Док. № 007-013 (Опрос очевидцев в 1969-1971 гг.)

Документ - стандартный протокол опроса 69 года.

Док. № 7

Док №8

Док №9

Док №10

Док №11

Док №12

Док №13

№ протокола

166

190

195

197

575

573

574

I. ДАННЫЕ ОБ ИНФОРМАТОРЕ

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт опроса (район, река, посёлок)

п. Витим, Ленского р-на, р. Лена

село Сунтар Якутской АССР

Тысакыс

Олекминский район, река Лена, поселок Чапаево

Кокуй река Ангара Богучанского р-на

Кокуй река Ангара Богучанского р-на

Кокуй река Ангара Богучанского р-на

2. Время опроса (год, месяц, число)

31.7.1969

 

8.7.71

10.7.70

30.7.69

30.7.69

30.7.69

3. Фамилия, имя, отчество информатора (если данные наблюдения передаются через третье лицо, то также фамилия, имя, отчество последнего)

Николаев Павел Ильич

Семенова Харитина Харитоновна

Китаев Иван Максимович

Татарченко Анфиса Васильевна

Колпаков Афанасий Иванович

Колпаков Семен Давыдович

Колпаков Иван Иванович

4. Возраст информатора во время опроса (или год рождения)

1893

90-93 года

82

1895, 75 лет

79 лет

85

83

5. Национальность информатора

 русский

якутка

якут

русская

русский

русский

русский

6. Грамотность, социальное положение

5 классов

неграмотная

неграмотный

неграмотная

неграмотный

неграмотный

неграмотный

7. Состояние здоровья, чёткость воспоминаний

 хорошее

хорошее

хорошее

бодрая, довольно четкие воспоминания

не помнит

не помнит

не помнит

II. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Пункт наблюдения

п. Витим

Сунтар в 20 км от Сунтар

Тысакыс к северо-западу от Сунтара

Ленск

 

 

 

река

Лена

Вилнок (Вилюй?)

Сунтара

Лена

 

 

 

ближайший крупный населённый пункт

 

Сунтар

 

Олекминск

 

 

 

расстояние до него км вверх (вниз) по реке

 

20

 

 

 

 

 

2. Географические координаты пункта наблюдения:

 

 

 

 

 

 

 

северная широта

 

 

 

 

 

 

 

восточная долгота

 

 

 

 

 

 

 

3. Где находился информатор в тот момент, когда обратил внимание на необычные явления (в избе, на улице села, в поле, на реке, в лесу)

 на улице

 

 

в избе

 

 

 

4. Чем занимался в этот момент

шел по улице

 

 

обедала

 

 

 

III. ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Год наблюдения (ориентировать на события личной жизни: уход в армию, женитьба, рождение детей, начало самостоятельной работа и охоты, а также на японскую и германскую войну)

1908 г. (указал точно)

 

 

до гражданской войны

 

 

 

2. Возраст в момент наблюдения

 

 

18-19

лет 10 или 12

 

 

 

3. Время года, в частности, по виду с/х работ: перед сенокосом, во время сенокоса, вывоз навоза, а также по религиозным и другим праздникам

 лето ближе к середине

 

лето

до сенокоса

 

 

 

4. Время суток (часы до завтрака, во время завтрака, до обеда, после обеда, вечером, ночью)

 вечером

 

днем

во время обеда

 

 

 

5. Угловая высота и азимут солнца в момент наблюдения

 солнце село

 

 

 

 

 

 

IV. ПОГОДА ВО ВРЕМЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние облачности (ясно, редкие облака, густые облака, пасмурно, дымка, не помню)

 не помнит

 

безоблачно

ясное небо

 

 

 

2. Ветер (безветренно, слабый ветер, сильный ветер)

 безветренно

 

безветренно

 

 

 

 

V. ЧТО ПРИВЛЕКЛО ВНИМАНИЕ ИНФОРМАТОРА И ЕГО САМЫЕ СИЛЬНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

шум на небе

 

 

 

 

 

 

Сотрясение земли

 

 

слабое сотрясение вечером в этот день

затрясло избу

 

 

 

Взрывы

 

 

нет

 

 

 

 

Гром в ясную погоду

 

 

не было

 

 

 

 

