Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации |
Док. № 201 |
Док. № 202 |
Док. № 203 |
Док. № 204 |
Док. № 205 |
Док. № 206 |
Док. № 207 |
Док. № 208 |
Номер протокола |
45 |
46 |
47 |
48 |
50 |
52 |
53 |
54 |
I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт опроса (район, река, посёлок) |
Село Чадобец, р.Чадобец (устье) |
Село Заледеево, р.Чадобец, Ангара |
Село Чадобец, р.Чадобец (устье) Богучанского р-на |
Село Чадобец, р.Чадобец |
Село Юрохта, р.Чадобец, Богучанского р-на |
Заледеево |
Заледеево |
Заледеево, р.Чадобец, р. Ангара |
2. Время опроса (год, месяц, число) |
26 июля 69г |
23 июля 69г |
21 июля 69г |
26 июля 69г |
23 июля 69г |
июль 68г |
23 июля 69г |
25 июля 69г |
3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего) |
Кулаков Ефим Андреевич |
Павлова Ульяна Андреевна |
Кулакова Наталья Егоровна |
Кулакова Анастасия Николаевна |
Кулакова Хоретина Никитична |
Попова Мария Прокопьевна |
Кулакова Клавдия Максимовна |
Павлов Семен Ильич |
4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения) |
71 год |
82 года |
84 года |
68 лет |
75 лет |
79 лет |
70 лет |
1887 год |
5. Национальность информатора |
Русский |
Русская |
Русская |
Русская |
Русская |
|
Русская |
Русский |
6. Грамотность, социальное положение |
неграмотный |
Грамотная |
Неграмотная, пенсионерка |
Неграмотная |
грамотная, пенсионерка |
|
Читать умеет |
грамотный |
7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний |
Нормальное |
Нормальное |
Воспоминания слабые |
Нормальное |
Нормальное |
|
Нормальное |
Нормальное |
II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт наблюдения |
д. Чадобец |
село Чадобец |
село Чадобец |
село Чадобец |
Село Пашино Кежемского р-на, |
Заледеево |
Заледеево |
Заледеево |
река |
Чадобец |
Чадобец |
Чадобец |
Чадобец |
Кежемка |
|
Чадобец |
Чадобец, Ангара |
ближайший крупный населённый пункт |
|
|
|
|
Село Пашино |
|
|
|
расстояние до него км вверх (вниз) по реке |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу ) |
В избе |
Была дома |
В избе |
В избе |
на поле |
В лесу |
Была в доме |
Был в поле |
4. Чем занимался в этот момент |
Не помнит |
Не помнит |
|
Сидела с ребенком на руках |
Боронила |
По зимнику ходила |
В доме чего-то делала |
Пахал |
III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну) |
|
Была подростком |
Немолодая была |
|
|
|
Девчонкой была |
|
2. Возраст в момент наблюдения |
Лет 12 |
лет 10 |
Лет сорок |
Лет 7 |
15 лет |
|
Лет 15 |
Лет 40 |
3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам |
|
Летом |
Летом, под весну |
Летом |
Боронование |
|
Летом |
|
4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью) |
До обеда |
Утром, часов в 9 |
Не помнит |
До обеда |
Не помнит |
|
Утром, только встали |
Утром |
5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения |
|
Солнце было над лесом (угл.выс.45 град) |
Не помнит |
|
Не помнит |
|
|
|
IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню) |
Ясно |
Ясно |
Не помнит |
Ясно |
Ясная погода |
|
Ясно |
Ясно |
2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер) |
безветренно |
Не помнит |
|
Безветренно |
безветренно |
|
Не помнит |
Безветренно |
V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ |
|
Рамы затрещали |
Гром |
|
Нет |
Думала, что мужики стреляют, в селе окна вылетели |
Дрожали стекла |
Был как бы вихрь |
Сотрясение земли |
Да |
|
|
Да |
|
|
Нет |
Да |
Взрывы |
Да |
|
|
|
Услыхала грохот, (затуркало) |
|
|
|
Гром в ясную погоду |
Да |
Как гром |
|
Да |
|
|
Да |
Да |
Увидел необычные явления на небе |
Увидел столбы как огонь |
Сама не видела, люди говорили, что летел сноп огненный |
|
|
Появилось что-то белое (махнуло белым платком) и исчезло через 1-2 сек. |
|
Нет |
Нет |
VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА |
|
Не помнит |
Не видела |
|
|
|
|
|
1. Угловые координаты точки замечания: азимут |
|
|
|
|
70 град |
|
|
|
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут |
|
|
|
|
|
|
|
|
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше) |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево? |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените) |
|
|
|
|
|
|
|
|
VII. ФОРМА ТЕЛА |
|
|
Не видела |
|
|
|
|
|
1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение длины к ширине |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Можно ли выделить ядро и хвост? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Попросите информатора нарисовать форму тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Одинакова ли по длине плотность хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его |
