Николай Митрохин
Феномен «Тунгусского метеорита» в контексте распространения сциентистских верований среди советской интеллигенции в 1950 – 1980-е годы
Со второй половины 1950-х годов наблюдалось резкое оживление религиозных настроений в среде советской интеллигенции. Это была новая религиозность, лишь отчасти связанная с религиозностью дореволюционной. Религиозная культура, подразумевавшая поддержку старых, институционально оформленных, конфессий исчезла за годы репрессий и антирелигиозной пропаганды. Их место в сознании образованного класса стало заполняться сциентистскими (наукообразными) верованиями. Они более соответствовали научно-техническому веку в плане «интеллектуального» концепта, позволяли индивидуальное религиозное творчество и не требовали для своего поддержания наличия храмов, штата священников, сложных ритуалов.
При этом интеллектуальные верования нового типа вполне могли дополнять друг друга, хорошо синтезировались в головах почитателей и не противоречили доминирующей, также квазирелигиозной, идеологии коммунизма.
Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин ничего не говорили о летающих тарелках, снежном человеке, Атлантиде и волшебных средствах мумиё, и потому верящий в эти чудеса вполне мог под видом популяризации науки заниматься пропагандой своей веры, в том числе в государственных медиа.
Уже в начале 1960-х годов синкретические «сциентистские» вероучения существуют уже в достаточно оформленных институциональных рамках. Центрами их пропаганды становится прежде всего общесоюзная молодежная пресса – газета «Комсомольская правда» и журнал «Наука и техника». Выделяются группы твердых сторонники определенных сциентистских верований, в числе которых заметную роль играла и начавшая свое существование в 1959 году «комплексная самодеятельная (то есть объединяющая представителей разных специальностей, но не поддерживаемая ни одной из государственных структур – Н.М.) экспедиция», которая пытается разгадать феномен Тунгусского метеорита.
Эффективность научной работы этой экспедиции – большой вопрос, но она однозначно была формой консолидации людей, приезжающих в район падения в ожидании чуда.
Низкая вероятность совершения значимых научных открытий в районе падения метеорита выяснилась ещё в ходе первых экспедиций. Однако, эта деятельность шла в рамках «большого» квази-религиозного (и характерного не только для СССР, но и для многих индустриальных государств, причастных к наступившей космической эпохе) концепта, предполагавшего скорую встречу с представителями внеземных цивилизаций и отысканию следов их деятельности на Земле. Так что отсутствие результата не мешало и три десятилетия позже многочисленным поклонникам чуда ожидать (и пропагандировать свою надежду) «контакта» с внеземными цивилизациями, обнаружения остатков «инопланетного» космического корабля.