Увидел необычные явления на небе

 

 

ничего не видел

 

 

 

 

VI. ВИДИМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

1. Угловые координаты точки замечания: азимут

 210

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

 

2. Угловые координаты точки исчезновения: азимут

355°

 

 

 

 

 

 

высота

 

 

 

 

 

 

3. Наклон видимой траектории относительно горизонта (замерить рейкой и транспортиром)

60°

 

 

 

 

 

 

4. Наклон видимой траектории при уходе за горизонт

 

 

 

 

 

 

 

5. Положение тела относительно солнца в разные моменты (правее, левее, ниже, выше)

---

 

ниже солнца

 

 

 

 

6. Если обратиться в сторону летящего тела, то снижаясь оно двигалось слева направо, или справа налево?

 слева направо

 

слева направо

 

 

 

 

7. Предложите информатору на прилагаемом рисунке указать положение видимой траектории (отметьте точку замечания цифрой 1)

 

 

 

 

 

 

 

8. Пролетело ли тело над головой наблюдателя (в зените)

 нет

 

в зените

 

 

 

 

VII. ФОРМА ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

1. Что видели: тело с чёткими краями или светлую полосу?

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика (круглое, продолговатое, длинное)

 продолговатое

 

продолговатое

 

 

 

 

Отношение длины к ширине

 

 

 

 

 

 

 

2. С каким предметом сравнивают тело: сноп, метла, бревно

 метла

 

 

 

 

 

 

3. Можно ли выделить ядро и хвост?

 

 

 

 

 

 

 

Попросите информатора нарисовать форму тела

 нет

 

 

 

 

 

 

4. Предложите показать на таблице 1 наиболее похожую форму ядра

 

 

 

 

 

 

 

5. Предложите на таблице 2 показать наиболее похожую форму хвоста

 в)

 

 

 

 

 

 

6. Наблюдалось ли одно тело или несколько осколков. Их относительные размеры и взаимное расположение (предложите нарисовать)

 нет

 

нет

 

 

 

 

7. Описание хвоста (искры, полосы, пламя и т. д.)

 хвост как огненное пламя искр не помнит

 

сплошной

 

 

 

 

Одинакова ли по длине плотность хвоста

 одинакова

 

не одинакова

 

 

 

 

8. Если наблюдались изменения формы тела (взрывы, отделение частей, расширение, сужение и т. д.), описать их

 нет

 

 

 

 

 

 

9. Оставался ли за телом дымный след. Описать его

 нет

 

не было

 

 

 

 

VIII. ЯРКОСТЬ И СВЕТ

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с яркостью солнца

слабее солнца

 

менее яркое

 

 

 

 

Можно ли было смотреть незащищённым глазом

можно

 

можно

 

 

 

 

2. Были ли тепловые ощущения от летящего тела

нет

 

 

 

 

 

 

3. Осветило ли местность. Наблюдались ли тени от предметов

не помнит

 

 

 

 

 

 

4. Опишите цвета различных частей тела

не помнит

 

яркий белый

 

 

 

 

IX. УГЛОВЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

а) ядро

 

 

 

 

 

 

 

1. Сравнить с угловыми размерами Солнца, Луны

не помнит

 

 

 

 

 

 

2. Измерить угловые размеры с помощью эталонных предметов (монеты, пуговицы)

 

 

 

 

 

 

 

б) Хвост

 

 

 

 

 

 

 

3. Угловая длина хвоста (замерить компасом)

 

 

 

 

 

 

 

X. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ У ГОРИЗОНТА

 

 

 

 

 

 

 

1. Были ли видны световые столбы (столб) у горизонта, в месте, где скрылось тело? азимут светового столба. Если столб был не один, то азимуты столбов или угловое расстояние между ними

нет

 

 

 

 

 

 

2. Как возникли столбы (или столб):

 

 

 

 

 

 

 

Видели столб независимо от пролёта тела

 

 

 

 

 

 

 

пролетевшее тело превратилось в световой столб

 

 

 

 

 

 

 

столб поднялся с земли (из-за леса)

 

 

 

 

 

 

 

столб опустился с неба на землю

 

 

 

 

 

 

 

3. Быстро или постепенно возникли столбы

 

 

 

 

 

 

 

4. Форма столба (попросите нарисовать)

 

 

 

 

 

 

 

5. Какого цвета был столб (столбы). Менялся ли цвет?