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сравнить с яркостью солнца |
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно ли было смотреть незащищённым глазом |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Опишите цвета различных частей тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
а) ядро |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Хвост |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Угловая длина хвоста (замерить компасом) |
|
|
|
|
|
|
|
|
X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними |
Было видно два огненных столба |
|
|
|
. |
|
|
|
2. Как возникли столбы (или столб) : |
Появились снизу |
|
|
|
|
|
|
|
Видели столб независимо от пролёта тела |
Да |
|
|
|
|
|
|
|
пролетевшее тело превратилось в световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
столб поднялся с земли (из-за леса) |
Да |
|
|
|
|
|
|
|
столб опустился с неба на землю |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Быстро или постепенно возникли столбы |
Постепенно возникли из-за леса |
|
|
|
|
|
|
|
4. Форма столба (попросите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет? |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Долго ли было видно световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Как исчез световой столб (столбы): |
Ушли в гору |
|
|
|
|
|
|
|
превратился в дымный столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
в облако |
|
|
|
|
|
|
|
|
потух |
|
|
|
|
|
|
|
|
постепенно ослаб |
|
|
|
|
|
|
|
|
не помню |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело |
|
|
|
|
|
|
|
|
На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе |
|
|
|
|
|
|
|
|
XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды |
|
|
|
|
|
|
|
|
XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул) |
Гром, 3-4 удара |
Было похоже на гром |
Гром |
Гром |
Затуркало |
Стрельба |
Как гром или стрельба |
Как выстрелы |
2. Какие звуки были во время полёта и какие после |
|
Звуки одинаковые, разом появились, разом исчезли |
|
|
|
|
Все одинаково |
Всегда одинаково |
3. Звуковая картина |
|
|
|
|
|
|
Ровные звуки |
|
Во время полёта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила |
|
Не помнит |
|
Продолжительный гром |
Один, сильные |
|
|
|
б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах ) |
Гроза, дрожание стёкол в окнах |
Как сильный гром, задрожали стекла |
Гроза |
Гроза |
Дрожали стекла, посуда дрожала на полках |
|
|
|
в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты) |
не помнит |
не помнит |
|
Не помнит |
Не заметили |
|
|
|
г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север") |
Не перемещался |
не помнит |
с востока на север |
Не перемещался |
|
|
|
|
4. Общая продолжительность звуковых явлений |
3-4 удара, похожих на гром |
Минут 10 |
|
2-3 минуты |
1 – 2 сек. |
Не один раз стреляло |
Минут 10 |
Минут 10 |
XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д. |
Тряслась земля, тряхнуло дом |
Только дрожали окна |
Окошки вылетели, одно окно держала, остальные вылетели. |
Дрожала земля, посуда на полках |
Дрожали окна, посуда на полках |
|
Задрожали стекла |
Сотрясение земли, стекла дрожали |
2. Падали ли животные и люди? |
Коровы на острове попадали |
Нет |
Не помнит |
Лошади падали на колени |
Лошадь упала на передние ноги |
|
Нет |
|
3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. ) |
|
не помнит |
Окошко вырвало как руками |
Не помнит |
Порыв ветра |
|
Задрожали стекла |
Был как бы вихрь |
XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
Не помнит |
|
|
|
|
|
1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты |
|
|
|
|
Не было |
|
|
|
3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. ) |
|
|
|
|
Не наблюдалось |
|
|
|
XV. РАЗНОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Реакция односельчан |
|
не помнит |
не помнит |
Думали, что гроза, потом говорили, что шла планета. |
Подумали, что землетрясение, раскрылось небо, божья немилость |
|
Все выскочили на улицу, но ничего не увидели |
не помнит |
2. Что рассказывали другие люди |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Долго ли помнили об этом явлении |
|
|
|
Помнили долго |
|
|
|
|
4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше |
Не опрашивали |
Нет |
Нет |
Не опрашивали |
Не опрашивали |
|
Нет |
Нет |
5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите |
Не читал |
Знает много |
нет |
Не читала |
Нет |
|
Нет |
|
XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО |
Соснина |
Новокшонова |
Соколова |
Соснина |
Соснина И.Ф. |
Эпиктетова |
Новокшонова |
Новокшонова |