Экспозиция современного искусства «Тунгусское вещество»

Экспозиция современного искусства «Тунгусское вещество»

 

Загадка Тунгусского метеорита представляет не только естественно-научный, но и гуманитарный интерес. Масштаб природной катастрофы и одновременно сравнительно безболезненный для человеческой истории сигнал из космоса побуждают воображение  фантастов и художников к освоению таежной тайны.

С другой стороны – культурологической, пользуясь юбилейным поводом, можно поднять тему эвристической продуктивности идеи «культурного взрыва». «Тунгусский шок» представляет масштабную метафору противопоставления «внекультурного» аффекта постепенному эволюционированию культуры. Сибирская таежная пустота, освещенная яркой вспышкой космического тела, символизирует альтернативу предсказуемости «естественных» процессов европейской цивилизации.

В этом контексте искусство ободряюще позиционируется как пространство непредсказуемости, пространство «взрыва», порождающее новые образы и ощущения, приводящие к новым смыслам и ценностям. На фоне этих всегда неожиданных открытий обнажается природа взаимодействия художественных явлений с пространством культуры и общества, проясняется механизм сочетания разных скоростей развития - постепенных и «взрывных» процессов.

За сто лет естествоиспытателями так и не было найдена ни одна материальная частица шумного сибирского гостя из глубокого космоса. Может быть, настала пора искусству, структурируясь вокруг далекой «таежной отметины», синтезировать «тунгусское вещество» символического универсума современности. И, скорее, в отличие от научной страсти к раскрытию, художественная практика настроена на прикрытие - стремится к наложению покрова на событие, сублимируя космическую загадку в статус сочувственной тайны.

Вместе с тем, помимо приращения смысла, существует и прагматическая цель проекта – собрать лучших современных российских авторов с привлечением гостей из-за рубежа, дать инновационный импульс креативной культуре Красноярского края.

К участию в проекте приглашены авторитетные художники – представители интернационального искусства из России, а также гости из-за рубежа. Основными критериями выбора является предрасположенность автора к теме космизма и специальный интерес к метафизике непознанного.

 

Проекты-участники экспозиции:

 

Юрий Аввакумов (Москва)

«Полное малое гало или Знамение над музеем Прадо, Мадрид, 3 мая 2008 года»

4 лайтбокса, 73x55x4см.

Во время путешествия по Испании автор размышлял о проекте «тунгусского вещества». В один прекрасный момент в центре испанской  столицы над главным музеем страны и его головой возникло небесное знамение. Художник оказался хоть и случайным, но верным очевидцем сиятельного нимба над значимой точкой мировой культурной карты.

 

Кирилл Александров (Москва)

«Спираль»

Скульптура из щепы. 170х60х56 см

Выразительный «трудно-опознаваемый летающий» объект из естественных «сибирских» материалов.  Как будто в результате аномального происшествия кора дерева завернулась немыслимым двойным веретеном.

 

Константин Батынков (Москва)

«Тунгусский метеорит»

Серия из 20 листов 40х60 см., бумага, акрил

Сочное зрелище космического инцидента, исследованное средствами пастозной живописи. Как Хокусай в сто видов Фудзиямы или Моне в состояния Шартрского собора художник пытается снова и снова всмотреться в реверсивный след подлетающего к пункту назначения метеорита. И это - точка зрения внешнего наблюдателя. В центре его внимания - среда взрыва как живописная масса возможностей.

 

Андрей Блохин и Георгий Кузнецов (Краснодар)

«Сад камней»

Пневматическая инсталляция

В затемненном пространстве музейной диорамы «Старая Россия» обнаруживается присутствие пришельцев из далекого космоса. Кладка «живых» черных валунов из полиэтиленовых мешков, нагнетаемых воздухом, периодически  обволакивает фигуры старорусских персонажей, оказавшихся невольными свидетелями невозможного.

«Непадающий метеорит»

Аэроинсталляция

Стоящий на воздушном столбе большой шар - как проект монумента так и неупавшему метеориту.

 

Алексей Булдаков (Москва)

«Краш-тест»

Четырехчастная видеоинсталляция

Энциклопедия катастроф: от столкновения автомобилей и ракеты с землей до самолетов с небоскребами и метеорита с тайгой. Во всех ситуациях краш-тест не завершается мгновенным разрушением одного или нескольких объектов – это бесконечная монотонная борьба соударяющихся элементов. Простые видеодействия переводят в безобидное «испытательное» состояние агрессивную природу угрожающих воздействий реальности.

