-моему, это он придумал во время разговора).

В настоящее время охотится на Тэтэрэ, Джелиндуконе и Ю.Чуне. Утверждает, что на хребтах в районе Пайги, Джелиндукона и Сегочамбы имеются повалы леса, вызванные метеоритом. Метеоритным же он считает и вывал на Чуваре, утверждая, однако, что далее к Мутораю метеоритных повалов леса нет.

На мой вопрос о метеоритных ямах на Ю.Чуне ответил, что хорошо знает их, что они размером до 130 м в поперечнике и глубиной с избу, находятся километрах в 8-ми выше от впадения в Ю.Чуню Береяпчаны (левый ее приток), на сухом хребтике (бывший участок охотника Коширчина, о метеоритном происхождении этой ямы говорит со слов последнего).

По поводу Шишкова ничего определенного сказать не смог, хотя со слов стариков про эту экспедицию слышал. Утверждает, что экспедиция должна была проходить от Илимпеи по Юктинской дороге.

Хорошо знает Ивана Ивановича Аксенова, считает его человеком, заслуживающим доверия.

Утверждает, что гора Шахорма стала так называться после падения метеорита, т.к. там обнаружился какой-то белый камень, похожий на сахар.

 

Флоренский, по его словам, камень  видел.

Многое в его рассказах навеяно книжным и журнальным материалом. Так, он утверждал, что на Южном болоте была проложена исследователями (Куликом?) борозда длиной 200 м; я долго не мог понять, откуда он это взял, пока не вспомнил соответствующее место в книге Кринова (борозда, пропаханная метеоритом). Из этой же оперы рассказ о глубине в 90 м на Южном болоте, и о некоей молодой шаманке, разговаривавшей на непонятном языке, … умершей и захороненной ей одной(?)  и другими стариками напротив устья Чавидокона (обещал показать захоронение!). Там же, в том же районе, А.Д. видел якобы черный и очень прочный камень о который поломал свою пальму, впоследствии вместе с К.П. (Константин Павлович Флоренский – ред.) они искали его, но, разумеется, ничего  не нашли.

Немного о топономике. Ванавара = Анна и Варя, две сестры, родственницы русских поселенцев в Ванаваре. Центром тогда была Кулинда; кстати, по словам А.Д., эффекты от пролета Т.М. были очень (слово неразборчиво) и там (валило чумы).

Суеверен. В душе – язычник. На устье реки Богады у них было капище, представляющее собой чугунный горшок, надетый на столб. Здесь же стояла банка для монет, которые полагалось приносить и дарить после удачной охоты.  Перед охотой нужно было бросить в костер масло или мясо, помешать это с золой, попросить у духа удачи и конкретно  (слово неразборчиво) свой заказ. После этого полагалось провести краем чугунка над костром и с силой поднять …

Текст далее касается капища эвенков в районе Богады и религиозных обрядов эвенков.