 

 

 

 

 

 

 

6. Долго ли было видно световой столб

 

 

 

 

 

 

 

7. Как исчез световой столб (столбы):

 

 

 

 

 

 

 

превратился в дымный столб

 

 

 

 

 

 

 

в облако

 

 

 

 

 

 

 

потух

 

 

 

 

 

 

 

постепенно ослаб

 

 

 

 

 

 

 

не помню

 

 

 

 

 

 

 

8. Была ли видна световая вспышка ("огонь") там, где исчезло тело

нет

 

 

 

 

 

 

На что она походила (на Солнце, на звезду, на фонарь, на молнию) по цвету, по яркости, по форме

 

 

 

 

 

 

 

9. Было ли видно зарево, там, где исчезло тело? Цвет, угловые размеры на небе

нет

 

 

 

 

 

 

XI. СКОРОСТЬ ПОЛЁТА

 

 

 

 

 

 

 

1. Проследить рукой за движущимся телом и замерить длительность полёта секундомером сек.

 

 

 

 

 

 

 

2. Сравнить со скоростью самолёта, падающей звезды

как самолет

 

медленнее самолета

 

 

 

 

XII. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер звуков (выстрелы из орудий, взрывы, выстрелы из ружей, пулемётная стрельба, гром, гул)

гул

 

не было

 

 

 

 

2. Какие звуки были во время полёта и какие после

во время полета - гул, падение не наблюдалось, за горизонт ушел спокойно

 

не было

 

 

 

 

3. Звуковая картина

 

 

 

 

 

 

 

Во время полёта

 После полёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) количество ударов, их последовательность, временные интервалы, относительная сила

 

 

 

 

 

 

 

б) громкость звуков (гроза, взрывы скал на разных расстояниях, дрожание стёкол в окнах)

 

 

 

наблюдалось дрожание стекол в окнах

 

 

 

в) можно ли отметить, откуда пришёл звук и в каком направлении он распространялся (замерить азимуты)

 

 

 

нет

 

 

 

г) если источник звука казался перемещающимся, то в каком направлении (например, "с востока на север")

не север с юго-востока

 

 

 

 

 

 

4. Общая продолжительность звуковых явлений

1-2 мин

 

 

 

 

 

 

XIII. СЕЙСМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдалось ли дрожание земли, построек, посуды в избах, раскачивание подвешенных предметов, ломались ли постройки, падали ли предметы и т. д.

нет

 

 

дрожание избы, посуды в доме, раскачивались лампадки, но не сильно

 

 

 

2. Падали ли животные и люди?

нет

 

 

 

 

 

 

3. Возникла ли воздушная волна, ощущаемая как ветер (гнулись деревья, вылетали стёкла, подымало пыль на дороге, вал на реке и т. д.)

нет

 

 

 

 

 

 

XIV. ОСТАТОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

1. Остался ли после пролёта дымный след или несколько следов, как они видоизменялись, в течение какого времени их можно было наблюдать

не помнит

 

 

 

 

 

 

2. Было ли видно дымное облако в месте падения. Какой формы плотности, цвета, угловой высоты

не помнит

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдались ли в последующие несколько ночей необычные оптические явления (светлые зори, светлые полосы, северное сияние и т. д.)

не помнит

 

обычные ночи

 

 

 

 

XV. РАЗНОЕ

 

 

 

 

 

 

 

1. Реакция односельчан

 

 

шутя говорили, что французы бомбу бросили

говорили про землетрясение

 

 

 

2. Что рассказывали другие люди

 

 

легенды о рае, только Китаев в бога не верит и поэтому смеялся в ответ

 

 

 

 

3. Долго ли помнили об этом явлении

 

 

до войны

 

 

 

 

4. Опрашивал ли информатора кто-нибудь раньше

 

 

нет

нет

 

 

 

5. Читал ли что-нибудь о тунгусском метеорите

 

 

нет

нет

 

 

 

XVI. ФАМИЛИЯ ОПРАШИВАЮЩЕГО

Солдатенко

 

 

Гольдбрит

Новокшонова, Соснина

 

Новокшонова, Соснина