 

Ринат Волигамси (Уфа)

«Неофициальный альбом»

24 фотоколлажа формата А4

Серия «аномальных» фотодокументальных импровизаций на тему истории братьев-близнецов  Сергея и Владимира Лениных с отдельным сюжетом о легендарной экспедиции «Великая Искра» с огромным сундуком за тунгусским веществом.

 

Владислав Ефимов (Москва)

«Пылающие вещи»

Фотопанно из 7 частей, 150х700 см.

Таблица, исполненная пылающих предметов. Автор подчеркивает слово "Пылающие", так как оно обозначает возвышенное, философическое пламя, в отличие от слова" горящие".  Это пламя не сжигает, оно передаёт идею идеального предмета. Замысел работы навеян  философскими диспутами реалистов и номиналистов, и, конечно же, Платоном. Идеальное пламя показывает идеальный предмет.

 

Каварга (Москва)

«Флуктуации пространственных массивов»

Интерактивная музыкально-пластическая инсталляция

Парящий в темноте на струнах слой ландшафта из нескольких рваных деформированых листов пластика, покрытых шпатлёвками, шерстью, слюдой – модель изменённой метеоритом земной поверхности. Через испещреные белёсые трещины пробивается свет. Встроенные динамики создают устойчивые низкочастотные вибрации, приводящие к сотрясанию длинных чёрных игл-деревьев, в изобилии покрывающих верхний слой земли.

Замысел инсталляции - в создании некоего предощущения, предчувствия изменённого пространства и тайны тунгусского события.

 

Лиля Карбовска (Берлин)

«Moments of memory»

Интерактивная аудио-инсталляция в черном боксе 300х300х300 см.

Польская художница в сотрудничестве с этнологическим музеем Берлина собрала и вернула в Сибирь голоса тунгусских шаманов, первые звукозаписи которых сделал немецкий этнограф Ханс Финдайзен 80 лет назад. По четырем «сторонам света» черного бокса-«вигвама» в сочетании с архивными фотографиями аборигенов кружатся разноцветные компакт-диски, на которые перенесены с восковых валиков хрипловатые трэки последних аутентичных шаманов. Приковывающие взгляд черные отверстия в дисках становятся дырками-входами в преисподнюю или на небо, в открытый космос (как известно, для шаманов не было проблем с внеземными путешествиями). Знаменательно, что и само слово «шаман» пришло в большой мир из языка тунгусов.

 

Валерий Кошляков (Москва)

«Деревянная река»

Живописное панно 170х480 см, холст, масло, битумный лак, спрэй

Пейзаж лесной родины после битвы или катастрофы. Если у хрестоматийного Шишкина сосны еще мажорно стоят во «Ржи», то в пропасти ХХ века все упало и поплыла почва под ногами. «Родная речь» рассыпалась гулом молевого сплава.

 

Александр Кузнецов и Сергей Ковалевский (Красноярск)

 «Головешки»

Бревно-лайтбокс, 80х450 см

В сердцевину обугленного бревна инсталлирована фотопанорама ночной молитвы виссарионовской общины. Подвешенный в пространстве над головой объект служит метафорой пролетающего метеорита, который по некоторым показаниям очевидцев походил на «огненный чурбан». Из глубины «тлеющей» колоды раздается тихий звук ритуального песнопения.

 

Дамир Муратов (Омск)

«Детали небесного джипа»

Инсталляция

Панно из 12 виниловых дисков, покрытых рельефами из жести – как метафора годовых колец пораженной метеоритом тунгусской древесины.  Из раритетных пластинок извлекается звуковой микст русско-тунгусских и «народных» альдебаранских песен.
Когда проводишь весенние раскопки в огороде, иногда находишь очень странные металлические предметы. Предметы, потерявшие свой первоначальный вид, покрытые ржавчиной, землей. Очень сложно понять их назначение: то ли это детали от неизвестного механизма, или затвор от бластера, старая жестяная банка от неизвестного сыпучего продукта (НЗ НЛО), гвоздь, потерявший свою остроту и шляпку, гайка, которая не подойдет ни к одному болту и гаечный ключ, которым не закрутишь ни одну гайку.  Форма, потерявшая содержание, идея, которая растворилась в земле, вопрос, который не нуждается в ответе, загадка, не требующая отгадки. Ни интриги, ни истории. И, тем не менее, он был,  небесный джип,  который по роковой  случайности сошел со своей космической трассы в 1908 году.

