Первый исследователь и поэт «Тунгусского дива»
(к 120-летию со дня рождения Л.А. Кулика)
А.И.Еремеева, ГАИШ МГУ, Москва
«Тунгуска» не только стала главным делом жизни для Леонида Алексеевича Кулика (1883-1941), потребовала от него невероятного мужества, самоотверженности, привела его впервые в истории науки к непосредственному открытию уникальной картины космической катастрофы. Она неожиданно для него самого пробудила в нем… поэта. И это проявилось вовсе не в известных его ученических стихах об этом явлении. Это неожиданно прозвучало в его прозаическом отчете о первой экспедиции 1927 года на Подкаменную Тунгуску – в район, где по эвенкийским легендам в начале ХХ века с Неба сошел на Землю и бушевал на ней огненный бог Огды. Написанный сразу после возвращения Кулика в Красноярск в августе 1927г. отчет об этой экспедиции (для широкой печати) был опубликован отдельной брошюрой (16 с.) в виде приложения к газете «Красноярский рабочий» с поэтическим названием «За Тунгусским дивом». Предваряющее брошюру небольшое стихотворение автора по уровню не выходит за рамки «школьных». Однако при внимательном прочтении этого полузабытого и по существу научного документа неожиданно в деловой прозе начинает звучать эпический стихотворный ритм. Он «пробивается » сквозь деловую прозу уже при описании драматических обстоятельств с нечеловеческим упорством совершенных трех бросков Кулика в дикую тайгу по горным речкам в весеннюю апрельскую распутицу (добиться более раннего начала похода с медлительными эвенками-проводниками не удалось).
С приближением к описанию главного открытия – грандиозного радиального вывала леса оно принимает форму белых стихов эпического склада, явно «нечаянных», стихийных, вызванных глубоким потрясением от сделанного открытия! Столь же высоким поэтическим стилем описывается мертвый стоячий лес в центре радиального вывала и излагается объясняющая всю картину гипотеза автора !
В 120-ую годовщину со дня рождения Л.А. Кулика на посвященной этой дате научной конференции в ГАИШ МГУ представляется уместным почтить память нашего первого метеоритолога, выдающегося исследователя-энтузиаста, напомнив фрагменты из его уникального отчета, в полной мере отразившего дух высокого научного и эмоционального подъема, который вдохновлял ученого и привёл его к цели. Фрагменты, прозвучавшие в мемориальном сообщении докладчика, приводятся в минимальной редакционной обработке автора доклада, состоявшей в «нужной» расстановке текста и некоторых сокращениях в виде отточий в квадратных скобках.
[За 9 дней экспедиция добралась к концу июня до Вановары, а затем на «шитике» - ангарской лодке для плаванья по порогам - Кулик с двумя рабочими за три недели проплыл 1300 км по реке Подкаменной Тунгуске до Енисея, закончив свой путь в Красноярске.]
Свой Отчет Л.А. Кулик заключил словами: «…Ничего подобного […] мы до сих пор не знали; и мировая литература не сохранила нам ни одного исторического случая, похожего на этот, случая, могущего нам дать ключ к правдоподобному суждению. Аэрофотосъемка здесь, между прочим, представляет особый интерес. Остается надеяться и верить в то, что это исключительное… падение будет изучено до конца.19 авг. 1927г., Красноярск.»
Ознакомиться с прозаической формой Отчета Кулика читатель может теперь по более доступному источнику – замечательной биографической книге о Л.А. Кулике «Жизнь без легенд» (Волгоград: ООО «Принт», 2003, с. 115-129), написанной его внуком В.А. Куликом-Павским.