Документ - стандартный протокол опроса 69 года. Номер в сплошной нумерации |
Док. № 193 |
Док. № 194 |
Док. № 195 |
Док. № 196 |
Док. № 197 |
Док. № 198 |
Док. № 199 |
Док. № 200 |
Номер протокола |
27 |
28 |
29 |
31 |
32 |
33 |
35 |
37 |
I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт опроса (район, река, посёлок) |
Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на |
Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на |
Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на |
Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на |
Село Яркино, р.Чадобец, Богучанского р-на |
Село Яркино, Богучанского р-на Красноярского края |
Кежма |
Кежма, р. Ангара |
2. Время опроса (год, месяц, число) |
21 июля 69г |
21 июля 69г |
21 июля 69г |
21 июля 69г |
21 июля 69г |
21 июля 69г |
июль 68г |
июль 68г |
3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего) |
Рукосуева Катерина Демидовна |
Рукосуев Михаил Захиридонович |
Рукосуева Матрена Павловна |
Рукосуев Меркулий Ефимович |
Колпаков Корнил Николаевич |
Рукосуев Иван Савельевич |
Голубева Матрена Тихоновна |
Брюханова Мария Михайловна |
4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения) |
70 лет |
91 год |
91 год |
80 лет |
66 лет |
76 лет |
71 год |
65 лет |
5. Национальность информатора |
Русская |
Русский |
Русская |
Русский |
Русский |
Русский |
|
|
6. Грамотность, социальное положение |
Пенсионерка |
Пенсионер |
Неграмотная, колхозница |
Пенсионер |
Грамотный, колхозник |
неграмотный, колхозник |
|
|
7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний |
Чувствует себя хорошо |
Чувствует себя хорошо, воспоминания четкие |
Полуслепая, помнит плохо |
Воспоминания четкие |
Чувствует себя хорошо, воспоминания четкие |
Помнит хорошо |
|
|
II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пункт наблюдения |
Село Яркино |
Село Яркино |
Село Яркино |
Село Яркино |
Село Яркино |
Был на пашне |
Кежма |
Кежма |
река |
|
Чадобец |
Чадобец |
Чадобец |
Чадобец |
Чадобец |
|
|
ближайший крупный населённый пункт |
|
|
Яркино |
Яркино |
|
Яркино |
|
|
расстояние до него км вверх (вниз) по реке |
|
|
|
|
|
4- |
|
|
3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу ) |
В избе |
на улице |
В доме |
В поле |
на улице |
На пашне |
|
На острове реки |
4. Чем занимался в этот момент |
Только что встали |
Перекрывали амбар |
Пила чай |
Боронил |
Не помнит |
пахал |
|
|
III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну) |
Девочкой еще была |
Холост был |
Была подростком (говорит) |
Холост был |
Маленький был |
Был подростком |
|
|
2. Возраст в момент наблюдения |
Лет 14-15 |
Годов 12-13 было |
30 лет |
Лет 20 |
|
15 лет |
11-12 |
15-16 |
3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса , вывоз навоза , а также по религиозным и другим праздникам |
Будто как сенокос |
Летом было |
Разгар лета |
Боронил, конец июня – начало июля |
Летом |
|
|
Июнь |
4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью) |
Утром рано |
Утром |
Завтракала |
Утром в завтрак |
Днем |
Утром, часов в 9 |
|
Утром |
5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения |
Не помнит |
Не помнит |
48 |
Не помнит |
Не помнит |
Солнце над лесом |
|
|
IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню) |
Ясно было |
Не помнит |
Ясная погода |
Ясно |
Нет |
Было ясно |
|
|
2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер) |
Ветер |
Не помнит |
Не помнит |
Не помнит |
Нет |
Ветра не было |
|
|
V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ |
Как шум прошел, как ветер или вихрь |
Туча поднялась как деревина |
|
Что-то грохнуло |
Нет |
|
Шевелились дома, окошки тряслись |
Вылетел клубок |
Сотрясение земли |
Нет |
|
Да |
|
|
Очень сильное |
|
|
Взрывы |
Нет |
|
Да |
|
|
Похожие на гром |
|
|
Гром в ясную погоду |
|
|
Да |
|
|
Да |
|
|
Увидел необычные явления на небе |
|
|
Нет |
|
|
Ничего не видел |
|
|
VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА |
Не видела |
|
Не видела |
|
|
|
|
|
1. Угловые координаты точки замечания: азимут |
|
60 |
|
|
|
|
49 град |
|
высота |
|
|
|
|
|
|
43 град |
|
2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут |
|
|
|
|
|
|
На север ущли |
|
высота |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше) |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево? |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените) |
|
|
|
|
|
|
|
|
VII. ФОРМА ТЕЛА |
Не видела |
Не видел |
Не видела |
Не помнит |
|
Ничего не видел |
|
Вылетел клубок |
1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение длины к ширине |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Можно ли выделить ядро и хвост? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Попросите информатора нарисовать форму тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.) |
|
|
|
|
|
|
Полосы видели, столбами |
|
Одинакова ли по длине плотность хвоста |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д. ), описать их |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его |