 

Александр Пономарев (Москва)

«Тунгусский маятник»

Интерактивная установка в «эпицентре» экспозиции

Подвешенное «тело» на леере высотой 8 метров качается как маятник Фуко. По ходу движения «тунгусская бита» приминает  «лесок», смонтированный на шарнирах на круге 5-метрового диаметра. «Деревья» то валятся, то встают – как живой памятник круговорота катастрофических событий.

 

Олег Пономарев (Красноярск)

"Точная видеокопия страницы с репродукцией произведения Г.Хартунга "Т" (И. С. Куликова. Филисофия и искусство модернизма. 2-е изд., доп.- М,;Политиздат, 1980.)", 2008 г.

Медиа-мэйд, масштаб варьируется

Автор основывается  на уверенности в том, что знаменатель, определенный терминами "загадка", "непредсказуемость", "пространство взрыва" является общим для числителей: "Тунгусский метеорит", "никола Тесла", "Ташизм". "Tache" в данном контексте - пятно бестаёжья в пространстве изначально таёжном, пятно "постепенного эволюционирования культуры" в пространстве "внекультурного" аффекта, "пятно любой художественной манипуляции" в пространстве культуры и общества. "Т" Хартунга - картина визуально напоминающая и взрыв, и разбросанные взрывом ёлки...

 

Виктор Сачивко (Красноярск)

«1/100»

Свето-скульптурная инсталляция из 100 мерцающих вразнобой элементов

По верху каждой из сотни круглых матовых ламп диаметром 8 см размещается скульптурная фигурка из «пластики» - парафраз традиционной резьбы северных народов по кости мамонта. Число символизирует прошедшие после Тунгусской вспышки сто лет.

По прочтении архивных записей очевидцев у автора возникло множественное дробное ощущение тусклого, мутного, тревожного огромного территориального перформанса, возникло ощущение тупости, несобранности и вялости наблюдателей. Но из сегодняшнего времени он смотрит на эту катастрофу с непонятной надеждой. Тунгусская тема как будто весела!? Возможно, так опьяняет «соблазн катастрофы», главный, по видимому, соблазн в 21 веке.      

 

Василий Слонов (Красноярск)

«В плоть планеты - Тунгусский электрошок»

Интерактивная инсталляция

Композиция из электрошокеров, синхронизированная с микрофоном, динамиком и видеоизображением. Проект иллюстрирует сверхсекретные разработки тайного научно-мистического сообщества, активизировавшегося в начале 20 века. Главной целью этого сообщества была практическая реализация теоретических расчетов нескольких поколений, инициированных в тайные знания ученых. На практике была осуществлена попытка оплодотворения Земли информационным электромагнитным суперсперматозоидом.

 

 «Синие носы» (Москва)

Вячеслав Мизин, Александр Шабуров

«Космоиконы»

Крестообразные лайтбоксы. 200х160 см.

Тетралогическое посвящение космическим мученикам – пилотам и жертвам падения мифического тунгусского космолета.

 

«Синий Суп» (Москва)

Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов, Валерий Патконен

«Озеро»

Видеоинсталляция

В сумрачной онтологически тоскливой безлюдной тайге под свинцовым небом скрывается черное блюдце мистического омута. Медленные фантастические метаморфозы водоема создают катарсическое напряжение предчувствия давно обещанного конца мира, наступающего в одном отдельно взятом месте, каких много в наших бескрайних, забытых людьми и Богом просторах.

 

Леонид Тишков (Москва)

«Сублимированный объект UnKwHXZ

200х150х150 см., макароны, клей

Композиция из длинных спагетти – сублимированного хлебопродукта посвящена памяти главного русского космического поэта Велимира Хлебникова. Парящее в воздухе «хлебное» солнце не только рифмуется с идиомой «взрыва на макаронной фабрике», но и парадоксально совпадает со свидетельствами русских землепашцев – очевидцев пролета утренней звезды: «что-то вроде снопа с помелом вышло и летело».

 «Случай Циолковского» - видеофильм, воспроизводящий пережитое калужским мечтателем видение в небе словесной фигуры из облаков.

