Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации

Док. № 209

Док. № 210

Док. № 211

Док. № 212

Док. № 213

Док. № 214

Док. № 215

Номер протокола

55

232

233

234

235

244

245

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

Село Заледеево, р.Чадобец р, Ангара

 

Пеледуй

 

Пеледуй

Половинный

Недокура

Токма, р. Непа

Бодайбо

2. Время опроса (год, месяц, число)

23 июля 69г

июль 69г

июль 69г

69г

июль 68г

июль 69г

июль 69г

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Павлова Зоя Семеновна

Карелин Александр Иванович

Березовский Павел Николаевич

Дьяконов Василий Васильевич

Быков Кирьян Платонович

Гордеев Андриян Федорович

Потапова Помпея Самойловна

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

70 лет

С 1895 г.

С 1900 года

С 1900 года

72 года

1897 год

С 1892 года

5. Национальность информатора

Русская

 

Русский

Русский

 

Русский

 

6. Грамотность, социальное положение

Грамотная

 

 

 

 

 

 

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

Нормальное

 

 

 

 

чёткость воспоминаний хорошая

 

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

Заледеево

 

Нижне-Карелино

 

Давыдово

 

Чугуево

 

Недокура

Токма

Казимирово

река

Чадобец

Ниж.Тунгуска

 

Лена

 

 

 

ближайший крупный населённый пункт

 

 

Киренск

Киренск

 

 

Киренск

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

 

150 км вверх

50 км вниз

 

 

100 км вверх

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу )

В селе, была в доме

В поле

В поле

В поле

В лесу

На улице

На реке

4. Чем занимался в этот момент

 

Возил навоз

Боронил

Возили навоз

Везли хлеб

Косил или греб

Плыли на плоте

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

Была ребенком

Перед германской войной

 

 

 

До армии

Уже замужем была

2. Возраст в момент наблюдения

Лет 8

 

Лет 12-13

Около 10 лет

12

17-18 лет

около 20 лет

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам

 

Вывоз навоза

 

Летом

 

Сенокос

Лето

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

Утром в 8 часов

К обеду

4 часа дня

До обеда

Вечером, стемнело

Часов в 12

Ночью, в 5 часов

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 

 

 

 

 

50 град и 120 град

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

Ясно

Ясно

 

Ясно

 

Ясная

 

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

Не помнит

Безветренно

 

Безветренно

 

Безветренно

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Дребезжали стекла

 

 

 

 

 

Увидела яркий свет

Сотрясение земли

Нет

 

 

 

 

 

 

Взрывы

 

 

 

 

 

Удары

 

Гром в ясную погоду

Как выстрелы

 

 

 

 

 

 

Увидел необычные явления на небе

Нет

Да

Да

Видел тело

Небо открылось

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 

 

 

Юг

 

30

 

высота

 

 

 

65 град

 

25

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

 

 

 

Север

 

110

 

высота

 

 

 

 

 

25

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

 

 

 

 

 

Параллельно

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

 

 

Ниже солнца

 

 

Слева от солнца

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 

 

 

Снижалось справа налево

 

 

Справа налево

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

Снижался справа налево

С запада на восток

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 

 

 

 

 

 

Почти над головой

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 

 

 

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

Нет

Летела метла

Что-то огненное, впереди похожее на снаряд, а сзади искры

 

Видел тело с четкими краями по форме шар.

Огненная метла, сзади сильные искры

Попросите информатора нарисовать форму тела

 

Огненный сноп

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 

 

Только искры

Искры

 

Не было

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 

 

 

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их

 

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 

 

Не было

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

 

 

 

Меньше солнца

 

 

Слабее солнца

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

 

 

 

 

 

Да

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

 

 

 

 

 

Не было

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

 

 

 

Не было

 

Нет

 

4. Опишите цвета различных частей тела

 

 

Цвет желто-красный

 

Бело все, осветило как день, минут 10 светло стояло

Одинаков

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

 

Вместе с хвостом примерно 10 град.

 

Общая длина около 15 град.

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

Голова меньше пуговицы

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

 

 

 

За горизонт ушел спокойно

.

Не видел

 

2. Как возникли столбы (или столб) :

 

 

 

Нет

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

 

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе

 

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

40 град. за 5 сек.

 

 

 

10

Как самолет

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

 

 

Много больше самолета

Быстрее самолета

 

Ближе к скорости самолета

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

Как выстрелы из орудий

 

Шума не было

Не помнит

 

Как из орудий, сильнее чем гром в грозу

Звуков не было

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

Все одинаково

Во время полета не было, а открылось – взрывы.

 

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

Три удара довольно сильных, как взрывы или удары грома, только глухие, а потом снова одно за другим.

 

 

 

Два удара до появления и три после появления. Последние были сильнее

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах )

дрожали стёкла

 

 

 

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

Нет

 

 

 

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

Нет

 

 

 

 

Небольшое протяжение по движению тела

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

Минут 20

 

 

 

Грохота не заметил, провозились с лошадьми

Быстро, минуты две

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

Нет

Не дрожала

 

Не отметил

 

Земля дрожала

 

2. Падали ли животные и люди?

Нет

 

 

 

Упали кони на колени

 

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. )

Дрожали стекла

не помнит

 

 

 

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

 

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. )

 

 

 

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

Думали, что едут с приисков и стреляют

 

 

 

 

Испуг

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

 

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

 

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

Нет

 

 

Кулик в 1929 году

 

Через год два инженера с партиями Кокаулин и Куляев по пути на место падения

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

Да

 

 

Не читал

 

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Новокшенова

Солдатенко

Солдатенко К.В.

Солдатенко К.В.

Эпиктетова

Бачинская

Солдатенко К.В.