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ |
|
Не видел |
Ничего не видела |
|
|
|
|
|
1. Сравнить с яркостью солнца |
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно ли было смотреть незащищённым глазом |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов |
|
|
|
|
|
|
Глядело небо кровью |
|
4. Опишите цвета различных частей тела |
|
|
|
|
|
|
Полосы красные и желтые |
Клубок синеватый, как дым белесый |
IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА |
|
|
|
|
|
|
|
|
а) ядро |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
б) Хвост |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Угловая длина хвоста (замерить компасом) |
|
|
|
|
|
|
|
|
X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА |
|
|
Ничего не видела |
|
|
|
|
|
1. Были ли видна световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними |
|
Туча поднялась как деревина |
|
|
. |
|
|
|
2. Как возникли столбы (или столб) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
Видели столб независимо от пролёта тела |
|
|
|
|
|
|
|
|
пролетевшее тело превратилось в световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
столб поднялся с земли (из-за леса) |
|
|
|
|
|
|
|
|
столб опустился с неба на землю |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Быстро или постепенно возникли столбы |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Форма столба (попросите нарисовать) |
|
|
|
|
|
|
Принаклонился снизу вверх |
|
5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет? |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Долго ли было видно световой столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Как исчез световой столб (столбы): |
|
|
|
|
|
|
|
|
превратился в дымный столб |
|
|
|
|
|
|
|
|
в облако |
|
|
|
|
|
|
|
|
потух |
|
|
|
|
|
|
|
|
постепенно ослаб |
|
постепенно ослаб |
|
|
|
|
|
|
не помню |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело |
|
Нет |
|
|
|
|
|
|
На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме |
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело?. Цвет, угловые размеры на небе |
|
Не видел |
|
|
|
|
|
|
XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды |
|
|
|
|
|
|
|
|
XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул) |
Как ветер прошел |
Думали что кежемские плывут, так стреляют из ружей |
Как выстрелы из ружей |
Гул |
Шел с шумом, перемежков не было |
Сразу сильный гром, продолжался минут 10 |
|
|
2. Какие звуки были во время полёта и какие после |
|
Сначала стреляло, потом дым пошел |
Как ружейные выстрелы |
|
|
|
|
|
3. Звуковая картина |
|
|
|
|
|
|
|
|
Во время полёта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила |
|
|
Не помнит |
|
|
|
|
|
б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах ) |
|
Стекла дрожали, чугунки летели |
Ружейные выстрелы, задрожали стаканы с чаем |
|
|
|
|
|
в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты) |
не помнит |
Звук был в одном месте |
Не помнит |
Появился – азимут 240 град, исчез – азимут 45 град. |
Направление с Ю-запада на С-восток, азимут 210 град. и 16 град. |
Звук пришел с севера к югу |
|
|
г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север") |
|
|
Не помнит |
|
|
|
|
|
4. Общая продолжительность звуковых явлений |
|
|
Минут 10 |
Минут 5 |
С минуту |
Минут 10 |
|
|
XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д. |
Чугунки летели из печки |
Земля вздрогнула, окошки вылетели |
Задрожали стаканы с чаем |
Не помнит |
Окна вздрагивали |
Дрожала земля, поднялся ветер, наклонялись деревья как ковыль. |
Шевелились дома, окошки тряслись |
Землетрясение было |
2. Падали ли животные и люди? |
|
|
|
|
Не помнит |
Конь упал на передние колени |
|
|
3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д. ) |
|
Дух прошел, волосы подняло |
|
|
|
Гнулись деревья |
|
|
XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать |
|
|
|
Нет |
Не было |
Ничего на небе не видел |
|
|
2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты |
|
|
|
Нет |
Не видел |
|
|
|
3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д. ) |
|
|
|
Нет |
Не помнит |
|
|
|
XV. РАЗНОЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Реакция односельчан |
Не помнит |
|
|
Разговоров много было |
|
Сначала испугались, а на другой день начали праздновать |
|
|
2. Что рассказывали другие люди |
Не помнит |
|
|
|
|
То же |
|
|
3. Долго ли помнили об этом явлении |
|
Старики и сейчас помнят |
|
|
|
Поговорили и забыли |
|
|
4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше |
Нет |
Нет |
|
Нет |
Нет |
Нет |
|
|
5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите |
Нет |
Нет |
|
Нет |
Неизвестно откуда, но знает |
Нет |
|
|
XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО |
|
Соколова |
Новокшонова |
Соколова |
Соколова |
Новокшонова Татьяна Васильевна, Соснина |
Эпиктетова |
Эпиктетова |