 

Ольга и Александр Флоренские (Санкт-Петербург)

«Случай на Подкаменной Тунгуске 17 июня 1908 года»

Шитое панно, 200х300 см

Результаты запоздалого опроса непосредственных очевидцев падения тунгусского

метеорита дают довольно противоречивую картину произошедшего. Это панно

демонстрирует две взаимоисключающие версии данного события с точки зрения

охотников-эвенков братьев Чучанча и местного жителя Ивана Петрова.

 

Дмитрий Цветков (Москва)

«Тунгуска-Сердце России»

Скульптура-памятник,100x140x50 см.

Красное бархатное сердце, стоящее на квадратном фанерном подиуме украшено стразами, камнями и прочей бижутерией. На аверсе вышит слоган и стилизованный метеорит, на реверсе - стилизованное звёздное небо и полёт метеорита. На подиуме расположены эмблемы и символы России. Идея проекта: Россия любит Бога, Бог любит Россию и делает ей большие подарки в виде тунгусского метеорита. Россия гордится метеоритом, как гордится Димой Биланом или победой Зенита.  (Особенно кстати, что геометрический центр сегодняшней России расположен в Эвенкии совсем рядом с местом падения).

 

Сергей Шутов (Москва)

«Астра»

Объект из 20 обугленных бревен длиной 150-250 см.

Так назывался космический корабль в одном советском фантастическом фильме. Оттуда же звучащий аудиотрэк со словами: «Астра! Астра! Вас не слышу!». Объект представляет собой распустившийся «звездный цветок» с подпаленными пестиками и тычинками. Взрывная композиция, собранная из коротких бревен, символически перекликается с радиальной структурой вывала тунгусской тайги.

 

Специальный арт-проект

Observatorium (Роттердам)

«Эпицентр»

Паблик-арт инсталляция на травяной лужайке перед зданием музея

Наклонная платформа 3х4 метра, поднятая на сосновые стволы (бревна) на  высоту около 4-х метров.  На платформе смонтирован кабинет «исследователя» (мастерская «художника») из стола, шкафов с полками, кровати и стула. Пространство для публичного одиночества наблюдателя «внутреннего космоса». «Меблированная» площадка выкрашена в активный оранжевый цвет и становится сигналом как для автотранспорта, проносящегося  по главной городской магистрали, так и для пешеходов на площади Мира.

Кабинет без стен является и обратной метафорой герметичного здания музея, и вступает в перекличку-оппозицию с соседним бронзовым памятником писателю. Это – своеобразный постамент для живого писателя.

По приставной лестнице в «кабинет» может подняться только один человек и провести какое-то время, отвечая на вопросы анкеты о личном опыте и значении «тунгусского вещества» как Вещи из внутреннего пространства. В течение всей работы выставки планируется собирать живой архив персональных «исследований» и экспонирование его внутри музея на площадке, расположенной у окна в виду «лесной обсерватории». От подножия стволов, поддерживающих платформу, во все стороны веером разложен горбыль, напоминающий вывал тунгусского леса в «форме бабочки».

 

Специальный арт-проект

Валерий Кошляков (Москва)

"Саркофаг"

Крупномасштабная инсталляция на платформе аванзала музейного комплекса

Это - своеобразный эпиграф-пропилеи к поиску пост-катастрофической идентичности России.  Развивая излюбленный жанр «руинески» в пространстве бывшего 13-го музея Ленина в Красноярске, художник развертывает и деконструирует пафосный «египетско-гранитный» атриум в картины отечественного ландшафта, когда-то сформировавшего всех нас. Архетип ленинского мавзолея обволакивается бескрайней материей вечного российского мечтательного сна. Образ «неизменного покоя», который царил в календарях и черно-белых  учебниках географии, питает застывший монумент парка национального пейзажа.

Свободно структурированный архив советских архетипов, расставленных  в чистом поле расчерченной на клеточки (как в школьной тетради) пятисотметровой платформы, обнажает вечную проблему неоформленности российского ментального пространства.

В сюжетную игру включается как существующая бронзовая скульптурная группа ленинцев, так и окружающий ландшафт за окнами. Основной материал – живопись на холстах, гофрокартон и деревянные рейки, покрытые краской, а также  предметы советской меблировки.

 

Специальный проект экспозиционной программы

«Тунгусский архив»

Фотографии из собрания Красноярского краевого краеведческого музея

В коллекции снимков 20-30-х годов представлены характерные лица и взгляды населения Подкаменной Тунгуски и участников экспедиций Кулика.